8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Понедельник, 10 Февраль 2020 15:54

Ялтинская конференция. 75 лет дипломатии Великой Победы

Ялтинская конференция, которая состоялась с 4 по 11 февраля 1945 года, и её роль в послевоенном мироустройстве имеют большое историческое значение. Система международных отношений, основанная на решениях Ялтинской конференции, обеспечила мир в Европе в течение многих десятилетий и просуществовала до конца XX века. Некоторые её элементы, такие как ООН, продолжают действовать и поныне.

Автор: Мелина Светлана Ивановна.

  Рекомендации по работе с материалами тематического занятия «Ялтинская конференция. 75 лет дипломатии Великой Победы»
для обучающихся 10-х классов
 

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]
Материалы для учителя [PDF] [DOCX]

Цель: воспитание у обучающихся патриотизма и чувства гражданской ответственности на примере изучения основных решений и исторического значения Ялтинской (Крымской) конференции.

Задачи:

  • развитие умения анализировать информацию, представленную в различных источниках об исторических событиях, связанных с 75-летием Ялтинской конференции, и способности аргументированно высказывать свою точку зрения;
  • воспитание уважения к историческому прошлому своего государства через осознание роли Ялтинской (Крымской) конференции и её принципов в послевоенных международных отношениях;
  • формирование патриотических чувств и опыта нравственного поведения личности.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия.


Слайд1

Задание 1.

Рабочий лист. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.

• Каким событиям посвящена статья в газете «Правда»?
• Как вы думаете, почему в газете не указано место и дата проведения конференции?
• Можно ли из этой статьи определить значение Ялтинской (Крымской) конференции? В чём оно состоит?
• О чём будет идти речь сегодня на классном часе?


Слайд2

Задание 2.

Рабочий лист. Прочитайте текст. Выполните задание по ссылке.

Почему решили проводить конференцию именно в Ялте? Всё дело в том, что это было несколько символично. Ялта была тем городом, который совсем недавно освобождён советскими войсками. Гитлер считал, после того как Крым будет завоёван немецкими войсками, он останется немецким навсегда, т. е. Ялта стала бы лучшим курортом Германии. Таким образом, советская Ялта была символом освобождения людей от фашистского ига.

Участники конференции располагались в трёх дворцах:

  • делегация СССР во главе с И. В. Сталиным – в Юсуповском дворце;
  • делегация США во главе с Ф. Д. Рузвельтом – в Ливадийском дворце;
  • делегация Великобритании во главе с У. Черчиллем – в Воронцовском дворце.

Слайд3

Задание 3.

Рабочий лист. Прочитайте текст. Вставьте в текст пропущенные слова и цифры. Выполните задание по ссылке. Ответьте на вопрос.

• Почему были предприняты беспрецедентные меры для обеспечения безопасности при подготовке Ялтинской (Крымской) конференции? Аргументируйте свой ответ.
 


Слайд4

За два месяца (декабрь-январь 1945 года) на полуострове с разрушенными городами и сожжёнными селами в авральном режиме произвели колоссальный объм работ. В Крым подогнали 1 500 вагонов с дефицитными в годы войны материалами, оборудованием и мебелью.

Рассмотрите изображение на слайде. Ответьте на вопрос.

• Почему для совещаний делегаций, которые проходили в самом большом зале Ливадийского дворца, был оборудован большой круглый стол переговоров? Выберите правильный ответ.

  1. Цель обсуждения – обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой проблемы.
  2. Все участники круглого стола выступают в роли пропонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников).
  3. Все участники обсуждения равноправны, никто не имеет права диктовать свою волю и решения.
  4. Все ответы верны.

Посмотрите видеофрагменты:

Ялтинская конференция 1945 года. Официальная кинохроника. Фрагмент 1.
Ялтинская конференция 1945 года. Официальная кинохроника. Фрагмент 2.
Ялтинский триумф Сталина.

Выполните задание по ссылке.

Согласно легенде, король Артур ввёл именно круглый стол для того, чтобы участники пиршеств не спорили друг с другом о лучшем месте и чувствовали себя равноправными.


Слайд5

Задание 4.

Рабочий лист. Групповая работа (учащиеся представляют делегации СССР, США, Великобритании и предлагают варианты послевоенного устройства мира).

• Рассмотрите карту. В соответствии с данными на карте обозначьте зоны оккупации и зоны влияния СССР, США и Великобритании.
• Какие проекты решений предлагали делегации СССР, США и Великобритании?


Слайд6

Посмотрите видеофрагмент и выполните задание по ссылке.

Определите круг обсуждаемых военных и политических вопросов Ялтинской (Крымской) конференции (верно или неверно).
 

 

 


Слайд7

Задание 5.

Рабочий лист. Соотнесите решения конференции (название решения его содержанию).
Запишите в ответ буквы, расположив их в порядке, соответствующем цифрам.

 

 


Слайд8

Посмотрите видеофрагмент.
Сделайте вывод об историческом значении Ялтинской (Крымской) конференции. Аргументируйте свой ответ.

 

 

 


Слайд9

Задание 6.

Рабочий лист. Прочитайте текст.
Изменился ли мир спустя 15 лет после встречи внуков «Большой тройки»? Прокомментируйте их высказывания.

 

 


Слайд10

Идея установки памятника, посвящённого Ялтинской (Крымской) конференции, возникла спустя много лет.

В 2005 году скульптором Зурабом Церетели был подготовлен монумент, изображающий лидеров СССР, США и Великобритании. Вес композиции около 10 тонн, в качестве материала выбрана бронза. Памятник был торжественно открыт 5 февраля 2015 года в рамках 70-летия проведения конференции.

Рассмотрите изображение на слайде, ответьте на вопросы:

  • Почему у памятника нет постамента?
  • Согласны ли вы с утверждением, что гигантские фигуры скульптурной группы соответствуют уровню личностей «большой тройки»?
  • Можно ли по взглядам лидеров угадать атмосферу взаимоотношений участников Ялтинской (Крымской) конференции?

Любая статистика, политические и общественные события могут быть отражены в инфографике.

Задание 7.

Рабочий лист. Прочитайте текст. Объясните идею Ялтинской конференции в инфографике. Ответьте на вопросы.

  • Какие факты из видеофрагментов или текста могли бы найти отражение в вашей инфографике «Итоги Ялтинской конференции»?
  • Какие символы, фотографии вы могли бы использовать при создании инфографики? Обоснуйте свой ответ.
  • Можно ли из предложенных вами элементов инфографики определить значение Ялтинской конференции? В чём оно состоит?
  • Можно ли Ялтинскую конференцию считать дипломатией Великой Победы? Аргументируйте свой ответ.

Хочется закончить словами Ф. Рузвельта, которые уже звучали сегодня на уроке:

«Я уверен, что народы мира будут рассматривать достижения этого совещания как действительную гарантию того, что наши три великие нации могут работать в мире так же хорошо, как и в войне».