8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Среда, 24 Август 2016 19:45

«Москва… как много в этом звуке…!»

Пушкинский восторг «Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось…!» и сегодня находит отклик в новой самобытной культуре Москвы.

Москва сегодня – максимально безопасный, здоровый, комфортный для всех категорий граждан город. И очень важно у подрастающего поколения сформировать активную жизненную позицию по отношению окружающему пространству и представление о том, что растущие возможности – это непременно возросшая ответственность.

Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия (классного часа) «Москва …. как много в этом звуке….!».

Материал может быть использован при проведении тематического занятия (классного часа) 1 сентября 2016 года.

Авторы: И. В. Гусенко, С. Г. Карпинчик 

Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия (классного часа) «Москва… как много в этом звуке…!»

Вариант проведения занятия для обучающихся начальной школы [PDF] [DOCX].  Презентация [PDF] [PPTX]

Вариант проведения занятия для обучающихся 5–8 класса [PDF] [DOCX].  Презентация [PDF] [PPTX]

Вариант проведения занятия для обучающихся 9–11 класса [PDF] [DOCX].  Презентация [PDF] [PPTX]

Цель: способствовать воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества.

Задачи:

  • развивать познавательный интерес обучающихся к актуальным историко-правовым проблемам современного российского общества;
  • ознакомить обучающихся с изменениями, происходящими во всех сферах московского общества и перспективами развития города;
  • формировать уважительное отношение к деятельности органов городского самоуправления;
  • способствовать развитию личности обучающихся на основе освоения универсальных учебных действий, привлечению их к активной учебно-познавательной деятельности;
  • способствовать формированию стремления обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы урока.

 


Слайд1Почему Москва во все времена оставалась главным городом России? Что приносило славу и известность Москве?

Проанализируйте высказывания известных людей о Москве. Определите, какое из них можно отнести к официальному смыслу, а какое – к неофициальному.

«Недаром пословица такая слывет, что Москва у всей России под горою и все в нее катится». (И. С. Тургенев)

 

«Здесь все бывало: плен, свобода

Орда, и Польша, и Литва,

Французы, лавр и хмель народа.

Все, все! Да здравствует Москва!» (Н. М. Языков)


Слайд2Рассмотрите фотоколлаж «Облик современной Москвы».

Определите темы сюжетов московских фотографий.

 

 

 


Слайд3Назовите адрес в Интернете, где собрана вся актуальная информация о жизни Москвы.

https://www.mos.ru/

Официальный сайт мэра Москвы.

Может быть, кто-нибудь из вас является активным пользователем сайта?

Ознакомьтесь с рубриками сайта. Какие из них вам кажутся наиболее интересными? Объясните свой ответ.

С помощью информации, размещенной на сайте, мы убеждаемся, что Москва огромна, многолика, неповторима.


Слайд4Международные рейтинги:

  • Темпы развития города;
  • Топ-10 городов, оснащённых наиболее передовыми ИКТ-решениями в области городской безопасности;
  • Уровень безопасности (по числу преступлений на душу населения);
  • Доля расходов на ЖКХ в бюджете семьи;
  • Рейтинг университетов мира по областям знаний;
  • Протяжённость велодорожек.

По итогам года составляются различные рейтинги, характеризующие достижения и высокие результаты городов мира.

Проанализируйте некоторые рейтинговые позиции и определите их значимость для характеристики развития города.


Слайд5Используя статистические данные (слайды 6–11), определите, какое место занимает Москва среди наиболее перспективных мегаполисов планеты.

Легко ли быть современным конкурентным городом, быть среди лидеров мирового развития?

 

 


Слайд12С чем можно сравнить мегаполис? (например, сложный механизм или организм, где все взаимосвязано и переплетено)

Значит, все ресурсы мегаполиса не просто связаны между собой, а зависят друг от друга. Поэтому общественная роль Москвы в российском обществе имеет большое значение.

Внимательно рассмотрите диаграмму и определите приоритеты развития Москвы – мегаполиса. Предположите, с чем связан выбор этих ведущих направлений развития.

 


Слайд2В многочисленных книгах о Москве, справочниках, путеводителях, раскрываются характерные особенности города. Их список постоянно обновляется. Соотнесите некоторые статусы Москвы и представленные фотографии. Объясните свой выбор.

Статусы:

Москва – столица;

Москва – эпицентр истории;

Москва – центр науки и образования;

Москва – центр культуры;

Москва – транспортная артерия;

Москва – инновационное производство;

Москва – город здоровья и спорта;

Москва – экогород;

Москва – город Детства.

Статус (от лат. – состояние, положение) – абстрактный многозначный термин, в общем смысле обозначающий совокупность стабильных значений параметров объекта или субъекта.


Слайд15Работа в группах (слайды 14–16).

Разделитесь на группы, выберите один из статусов, приведите пример статистической информации, представленной на слайдах, в подтверждение вашего выбора.

Дополнительная информация: https://www.mos.ru/city/progress/

http://budget.mos.ru/citizen


Слайд17Используя статистическую информацию, представленную на слайдах (слайды 19–24), составьте Дорожную карту юного москвича (слайд 19). Сделайте выводы о возможностях жителей Москвы.

Дорожная карта – это наглядное представление пошагового сценария развития определённого объекта, плана достижения целей.

Дополнительная информация:

https://www.mos.ru/advisor/services/


Слайд25Пушкинский восторг «Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось!» и сегодня находит отклик в новой самобытной культуре Москвы.

Узнайте на фотографиях пушкинские места в Москве, их адреса.

Как бы вы продолжили пушкинские строки «Москва… как много…!»?

 


 При подготовке материала использована статистика официального сайта мэра Москвы.