golos

8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Пятница, 13 Март 2020 15:08

Сталинград в воспоминаниях защитников города

Сталинград в годы Великой Отечественной войны – крупный промышленный город, стоящий на основной судоходной артерии нашей страны – реке Волге, а также ключевой опорный пункт на пути немецких войск к кавказским месторождениям нефти. Сражение в городе и его окрестностях длилось 200 дней.

Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия «Сталинград в воспоминаниях защитников».

Авторы: А. В. Левин, А. С. Сементковский

 Рекомендации по работе с материалами тематического занятия (классного часа) «Сталинград в воспоминаниях защитников города»
для обучающихся 9–11-х классов
 

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]
Материалы для учителя [PDF] [DOCX]

Пламя рвётся ввысь, там закручивается клубами, выпускает чёрный дым. Пламя разлетается в стороны. Пламя падает в реку. Пламя лижет воду, жрёт её, и широкая лента огня течёт по Волге. Я обомлела – горит Волга! Всё горит – земля, небо, вода. В этом пожарище сновали девочки-медсёстры, они на носилках выносили раненых из боя на переправу и сами падали под обстрелом. (Сталинградская зенитчица Зинаида Матвеева)

Цель: воспитание у обучающихся патриотизма и чувства гражданской ответственности на примере изучения хода и исторического значения стратегической Сталинградской наступательной операции.

Задачи:

  • развитие умения анализировать информацию, представленную в различных источниках о стратегической Сталинградской наступательной операции, способности аргументированно высказывать свою точку зрения, делать выводы;
  • воспитание уважения к историческому прошлому своего государства через осознание роли стратегической Сталинградской наступательной операции, которая положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны;
  • формирование патриотических чувств и опыта нравственного поведения личности.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия.


Слайд1

2020 год – юбилейный – отмечается 75-летие Великой Победы в Великой Отечественной войне.

Особое место в истории Великой Отечественной войны занимает Сталинградская битва, которая по размаху и напряжённости боевых действий превзошла все предшествующие сражения мировой истории.

Сегодня вы можете найти информацию об участниках Великой Отечественной войны во множестве источников и электронных ресурсов. Например, сайт «Память народа» позволяет изучить наградные документы бойцов и командиров Красной армии, свидетельства мужества защитников Сталинграда.

Классный час будет посвящён одному из самых ярких событий в истории Великой Отечественной войны, а именно разгрому немецких, итальянских и румынских войск под Сталинградом в 1943 году. 


Слайд2

Существует множество источников с информацией о событиях Великой Отечественной войны. Одним из таких ресурсов является интерактивная образовательная карта городов-героев и городов воинской славы «Героика». Здесь собрана информация о всех городах-героях и городах воинской славы, в том числе информация о городе-герое Сталинграде. Отличительной особенностью проекта «Героика» является возможность пройти тесты и проверить свои результаты.

Ознакомьтесь с информацией о городе-герое Сталинграде на сайте geroika. Пройдите тест, чтобы проверить свои знания.

Историки пользуются различными источниками информации, и особое место среди них занимают воспоминания участников событий.

В чём заключается важность этого источника?


Слайд3

1. Какими факторами определялась стратегическая важность города Сталинграда? Почему немцы рвались к нему и прикладывали усилия для его захвата?

2. Считаете ли вы, что получили исчерпывающие сведения о Сталинградской битве?

3. Какие источники создают полную картину Сталинградской битвы?

 


Слайд4

23 августа немецкой авиацией город был практически стёрт с лица земли.

Выполните задание 1 в рабочем листе.

 

 
 


Слайд5

6-я армия Паулюса совершила бросок через донские степи и ворвалась в город. Бои разворачивались буквально за каждый дом, многие места боёв стали символами обороны Сталинграда.

Выполните задание 2 в рабочем листе.

 

 


Слайд6

1–2 октября 1942 года бомбардировки рабочих посёлков и заводов не прекращались в течение дня. Переправа и командный пункт 62-й армии непрерывно обстреливались артиллерийским и миномётным огнём, разрывы ложились подозрительно близко к оставшимся до сих пор целыми нефтебакам, стоявшим на обрыве в непосредственной близости от командного пункта.

Штаб В. И. Чуйкова, командующего 62-й армией, оказался окружен потоками горящих нефтепродуктов.

Выполните задание 3 в рабочем листе.
 


Слайд7

Бои шли на руинах зданий, среди гор битого кирпича и искорёженного железа. Исключением не стали даже разрушенные заводские цеха.

Выполните задание 4 в рабочем листе.

 

 


Слайд8

День 11 ноября 1942 года был одним из самых тяжёлых дней в обороне города. Вот как вспоминает этот момент Александр Ильич Родимцев, командир 13-й стрелковой дивизии:

Противнику удалось овладеть территорией завода «Баррикады» и выйти к Волге. Однако дальше он не прошёл – наткнулся на непреодолимое сопротивление советских воинов 138-й стрелковой дивизии полковника И. И. Людникова, закрепившихся на маленьком клочке земли и преградивших дорогу врагу. Неоднократные бешеные атаки гитлеровцев захлебнулись… Проходя по траншеям, разговаривая с гвардейцами, я не переставал восхищаться стойкостью советского человека…

Как вы считаете, люди, останавливающие немецкие атаки на «маленьком клочке земли» перед самой Волгой, осознавали важность этого самого «клочка земли»? Почему?


Слайд9

19 ноября 1942 года началась операция по окружению сталинградской группировки немцев.

Артподготовка тогда с нашей стороны была мощная – минут сорок длилась, аж было небо в зареве, как будто горит всё! И вот через сорок минут я дал залп в глубь позиций противника. Я старался залп очень чувствительный дать, чтобы деморализовать немцев окончательно. Так и получилось – их ведь сначала артиллерия долбила, потом ещё и «катюши». А после этого сразу пехота в атаку – по нашему сигналу. Причем пехотинцы даже с оркестром наступали, чтобы окончательно врага деморализовать. Знамена развеваются… И удалось тогда нашим пехотинцам разорвать южную и северную немецкие группировки под Сталинградом. Вот тут уже чувствовалось, что идёт к победе.

Гуревич Павел Григорьевич (Гиршевич),
командир батареи 88-го гвардейского минометного полка «катюш».

  1. Какой вклад внесли артиллеристы в успех операции по окружению гитлеровцев под Сталинградом?
  2. Какой вклад в разгром вражеских войск внесла артиллерия?
  3. Как вы думаете, почему именно этот день считается Днём ракетных войск и артиллерии?

Слайд10

2 февраля 1943 года – день, когда капитулировали последние части окружённых немецких войск.

2 февраля вдруг внезапно прекратилась канонада, и на передовой воцарилась пронзительная тишина. Это было так непривычно и невыносимо, что от этой тишины стали болеть уши ... Вдруг звонят по полевому телефону из штаба батальона: «Война кончилась! Выходи из окопов!» Мы сидим в яме, семнадцать человек. Всё, что осталось от роты. Грязные, заросшие, вшивые, оборванные. Я вылез наверх и увидел, как в сторону наших позиций идут колонны пленных немцев… И только тут мы поняли, что вопреки всем законам войны, всякому здравому смыслу, мы остались живы! Кто был постарше, стали плакать от счастья, а я на них кричал: «Прекратить слезы! Отставить!»

Сегал Ефим Иосифович,
лейтенант, командир взвода 201-го стрелкового полка
84-й Краснознаменной имени Тульского пролетариата стрелковой дивизии.

Какие эмоции испытывал автор воспоминаний в описываемый момент? Почему?

Выполните задание 5 в рабочем листе.


Слайд11

Сталинградская битва стала одной из самых кровопролитных в истории Великой Отечественной войны. Героическая победа Красной армии под Сталинградом положила начало коренному перелому в войне и стала предвестником скорой победы над нацистской Германией. Весь мир следил за исходом этого сражения.

На слайде вы можете видеть кадр кинохроники, запечатлевшей фонтан «Бармалей», – один из символов Сталинграда и Сталинградской битвы.

Победа под Сталинградом была достигнута благодаря несгибаемой стойкости и мужеству солдат и офицеров Красной армии и мирных жителей Сталинграда.

Выполните задание 6 в рабочем листе.


Слайд12

Перед вами фотография боев за Сталинград зимой 1942–1943 гг.

В это время силы Красной армии перешли в наступление, окружили врага и в результате упорных боев вынудили капитулировать немецкую армию под Сталинградом.

Ознакомьтесь с инфографикой по Сталинградской битве и выполните задание 7 в рабочем листе.

 


Слайд13

1. С какими источниками информации вы сегодня работали?

2. Какое место среди них занимают воспоминания участников событий? Какие воспоминания запомнились больше всего и почему?

3. Что нового вы сегодня узнали о Сталинградской битве?