8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Понедельник, 24 Май 2021 12:01

Уральский добровольческий танковый корпус

11 марта 2020 года исполнилось 77 лет со дня формирования Уральского добровольческого танкового корпуса – легендарного воинского соединения, ставшего в годы Великой Отечественной войны ярким примером единства фронта и тыла, а также частью великой истории нашей страны.

Автор: Кавтаева Елена Михайловна.

Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия «Уральский добровольческий танковый корпус»
для обучающихся 10–11-х классов
 

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: формирование ценностного отношения к событию, ставшему символом единения фронта и тыла во имя победы над фашистскими захватчиками в грозные годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Задачи:

  • воспитание у обучающихся благодарной памяти о людях, внесших большой вклад в победу;
  • воспитание у обучающихся чувства патриотизма и гражданской ответственности;
  • формирование гуманистических качеств личности;
  • развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения.

Методический материал носит рекомендательный характер. Учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы урока.


Слайд1

Справка
Уральский добровольческий танковый корпус (УДТК) – это уникальное танковое соединение, которое было создано сверхурочным трудом уральских рабочих на добровольные взносы жителей трёх областей – Свердловской, Челябинской и Молотовской (ныне – Пермский край).

Задание 1 (рабочий лист)
Рассмотрите изображение на слайде и видеофрагмент, выполните задание.

1. О чём пойдёт речь на классном часе?
2. Сформулируйте вопросы к теме «Уральский добровольческий танковый корпус», ответы на которые вы хотели бы получить в ходе занятия.
3. Сформулируйте цель и задачи нашего занятия.


Слайд2

Задание 2 (рабочий лист)
Прочитайте текст, рассмотрите изображение на слайде, изучите статью в газете, выполните задание.

1. Как вы понимаете название заметки в газете «Уральский рабочий» – «Танковый корпус сверх плана»?
2. Объясните, что вдохновило коллектив танкостроителей Урала выступить с инициативой по созданию танкового корпуса сверх плана.
3. Почему для уральских рабочих было важно одобрение их инициативы руководством СССР?

Аргументируйте свой ответ.


Слайд3

Задание 3 (рабочий лист)
Прочитайте текст и проанализируйте заявление, выполните задание.

1. Объясните, почему уральские рабочие показали высокую активность в период формирования танкового корпуса.
2. О чём говорит тот факт, что добровольный сбор средств в фонд создания корпуса проводился по всему Уралу?
3. Используя текст документа, объясните, что заставляло квалифицированных рабочих сменить рабочую одежду на военную форму.


Слайд4

Задание 4 (рабочий лист)
Рассмотрите изображения на слайде, прочитайте и проанализируйте текст, выполните задание.

1. Используя текст, докажите, что УДТК был создан при участии рабочих и жителей трёх областей Урала. Можно ли считать этот факт уникальным?
2. Докажите, что танковый корпус был укомплектован за очень короткий период времени. В чём причина такой срочности? 

Работа в группах
3. Рассмотрите военные плакаты и дайте им названия. 

Ответ к плакату № 1: Оружие Победы.
Ответ к плакату № 2: Славится богатырями земля наша.

Посмотрите видеофрагмент и послушайте гимн «Чёрных ножей». 


Слайд5

Задание 5 (рабочий лист)
Прочитайте и проанализируйте наказ добровольцам, выполните задание.

1. Чем должен был стать представленный наказ для уральских добровольцев?
2. В чём заключается смысл выделенного в тексте предложения?
3. Предположите, каким был ответ рабочих-добровольцев. 


Слайд6

 Справка
10 июня 1943 года корпус прибыл в Подмосковье, где 25 июня вошел в состав войск 4-й танковой армии генерал-лейтенанта танковых войск Василия Михайловича Баданова. Весомую лепту в победу наших войск в Великой Отечественной войне внесла 4-я гвардейская танковая армия.

Она формировалась согласно директиве Ставки Верховного Главнокомандования от 26 июня 1943 года в Московской области – в районах Солнечногорска, Загорска и Кубинки. Управление её основывалось на базе 19-го кавалерийского корпуса. Командующим армией был назначен генерал-лейтенант Василий Михайлович Баданов – ветеран Первой мировой и Гражданской войн, опытный командир.

В начале Великой Отечественной войны он командовал танковой дивизией. Под Сталинградом, командуя 24-м танковым корпусом, осуществил смелый рейд в тыл противника на глубину до 300 км и занял станицу Тацинскую. Здесь корпус уничтожил на вражеском аэродроме до 300 самолётов и в течение пяти суток удерживал ее. Генерал Баданов первым в Красной армии был награжден орденом Суворова II степени.

Справка
Орловская наступательная операция (кодовое наименование «Кутузов») – советская наступательная операция, которая была проведена с 12 июля по 18 августа 1943 года во время Курской битвы для окончательного разгрома группировки противника под Орлом.

Задание 6 (рабочий лист)
Прочитайте фрагмент воспоминания, выполните задание.

1. Используя контекстные знания по истории, определите военную операцию Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., получившую название «Кутузов».
2. Обозначьте боевые задачи, которые были поставлены перед 4-й танковой армиейгенерал-лейтенанта танковых войск Василия Михайловича Баданова.
3. Покажите на конкретных примерах из текста, насколько стремительными были наступательные действия 4-й танковой армии.  


Слайд7

Справка
Боевой путь УДТК составил свыше 5500 км, из них с боями 2000 км от Орла до Праги. Уральский добровольческий танковый корпус участвовал в Орловской, Брянской, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Сандомирско-Силезской, Нижне-Силезской, Верхне-Силезской, Берлинской и Пражской наступательных операциях.

Задание 7 (рабочий лист)
Прочитайте тексты, изучите карту, выполните задание.

1. Используя схему боевого пути УДТК, назовите и охарактеризуйте военные операции Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., в которых участвовал Уральский добровольческий танковый корпус.
2. О чём говорит тот факт, что Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин 27 раз объявлял корпусу и его частям благодарность? Как Родина оценила мужество и героизм воинов-уральцев?
3. Прокомментируйте представленный факт. Сделайте выводы. 


Слайд8

Справка
Уральцы-добровольцы закончили войну 9 мая 1945 года в Праге. В 4 часа в город вошли главные силы корпуса, а вскоре и другие соединения 4-й танковой армии.

Задание 8 (рабочий лист)
Прочитайте текст, выполните задание.

Оцените вклад воинов-уральцев в Великую Победу над фашистской Германией. 


Слайд9

Справка
На площади у железнодорожного вокзала Екатеринбурга стоит памятник, символизирующий силу и мощь грозного Урала в годы Великой Отечественной войны, единство фронта и тыла.

Задание 9 (рабочий лист)
Рассмотрите изображения на слайде, прочитайте стихотворение, выполните задание.

1. Какой смысл вложил автор в эти стихотворные строки?
2. Подумайте, можно ли считать УДТК гордостью и детищем Урала.
3. Используя материалы занятия, перечислите города, в которых установлены памятники героям-уральцам.


Слайд10

Задание 10 (рабочий лист)
Прочитайте документ, выполните задание.

О чём говорит факт выхода Указа?