15 марта 1945 года началась Верхне-Силезская наступательная операция Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Она проводилась войсками 1-го Украинского фронта под командованием Ивана Степановича Конева с целью ликвидации угрозы флангового удара и овладения Силезским промышленным районом. В ходе этой операции фронт Конева получил возможность сосредоточить свои усилия на подготовке заключительного сражения Великой Отечественной войны, самого крупного сражения в истории…
Автор: Кавтаева Елена Михайловна
Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия «Верхне-Силезская наступательная операция»
для обучающихся 9–11-х классов
Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]
Цель: формирование ценностного отношения к событиям Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., осмысление обучающимися опыта героической защиты Родины.
Задачи:
- воспитание у обучающихся благодарной памяти о людях, установивших мир на планете, чувства гордости за свою страну;
- воспитание у обучающихся чувства патриотизма и ответственности;
- развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения;
- формирование гуманистических качеств личности.
Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы урока.
Задание 1.
Изучите изображение и комментарий на слайде. Выполните задание.
1. Какому историческому событию посвящено изображение на слайде?
2. Попробуйте сформулировать цель и задачи нашего занятия.
3. Сформулируйте возможные вопросы, ответы на которые вы бы хотели получить в ходе этого занятия.
Аргументируйте свою точку зрения.
Задание 2.
Проанализируйте тексты, изучите карту и выполните задание.
1. Что общего в этих фрагментах?
2. Используя карту, покажите район, о котором Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин сказал: «Золото».
3. Объясните, почему гитлеровцы упорно сопротивлялись, отстаивая каждый населённый пункт и рубеж на данном направлении.
С какой целью на данный участок фронта была брошена танковая дивизия «Охрана фюрера»?
Задание 3.
Изучите воспоминания и карту, размещённую в рабочем листе. Выполните задание.
1. Объясните, в чём заключался план советского командования. В чём вы видите его сильные стороны?
2. Какие задачи были определены планом советского командования перед выходом на линию Штрелен – Мюнстерберг – Троппау?
Попробуйте обозначить эту линию на карте.
3. Обозначьте военную тактику, которую командующий фронтом применил в данной военной операции?
Задание 4.
Рассмотрите изображение на слайде, проанализируйте фрагмент текста. Выполните задание.
Опираясь на текст, выберите из предложенного ряда верные утверждения.
Задание 5.
Изучите текст телеграммы и выполните задание.
Какое влияние оказала данная телеграмма на весь личный состав армии?
Задание 6.
Проанализируйте данные, выполните задание.
Используя статистические материалы, оцените масштабы Верхне-Силезской наступательной операции.
Аргументируйте свое мнение.
Задание 7.
Рассмотрите изображение на слайде, изучите текст и выполните задание.
1. В чём заключалось мужество и героизм Н. Х. Хазипова?
2. Узнав о подвиге и фактах короткой жизни танкиста Н. Хазипова, как бы вы могли охарактеризовать этого человека?
3. Как вы считаете, мог ли Н. Х. Хазипов поступить иначе?
Задание 8.
Просмотрите изображение на слайде и видеофрагмент.
Объясните, какое значение имело победоносное завершение Верхне-Силезской наступательной операции 1945 года в разгроме фашизма?