golos

8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Пятница, 10 Апрель 2020 15:22

Писатель Юрий Бондарев о Великой Отечественной войне

Юрий Бондарев – писатель, фронтовик, основоположник «лейтенантской прозы», автор многих пронзительных книг о Великой Отечественной войне, воплотивший в себе высокую интеллигентность и простоту обыкновенного русского человека. Юрий Васильевич Бондарев до сих пор в строю, продолжает заниматься творчеством и общественной деятельностью.

Автор: Кавтаева Елена Михайловна

    Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия «Писатель Юрий Бондарев о Великой Отечественной войне»
для обучающихся 10–11-х классов
 

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: формирование ценностного отношения к людям, чьи имена вписаны в отечественную историю.

Задачи:

  • воспитание у обучающихся благодарной памяти о людях, внесших большой вклад в развитие отечественной культуры;
  • воспитание у обучающихся чувства патриотизма и гражданской ответственности;
  • развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения;
  • формирование гуманистических качеств личности.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы занятия.


Слайд1

Справка:
Юрий Васильевич Бондарев, русский и советский писатель, сценарист, член Союза писателей СССР, общественный деятель.

Задание № 1.

Прочитайте основные принципы жизни и творчества Юрия Бондарева и выполните задание.

1. Что вы можете сказать об авторе этих строк?
2. Что автор говорит о патриотизме?
3. Сформулируйте цель и задачи нашего занятия.

Сформулируйте возможные вопросы к теме «Писатель Юрий Бондарев о Великой Отечественной войне».


Слайд2

Справка:
Детство Юры, появившегося на свет 15 марта 1924 года в Орске, прошло в переездах – Урал, Средняя Азия, Оренбуржье, далее – Замоскворечье. Мать являлась для ребёнка воплощением любви и нежности, Василий Васильевич (отец писателя) – бесстрашия и стойкости. По вечерам читались книги, особенно русская классика, повлиявшая на развитие творческих способностей мальчика. Поначалу предпочтение отдавалось иной профессии – моряка. Но однажды всё изменил урок литературы, на котором на весь класс прозвучало его лучшее сочинение о летних каникулах у дяди и двоюродного брата Сашки, научивших тонкостям и премудростям охоты, рыбалки, строительства шалаша и полевой жизни на реке Белой под Уфой. Учительница, заметив талант подопечного, рекомендовала заниматься писательством. В 1931 году Бондаревы переехали в Москву, жили в Замоскворечье. Юрий учился и даже выпускал журнал в родной 516-й школе.

Задание № 2.

Прочитайте фрагмент рассказа, выполните задание.

  1. Какие мысли и чувства переполняли Юрия Бондарева в детстве?
  2. В силу каких причин изменилось мировосприятие Юрия Бондарева в молодости? Аргументируйте свой ответ.

Слайд3

Справка:
В 1941 году комсомолец Бондарев вместе с тысячами молодых москвичей участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Потом была эвакуация, там Юрий закончил 10-й класс. Летом 1942 года его направили на учебу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое было эвакуировано в город Актюбинск. В октябре того же года курсанты были направлены под Сталинград. Бондарев был зачислен командиром минометного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии.
В боях под Котельниковским он был контужен, получил обморожение и легкое ранение в спину. После лечения в госпитале служил командиром орудия в составе 23-й Киевско-Житомирской дивизии. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. В боях за Житомир был ранен и снова попал в полевой госпиталь.

Задание № 3.

Прочитайте фрагмент рассказа, выполните задание.

  1. Как Юрий Бондарев описывает эпизоды тяжёлых фронтовых будней под Сталинградом?
  2. Используя текст, ответьте, о каких знаках победы говорит писатель в своих воспоминаниях? Аргументируйте свой ответ. 

Слайд4

Задание № 4.

Прочитайте высказывание писателя, выполните задание.

1. Какой смысл вложил Юрий Бондарев в эту фразу?
2. Как вы понимаете высказывание писателя: «Я постарался осмыслить их судьбы»? Объясните, зачем этот прием был необходим писателю.
Аргументируйте свой ответ.


Слайд5

Задание № 5.

Рассмотрите изображение на слайде, выполните задание.

1. Что объединяет произведения, обложки которых вы видите в рабочем листе?
2. Объясните, почему книги Ю. Бондарева выходили в серии «Лучшие книги СССР»? Аргументируйте свой ответ.


Слайд6

Задание № 6.

Прочитайте и проанализируйте отрывки из произведений, рассмотрите фото на слайде, выполните задание.

1. Что объединяет данные фрагменты?
2. Сделайте выводы из прочитанного.
3. Что для писателя Ю. Бондарева значит тема войны?
4. Можно ли сказать, что война оставила заметный след в душе фронтовика Юрия Бондарева?
5. Как вы считаете, нужно ли хранить память о войне?
       6. Какие формы сохранения памяти о Великой Отечественной войне, кроме литературных произведений, вы знаете?
       7. Почему важно хранить память о войне?
       8. Прочитайте предложенные фрагменты произведений и соотнесите их порядковую нумерацию с названиями сражений, о которых идёт речь.

Правильный ответ:

  1. Битва за Берлин.
  2. Переправа через Днепр.
  3. Битва за Сталинград.

Слайд7

Задание № 7.

Посмотрите видеофрагмент, рассмотрите фото на слайде, выполните задание.

1. Прокомментируйте материалы видеофрагмента.
Как вы понимаете смысл фразы «Целый ряд писателей, режиссёров сделали все, чтобы взбудоражить генную память, и эта генная память делает нас сильнее»?
2. Как эти слова связаны с названием премии «Древо жизни»?
3. Почему книги писателя не оставляют людей равнодушными?
4. Познакомьтесь со списком наград Юрия Бондарева. Сделайте выводы о вкладе в отечественную и мировую литературу писателя. Аргументируйте свой ответ.


Слайд9

Задание № 8.

Ознакомьтесь с высказываниями писателя Юрия Бондарева и выполните задание.

1. Как вы понимаете слова известного писателя-фронтовика?
2. Можно ли эту фразу считать обращением писателя к современным поколениям?