8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Среда, 20 Ноябрь 2019 00:00

«Восстань из пепла, Севастополь!»

Восстановление Севастополя после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков часто называют «третьим подвигом Севастополя».

Беззаветная любовь к родному городу, самоотверженность, трудовой героизм позволили возродить город из пепла за рекордно короткий срок.

Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия «Восстань из пепла, Севастополь!».

Автор: Ольга Евгеньевна Камагина


 Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия (Урока мужества) «Восстань из пепла, Севастополь!»
для обучающихся 8–11-х классов
 

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: формирование ценностного отношения к событиям послевоенного периода Отечественной истории, к героическому трудовому подвигу народа во имя возрождения и процветания Родины.

Задачи:

  • воспитание у обучающихся благодарной памяти о людях, победивших фашизм и возродивших Отечество, чувства гордости за свою страну;
  • формирование личностного отношения обучающихся к проявлениям трудового героизма и самоотверженности во имя Родины;
  • формирование гуманистических качеств личности;
  • развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения.

Методический материал носит рекомендательный характер. Учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы урока.


Слайд1Перед нами старые фотографии города, история которого – пример мужества, стойкости, верности во все времена. Это Севастополь.
Что изображено на этих фотографиях? Как вы считаете, они сделаны в одно время?
За недолгую историю своего существования (город был основан в 1783 году) Севастополь дважды был стёрт с лица земли.

* В 1854–1855 гг. – 349-дневная оборона Севастополя в ходе Крымской войны, 1941–1942 гг. – 250-дневная оборона города в самый тяжёлый период Великой Отечественной войны.

Задание № 1 (рабочий лист).

Предположите, о чем пойдет речь на занятии. Какие аспекты этой темы могут быть рассмотрены?

Послушайте куранты Севастополя.
Знаете ли вы эту мелодию?
Предположите, когда могла быть написана песня «Легендарный Севастополь», ставшая официальным гимном города-героя.

* 17 октября 1954 года, в день проведения мероприятий в честь 100-летия обороны Севастополя 1854–1855 гг., на стадионе флота песню пел пятитысячный объединённый хор моряков, жителей Севастополя, участников художественной самодеятельности в сопровождении сводного военного оркестра.
Автор музыки – композитор Вано Мурадели, стихи написал поэт Петр Градов.

К 1954 году центральная часть Севастополя была восстановлена.


Слайд2Задание № 2 (рабочий лист).

Севастополь был освобожден от оккупантов в мае 1944 года, ровно за год до великой Победы. Предположите, как выглядел город сразу после освобождения. Какие чувства у освободителей мог вызвать вид разрушенного города?

Задание № 3 (рабочий лист).

 Послушайте «Севастопольский вальс» в исполнении Георга Отса.
Песню написали в 1955 году композитор Константин Листов и поэт Георгий Рублёв. Песня стала популярной, нередко её называют неофициальным гимном Севастополя.
Какие чувства у вас вызывают мелодия и слова песни? Как вы считаете, почему эта песня появилась в 1955 году?


Слайд3Задание № 4 (рабочий лист).

Посмотрите видеосюжет и ответьте на вопросы.

Как называют период восстановления Севастополя? Как вы думаете, почему?

* (третий подвиг)

Видеосюжет был создан на основе архивных документов, воспоминаний, газет и журналов того времени.


Слайд4Рассмотрите плакаты, представленные на слайде. Ответьте на вопросы.

Как вы думаете, к какому периоду отечественной истории относятся эти плакаты? Аргументируйте свой ответ.

Вспомните статистические данные о материальных потерях СССР в годы Великой Отечественной войны. Как вы считаете, почему в короткие сроки наша страна была восстановлена?

* На территории СССР было разрушено 1710 городов, 70 тысяч сел и деревень, 32 тысячи промышленных предприятий. Общий материальный ущерб составил 2 трлн 569 млрд рублей в довоенных ценах.

 Используя материалы Архива города Севастополя, выполните задания в рабочем листе и интерактивное задание.

Qr-codeЗадание № 5 (рабочий лист).

Интерактивное задание

Соедините фотографии Севастополя после его освобождения в 1944 году с современными фото. Используйте материалы Государственного архива Севастополя.

Как вы считаете, сбылось ли предсказание Константина Паустовского о том, каким будет город после восстановления?
(Для ответа используйте текст задания 2 рабочего листа).

 


Слайд5

8 мая 1984 года в Севастополе открыли памятник «Строителям Севастополя» (Памятник в честь возрождения города Севастополя). Автор проекта – архитектор С. А. Целовальник.

Общая высота объёмно-пространственной композиции из архитектурных форм – 3,8 метра. Два гранитных куба поставлены один на другой со смещением. На памятнике установлены две колонны дорического ордена. На фасадах памятника укреплены знак «Отличник строительства Севастополя» из морской латуни и мемориальная надпись: «Трудовому подвигу севастопольцев – строителям, проектировщикам, морякам-черноморцам и жителям Севастополя, возродившим город из руин войны. 1944–1954 гг.».

Как вы думаете, что, по замыслу автора памятника, символизируют гранитные кубы и мраморные колонны?

Два гранитных куба символизируют «город-крепость, бастион».
Одна из колонн, символизирующая разрушение города, стилизованно разрушена и установлена на выступе нижнего куба. Целая колонна, символ восстановленного Севастополя, покоится на площадке стилобата.
* Колонны также символизируют преемственность Севастополя и Херсонеса.

Задание № 6 (рабочий лист).