8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Вторник, 03 Ноябрь 2020 09:28

Герой Советского Союза Зинаида Маресева

Зинаида Ивановна Маресева – гвардии старший сержант медицинской службы СССР – одна из многих тысяч санинструкторов, спасавших жизни бойцам Красной армии на полях сражений. Её имя навсегда вписано в историю Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Автор: Кавтаева Елена Михайловна.

Методические рекомендации к тематическому занятию «Герой Советского Союза Зинаида Маресева»
для обучающихся 8–9-х классов
 

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: формирование ценностного отношения к людям, чьи имена вписаны в историю Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Задачи:

  • воспитание у обучающихся благодарной памяти о людях, внесших большой вклад в победу;
  • воспитание у обучающихся чувства патриотизма и гражданской ответственности;
  • развитие умения аргументировано высказывать свою точку зрения;
  • формирование гуманистических качеств личности.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы занятия.


Слайд1

Справка: Зинаида Ивановна Маресева – доблестный санинструктор, участница Великой Отечественной войны 1941–1945 гг/, получившая в 21 год звание Героя Советского Союза.

Задание 1.

Прочитайте текст стихотворения поэтессы Юлии Друниной «Медсестра фронтовая», рассмотрите фото на слайде, выполните задание.

1. Кому посвящены строки Ю. Друниной?
2. Сформулируйте цель и задачи нашего занятия. Сформулируйте возможные вопросы, ответы на которые вы бы хотели получить в ходе этого занятия.


Слайд2

Справка: З. Маресева родилась 20 июня 1923 года селе Черкасское, ныне посёлок городского типа Вольского района Саратовской области.

Задание 2.

Прочитайте текст, выполните задание.

1. Прокомментируйте слова главной героини: «И на фронте будете ждать хорошей погоды?!».
2. Опираясь на текст, докажите что Зинаиде Маресевой были присущи черты лидера. 


Слайд3

Справка: 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны фашистская Германия и её союзники напали на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. Отца Зины сразу взяли на фронт. У Зины возникло сильное желание идти на фронт, помогать фронтовику-отцу, товарищам, всем советским людям скорей прогнать врага с советской земли. Работая на цементном заводе «Большевик», Зинаида записалась на краткосрочные курсы медсестер, чтобы быстрее попасть на фронт.

«Прошу принять меня в ряды Рабочее-Крестьянской Красной Армии, так как хочу наравне со всеми защищать Родину и оказывать бойцам помощь. 3. Маресева». (Из заявления З. Маресевой)

Задание 3.

Прочитайте тексты, выполните задание.

1. Вставьте пропущенные слова в тексте заявления.
2. Объясните, почему Зина была рада тому, что уходит на фронт?
3. Опираясь на текст, передайте чувства матери, провожающей любимую дочь на фронт.


Слайд4

Задание 4.

Проанализируйте текст, изучите карту, выполните задание.

1. Отметьте на карте район боевых действий, где Зина получила своё первое боевое крещение.
2. Используя текст, докажите, что санинструктор З. Маресева была очень находчивой.
3. В чём заключалась сложность ситуации, в которой оказались медики у стен Сталинграда?          


Слайд5

Справка: С 10 по 31 января 1942 года шли упорные кровопролитные бои. В эти дни санинструктор Маресева спасла жизнь 68 бойцам и командирам. За мужество и отвагу 8 февраля 1943 года она была награждена медалью «За боевые заслуги».
В боях на Воронежском фронте с 6 по 27 июля она вынесла с поля боя 38 раненых бойцов и командиров, за что была награждена орденом Красной Звезды.
После ликвидации фашистской группировки под Сталинградом, часть, где служила Зина, вошла в состав Воронежского фронта. Ей присвоили  звание гвардейской.

Задание 5.

Прочитайте и проанализируйте письма З. Маресевой, рассмотрите изображение на слайде и выполните задание.

1. Опишите, какой Зина Маресева была вне боевой обстановки.
2. Рассмотрите на слайде награды Зины Маресевой, укажите их названия.


Слайд6

Справка: Первого августа 1943 года 214-й гвардейский полк получил приказ форсировать Северный Донец южнее Белгорода. Здесь, между селами Соломино и Топлинка, противник сосредоточил части двух пехотных дивизий и большое количество артиллерии. Гитлеровцы занимали оборону на высотах правого берега, господствующих над окружающей местностью. Подступы к реке находились под прицельным артиллерийским и минометным огнем. Правый берег был густо заминирован.

Задание 6. 

Посмотрите видеофрагмент. Рассмотрите изображение на слайде и проанализируйте текст. Выполните задание.

1. Опираясь на текст, составьте портрет девушки-санинструктора в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
2. Объясните, в чём заключались героизм и мужество фронтовой медсестры Зины Маресевой.
3. Опишите, каким был последний фронтовой день медсестры З. Маресевой.
4. Продолжите выражение: «Выполнить до конца свой воинский долг – это…».
5. Дайте название рисунку на слайде. 


Слайд7

Справка: Зина геройски погибла, спасая жизнь своего командира батальона. Ей было двадцать лет. Над её могилой солдаты и офицеры 214-го Воропоновского гвардейского полка 73-й Сталинградской гвардейской стрелковой дивизии поклялись беспощадно мстить врагу. Отважная патриотка была похоронена в с. Пятницкое Белгородской области, здесь находится её могила.

Задание 7.

Прочитайте фрагмент наградного листа медсестры Зинаиды Маресевой, выполните задание.

1. Объясните, что стало основанием для присвоения Зинаиде Маресевой звание Героя Советского Союза.
2. Кого удостаивали высшей степени отличия – звания Героя Советского Союза – и за что? Приведите примеры.


Слайд8

Задание 8.

Прочитайте высказывание героини и выполните задание.

1. Смогла ли юношеская мечта Зины Маресевой стать реальностью?
2. Актуальны ли слова З. И. Маресевой в XXI веке? Приведите примеры.


Слайд9

Задание 9.

Прочитайте высказывание В. В. Путина на Всероссийском открытом уроке «Помнить – значит знать» и выполните задание.

Прокомментируйте приведённую цитату. Как вы понимаете выражение «сохранение памяти»? Почему так важно хранить память? Аргументируйте свой ответ, опираясь на материалы урока.