Версия для печати
Четверг, 23 Июль 2020 15:52

Санитарное просвещение в годы Великой Отечественной войны

Методические материалы о санитарном просвещении в годы Великой Отечественной войны как одном из факторов повышения обороноспособности страны.

Автор: Камагина Ольга Евгеньевна.

    Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия «Санитарное просвещение в годы Великой Отечественной войны»
для обучающихся 9–11-х классов
 

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: формирование ценностного отношения к собственному и общественному здоровью на примерах самоотверженного служения Родине.

Задачи:

  • формирование личностного отношения обучающихся к проблемам эпидемиологической безопасности; ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих;
  • формирование гуманистических качеств личности;
  • развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения.

Методический материал носит рекомендательный характер. Учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы урока.


Слайд1

75 лет назад ценой невероятных усилий была одержана Великая Победа в схватке с жестоким и бесчеловечным врагом – фашизмом. Миллионы жизней унесла война. Нет семьи, не пережившей трагедию потери близких людей.

Несмотря на трудности и лишения военного времени, героизм, самоотверженность, высочайший профессионализм военных медиков помогли не только сохранить жизнь и здоровье миллионов наших соотечественников, но и в страшных условиях войны не допустить развития эпидемий. Во многом этому способствовало широко развёрнутое санитарное просвещение.

Знаете ли вы, что такое «санитарное просвещение»? 


Слайд2

Прочитайте определение на слайде. Найдите в тексте цели санитарного просвещения и основные мероприятия.

Санитарное просвещение – совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на сохранение, укрепление и скорейшее восстановление здоровья и трудоспособности человека, на продление его активной жизни. (Большая медицинская энциклопедия)

Найдите в словаре определение понятий «агитация» и «пропаганда». Какое из приведённых определений применимо к теме занятия?

Существует ли, по вашему мнению, разница между агитацией и пропагандой, между агитационными и пропагандистскими мероприятиями? Поясните свой ответ.

Согласны ли вы с утверждением, что основное различие пропаганды и агитации состоит в том, что пропагандой обычно воздействуют преимущественно на разум людей с помощью логических доказательств, а агитация обращена, прежде всего, к чувствам и эмоциям человека? Поясните свой ответ.


Слайд3

В конце XIX – начале ХХ века многие деятели земской медицины России пропагандировали санитарное просвещение населения – привлечение самих людей к охране здоровья.

Задание 1 (рабочий лист)

 

 


Слайд4

В 1928 году в Москве был создан Институт санитарной культуры Мосздравотдела, в 1938 году он преобразован в Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения Наркомздрава СССР.

Особое значение имела деятельность Центрального института санитарного просвещения в годы Великой Отечественной войны.

В Российском государственном архиве научно-технической документации (РГАНТД) хранятся документы, рассказывающие об организации санитарного просвещения в годы войны.

Задание 2 (рабочий лист)


Слайд5

Одна из основных задач санитарного просвещения – организация помощи фронту.

Подберите в тексте статьи «В борьбе за санитарное благополучие (о деятельности Центрального института санитарного просвещения в годы Великой Отечественной войны)» комментарии к плакатам, размещённым на слайде.

 

 


Слайд6

Охрана детства, здоровья подрастающего поколения – одна из основных задач санитарного просвещения в годы Великой Отечественной войны.

Ознакомьтесь с изображениями на слайде и материалами, представленными на официальном сайте РГАНТД.

Выполните задание по ссылке.

qr-1

 

 

 

 

 


Слайд7

В материалах, размещенных на сайте архива, найдите и перечислите формы санитарного просвещения населения, которые использовал ЦИСП в годы войны.

Согласны ли вы с утверждением, что в условиях военного времени, когда испытывалась потребность в массовых доходчивых и эмоциональных формах санитарной агитации и пропаганды, именно театру была отведена особая роль? Почему? Аргументируйте свой ответ, используя текст.

Задание 3 (рабочий лист) 


Слайд8

В 1941 году на Апрелевском заводе была выпущена экспериментальная серия грампластинок Института санитарного просвещения Наркомздрава СССР.

Перейдите на сайт ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения Роспотребнадзора» и ознакомьтесь с этой уникальной коллекцией.

- Какова цель выпуска этих грампластинок?
- Кто стал автором текстов? Почему?
- Кем были озвучены тексты? Почему создатели серии остановили свой выбор на голосе этого диктора?

Послушайте аудиозапись грампластинки «Не курите», нажав на соответствующее изображение. Какое впечатление произвела на вас эта запись? Потеряло ли это обращение со временем свою актуальность? Аргументируйте свой ответ.


Слайд9

Прочитайте цитату из статьи «Санитарная агитация и пропаганда», размещенную на слайде. Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ.

Как соотносятся между собой в контексте темы занятия понятия «агитация», «пропаганда», «просвещение»?

* Задание 4 (рабочий лист)

* Задание 5 (рабочий лист)