Москва – это стремительно развивающийся мегаполис, который с каждым годом становится всё более комфортным для горожан. Москва становится городом новой формации – городом, в котором уже сложно представить хаотичное и точечное строительство дорожной инфраструктуры, а также передвижение устаревшего подвижного состава.
В ходе классного часа учащиеся подробнее узнают о развитии Московского транспорта, о внедрённых за последние годы технологических решениях, которые позволяют пассажирам быстрее ориентироваться в транспортной среде, о правилах пользования общественным транспортом, а также о системе помощи передвижения маломобильных пассажиров.
Автор: Егоров Сергей Валерьевич
Рекомендации по работе с презентацией к классному часу «Московский транспорт – доступный, комфортный, безопасный»
для обучающихся 10–11-х классов
Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Цель: формирование знаний о безопасном пользовании московским транспортом.
Задачи:
- расширение представлений обучающихся о развитии общественного транспорта Москвы;
- формирование навыков соблюдения правил поведения на общественном транспорте и на дорогах;
- воспитание чувства ответственности за свою жизнь и здоровье.
Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия.
Тема классного часа
«Московский транспорт – доступный, комфортный, безопасный».
Учитель. Сегодня в Москве все виды общественного транспорта соединены в единую систему «Московский транспорт», каждый элемент которой выполняет свою функцию.
Порассуждайте:
Как связаны между собой элементы транспортной системы московского транспорта? Свяжите по 2–3 элемента системы московского транспорта с точки зрения взаимодействия между собой.
Для учителя:
- Мосгортранс;
- пешеходное движение;
- Метрополитен и МЦК (Московское центральное кольцо);
- Московский каршеринг;
- ЦОДД (Центр организации дорожного движения);
- Московский паркинг;
- такси;
- мототранспорт;
- велотранспорт.
Учитель. Несмотря на развитую сеть московского транспорта, существует ряд проблем, связанных с передвижением транспорта в столице.
Предположите и аргументируйте:
- Каковы причины столь высокой загруженности дорог?
- Какими средствами возможно изменение сложившейся ситуации?
Учитель. Посмотрите видеоролик о мерах, принимаемых Правительством Москвы для решения сложившихся проблем, и ответьте на вопросы.
Как вы думаете, произошедшие изменения повлияли на передвижение по столице? Как изменения повлияли на жителей и гостей города?
Учитель. Посмотрите на формулу.
Эффективна ли данная формула? Какие ещё условия необходимы для эффективной работы общественного транспорта?
Для учителя:
Интермодальные билеты – это единые билеты и тарифы на различные виды общественного транспорта.
Учитель. Одним из критериев выбора поездок в общественном транспорте является удобство и безопасность подвижного состава.
Ещё в 2011 году Правительство Москвы подчеркнуло готовность закупать и создавать современный общественный транспорт, который соответствовал бы требованиям безопасности, комфорта и доступности для всех категорий граждан.
С требованиями вы можете ознакомиться в Приложении 4 постановления Правительства Москвы от 31 октября 2014 года № 643-ПП «Об организации транспортного обслуживания населения в городе Москве» (пункт 3–4.4).
Учитель. Посмотрите на слайды и ответьте на вопросы:
- Какие меры и функции безопасности на общественном транспорте вы видите на слайдах?
- Какие ещё вы знаете меры безопасности на общественном транспорте Москвы? Назовите их функции.
Для учителя:
- удобные и безопасные остановки наземного транспорта;
- экстренная связь с машинистом метро;
- удобные нескользкие поручни;
- контейнеры для проверки взрывоопасных веществ;
- рамки металлоискателя;
- огнетушители и памятки пользования ими;
- пандус в общественном транспорте для маломобильных граждан;
- камеры видеонаблюдения;
- вврывозащитные контейнеры (в них помещаются подозрительные предметы, оставшиеся без присмотра);
- телевизионные экраны в вагонах метро (информация о транспортной ситуации в городе, погоде и чрезвычайных ситуациях);
- жёлтые полосы и щётки на ступеньках эскалатора метро (призваны создать зазор между ногой и стенкой);
- лифт для маломобильных граждан;
- информационные памятки для пассажиров в салонах наземного транспорта;
- информационные колонны на станциях в метро.
На данное время московский транспорт оснащается современными системами для удобства и безопасности пассажиров. Они также обеспечивают условия удобной посадки пассажиров, в том числе маломобильных граждан (пандус для въезда в транспорт, лифт), комфортные условия проезда за счёт обеспечения кондиционирования салонов в жаркое время года и отопления в холодное время, мягких сидений, нескользких поручней.
Предусмотрено также наличие навигационных систем, устройств контроля режима труда и отдыха водителей, систем видеонаблюдения и автоматического пожаротушения, систем бортовой диагностики, современных информационных средств, в том числе для пассажиров со слабым зрением, и другие новшества.
Учитель. Большое внимание Правительством Москвы уделяется созданию благоприятных условий для передвижения маломобильных групп населения.
Согласно закону города Москвы от 17 января 2001 года, № 3 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы», Правительство Москвы обеспечивает комфортное передвижение маломобильных жителей и гостей столицы.
«Настоящий Закон в совокупности с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия призван способствовать обеспечению свободы передвижения инвалидов и иных маломобильных граждан, созданию для них равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Закон регулирует отношения, связанные с созданием для инвалидов и иных маломобильных граждан условий для беспрепятственного передвижения, доступа, и их пользования объектами социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы; определяет тенденции к интеграции инвалидов в общество, устранению дискриминационного воздействия архитектурных, транспортных и коммуникационных барьеров, ущемляющих права и свободы инвалидов и иных маломобильных граждан».
Учитель. Для активной помощи маломобильным пассажирам в Московском метрополитене создан Центр обеспечения мобильности пассажиров.
Учитель предлагает ознакомиться учащимся со страницей сайта, посвящённого Центру обеспечения мобильности пассажиров, и ответить на вопросы.
- Какие задачи выполняет «Центр обеспечения мобильности пассажиров»?
- Кто может воспользоваться услугами центра и как это сделать?
Учитель. Доля подвижного состава наземного транспорта, приспособленного для маломобильных граждан, увеличивается. Это отражает статистика Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы:
- 2010 год – 60%;
- 2016 год – 82%;
- в планах 2020 год – более 93%.
Также Мосгортранс ввёл в свою систему работы московскую службу «Социальное такси».
Учитель предлагает ознакомиться учащимся со страницей сайта, посвященного московской службе «Социальное такси», и ответить на вопросы.
- Какие задачи выполняет московская служба «Социальное такси»?
- Кто может воспользоваться услугами центра?
Полезная информация
Учитель.
У большого количества людей в Москве есть смартфоны. Многие устанавливают на них различные приложения для удобства пользования различными сервисами. Московский транспорт идёт в ногу с прогрессом и предлагает своим пассажирам удобный контент.
Официальное мобильное приложение «Метро Москвы» и Официальное мобильное приложение «Мосгортранс»
Учитель. Ознакомьтесь с информаций о приложениях и ответьте на вопрос: «Чем полезны эти приложения для пользователей московским транспортом?»
Вопрос: Как жители и гости столицы могут поддержать усилия города по созданию комфортного и безопасного московского транспорта?