Изучение деятельности Московской городской Думы новейшего периода особенно актуально для современных школьников и жителей столицы в связи с динамичным развитием информационных структур, ростом возможностей и систематизацией процессов социокультурного развития образовательных организаций в городской среде.
Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия в 9−11-х классах на тему «Московская городская Дума: история и современность».
Авторы: Ирина Валерьевна Гусенко, Ольга Евгеньевна Камагина, Сергей Николаевич Щербаков.
Методические рекомендации по проведению классного часа «Московская городская Дума: история и современность»
для обучающихся 9–11-х классов
Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]
Цель: способствовать воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава.
Задачи:
- формировать уважительное отношение к законодательным ведомствам и правовым актам Российской Федерации;
- способствовать развитию личности учащихся на основе освоения универсальных учебных действий, мотивировать их активную учебно-познавательную деятельность, формировать стремление к саморазвитию и непрерывному образованию;
- развитие умения анализировать информацию, представленную в различных знаковых системах, аргументированно высказывать свою точку зрения;
- развивать познавательный интерес обучающихся к актуальным историко-правовым проблемам современного российского общества;
- познакомить учащихся с историей развития самоуправления в городе Москве, деятельностью Московской городской Думы новейшего периода, дать представление о законодательной деятельности столичного правительства.
Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия (урока).
Задание № 1. Изучите цитаты, ответьте на вопросы.
Объясните термины «парламентаризм», «представительное правление».
Как вы считаете, в чём значение парламентской деятельности? Поясните свой ответ примерами.
Определите тему нашего занятия.
Задание № 2. Прочтите стихотворение выдающегося учёного и поэта Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765), изучите фрагмент текста и ответьте на вопросы.
2.1. Какие вопросы организации городской жизни и хозяйства могли быть важными и актуальными для властей Москвы в прошлые века? Ответьте, опираясь на текст. Объясните свой выбор.
2.2. Сравните уровень жизни дворянства в Москве и Европе во второй половине XVIII в. О чём свидетельствуют наблюдения писателя и секретаря Президента Коллегии иностранных дел, статского советника Дениса Ивановича Фонвизина?
2.3. Что особенно важного в деле развития зачатков гражданского общества и демократических принципов управления произошло в Москве за период с конца XVIII до второй половины XIX века? Прокомментируйте свой ответ, опираясь на текст.
Задание №3. Московскую городскую Думу на протяжении всей истории её существования возглавляло немало выдающихся учёных, политических деятелей, предпринимателей.
Используя портреты деятелей Московской городской Думы второй половины XIX – начала XX века, приведите в соответствие их имена и деятельность. Ответ запишите в таблицу.
А Б В Г Д Е
6 3 1 5 4 2
Задание № 4. На официальном сайте Московской городской Думы в разделе «История и символы Московской городской Думы» изучите материалы «Историческая справка о Думе» и «Общая информация о Думе для школьников». Ответьте на вопросы.
4.1. В истории нашего государства законосовещательные и законодательные органы носили название «Дума». Приведите примеры. Что означает слово «дума»? Как значение слова «дума» соотносится с функциями этого органа?
4.2. Используя материалы раздела «Историческая справка о Думе», ответьте на вопросы.
Когда и кем в России были заложены общие принципы городского общественного управления?
Какие события второй половины XIX века дали новый импульс развитию городского самоуправления?
Задание № 5. Ознакомьтесь с содержанием Городового положения 1870 года и Главой 6 Устава города Москвы «Законодательная власть города Москвы». Изучите содержание материала «Московская городская Дума и представительные органы власти Москвы».
Выполните задания.
1. Соотнесите название должностей, упоминаемых в Городовом положении 1870 года, с современными должностями Московской городской Думы и столичного руководства.
Губернатор –
Городской голова –
Гласные –
2. Какова роль и значение Московской городской Думы в дореволюционный период (до 1917 г.) и в настоящее время? Прокомментируйте свой ответ.
Задание № 6. Изучите Статью 5 «Устава города Москвы» и заполните схему в рабочем листе. Ответьте на вопросы.
Какой из органов власти Москвы является представительным?
На основании содержания преамбулы «Устава города Москвы» отметьте статус города Москвы.
Московская городская Дума – высший и единственный постоянно действующий законодательный (представительный) орган государственной власти города Москвы – была сформирована 12 декабря 1993 года.
Задание № 7. Изучите на слайде презентации диаграмму 1, освещающую распределение документов, принятых Московской городской Думой в 1994–2017 годах. Ответьте на вопрос: «О чём свидетельствует данная законодательная статистика?»
* На основании положений Статьи 9 «Устава города Москвы» и данной статистики дайте характеристику представленным в диаграмме законодательным решениям Московской городской Думы.
Выборы депутатов Думы VI созыва состоялись 14 сентября 2014 года по 45 избирательным округам на пятилетний срок полномочий. Число депутатов Московской городской Думы увеличилось с 35 до 45. Свои полномочия осуществляют 44 депутата. Полномочия одного депутата прекращены досрочно с 5 октября 2017 года. В Думе VI созыва Председатель Думы, два его заместителя, а также руководители 15 комиссий осуществляют свою деятельность на профессиональной постоянной основе, остальные депутаты – без отрыва от основной деятельности.
Задание № 8. Ознакомьтесь со статистическими данными (представлены на слайде) на официальном сайте Московской городской Думы (раздел «Общая информация о Думе для школьников»), проанализируйте таблицу. Ответьте на вопросы и выполните задания.
Задание № 9. Рассмотрите на официальном сайте Московской городской Думы (раздел «Общая информация о Думе для школьников») схему, иллюстрирующую формы взаимодействия депутата Московской городской Думы с избирателями.
Проанализируйте таблицу. Ответьте на вопросы и выполните задания.
Какие формы взаимодействия депутата Московской городской Думы с избирателями, по-вашему, наиболее эффективны в решении насущных проблем жителей города? Объясните свой выбор.
Задание № 10. При вступлении в должность депутат Московской городской Думы приносит присягу. Изучите пункт 6 Статьи 34 «Устава города Москвы».
Как вы думаете, какова значимость присяги депутата?
Задание № 11. Рассмотрите схемы, освещающие деятельность Московской городской Думы в 1994–2017 гг., и ответьте на вопросы.
Изучите динамику принятия законопроектов города Москвы и, используя контекстные знания по истории и обществознанию, сделайте выводы о законотворческой деятельности Московской городской Думы. Прокомментируйте свой ответ.
Задание №12. Рассмотрите иллюстрации на слайдах «Награды Московской городской Думы» и «Награды города Москвы», прочтите фрагменты из Положений, ответьте на вопросы.
1. В перечне фамилий людей, награждённых Московской городской Думой, встречаются директора школ, учителя и педагоги-организаторы, преподаватели высших учебных заведений, врачи, учёные, офицеры полиции и многие другие. О чём это свидетельствует? Поясните свой ответ.
2. Каково значение деятельности депутатов Московской городской Думы в решении проблем населения столицы?