8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Понедельник, 06 Февраль 2017 17:36

Москва военная: демографический портрет столицы

Великая Отечественная война, продолжавшаяся почти четыре года, потребовала от населения нашей страны величайшей стойкости, массового героизма и самопожертвования. Она нанесла жесточайший удар по населению страны, поставив Советский Союз на грань катастрофы. Демографические последствия войны оказались бы еще более тяжёлыми и затяжными, если бы не грамотная демографическая политика, включающая организацию оздоровительных мероприятий, ведущих к снижению смертности населения; борьбу, прежде всего, с инфекционными и острозаразными заболеваниями, организацию самой необходимой помощи инвалидам.

Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия «Москва военная: демографический портрет столицы», посвящённого 75-летию Битвы под Москвой.

Это занятие продолжает цикл «Москва военная», посвящённый истории Москвы в годы Великой Отечественной войны.

Авторы: О. Е. Камагина, Л. В. Тибенко, С. А. Григорян

Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия (классного часа)
«Москва военная: демографический портрет столицы» для обучающихся 10–11-х классов

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]

Презентация [PDF] [PPTX]

Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: формирование ценностного отношения к событиям обороны Москвы, восстановления города и его возвращения к мирной жизни; осмысление обучающимися опыта героической защиты Родины.

Задачи:

  • воспитание у обучающихся благодарной памяти о людях, победивших фашизм, достойно переживших лишения и тяготы военного времени;
  • развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения; анализировать информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, диаграмма);
  • формирование личностного отношения обучающихся к героическим страницам истории Отечества;
  • формирование гуманистических качеств личности.

Методический материал носит рекомендательный характер. Учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы урока.


Слайд1Задание 1. (рабочий лист)

Вопрос: Как вы считаете, о каких страницах истории Москвы в 1941–1945 годах мы будем говорить сегодня?

 

 

 


Слайд2Вопросы:

Какие государственные мероприятия позволяют собрать и систематизировать данные о численности и составе населения страны?

Как называются учреждения, хранящие и описывающие документы прошлого?

Как вы понимаете слова Л. Н. Толстого?

Как связаны между собой изображения на слайде?

(*Переписи населения, архивы, хранящие и описывающие данные переписей)

В отечественной статистикедо сих пор нет данных о численности населения в годы войны, не говоря уже о его воспроизводстве и миграции.

Потери СССР во время войны были столь велики, что скрывались в стратегических целях. Москва не избежала общей участи, хотя и не в таких масштабах, как Ленинград и ряд других городов. Тем не менее и о населении столицы имеются далеко не полные данные.


Слайд3Сохранившиеся архивные материалы, в частности, Центрального муниципального архива Москвы (ЦМАМ), Центрального архива общественных движений Москвы (ЦАОДМ), данные переписи 1939 года позволяют судить о состоянии московского населения накануне и в годы войны.

(*Все выводы верны)

 

 


Слайд4Задание 2. (рабочий лист)

Задание. Назовите причины сокращения населения Москвы в 1941 году.

(*Призыв в регулярную армию, формирование народного ополчения, эвакуация, жертвы обстрелов и бомбардировок и т. п.)

 


Слайд5Задание. Проанализируйте данные и сделайте вывод, какие категории населения первыми отправлялись в эвакуацию и почему.

В первые же месяцы Великой Отечественной войны в Москве началась эвакуация. Всего с начала эвакуации по 26 июля 1941 г. было организованно вывезено 1 млн 328 тыс. человек, а по 10 сентября – 2 млн 178,5 тыс. человек. Кроме того, по Постановлению Совета по эвакуации от 12 сентября 1941 г. было дополнительно вывезено из Москвы 31,9 тыс. детей из интернатов и детских домов, а всего детей до 15 лет было эвакуировано с июня около 230 тысяч. В августе 1941 г. было эвакуировано большинство беременных женщин.

(*В первую очередь из города вывозились дети и женщины (самые беззащитные категории, в то же время – будущее страны)


Слайд6Задание 3. (рабочий лист)

(* Все выводы верны, кроме 3.3.)

С 1942 г. началась реэвакуация москвичей. Население города начало постепенно восстанавливать свою довоенную численность за счёт миграционного прироста.

Восстановление численности населения столицы шло главным образом за счет миграции, что относится и к мирному населению, возвращавшемуся из эвакуации, и к демобилизованным воинам.

Вопрос: Как вы считаете, какие меры демографической политики способствовали восстановлению довоенной численности населения Москвы?


Слайд7Среди важнейших достижений послевоенной поры – снижение уровня детской смертности.

Показатель младенческой смертности в Москве в 1940 г. был равен уровню 1924 г. (18,1% от числа родившихся).

Уже в годы войны были приняты экстренные меры, связанные, прежде всего, с широким охватом детей иммунизацией (в 1944 г. было сделано 95 тыс. вакцинаций), а также с организацией карантинных групп в яслях и детских садах.

Задание 4. (рабочий лист)

(*Количество детей в детских учреждениях при сокращении мест увеличивалось с 1944 года. Это связано с реэвакуацией населения, снижением уровня детской смертности, успехами медицины. Количество детских учреждений к 1946 году восстановить не удалось (разрушения, отсутствие финансирования)


Слайд8Задание 5 (рабочий лист)

145943_58.mp3 (4,68 Мб)

145943_61.mp3 (7,32 Мб)

Важнейшей задачей санитарного просвещенияв годы войны являлась агитация, связанная с охраной здоровья матери и ребёнка. Ослабленные тяжёлыми условиями военного времени, дети особенно подвергались опасности инфекционных и других заболеваний. Для матерей предлагалосьобучение на заочных курсах, чтение специально подготовленных памяток, выпускались санитарные бюллетени и плакаты.

Успехи медицины и организации здравоохранения в сложных условиях военной поры дали весьма ощутимый результат в деле снижения младенческой смертности, общие показатели которой сократились за 1940–1945 гг. в 1,8 раза.


Слайд9Вопрос: Посмотрите на слайд. О чём далее пойдёт речь?

(*Санитарное просвещение населения)

Задание 6. (рабочий лист)

 

 


Слайд10Задание 7. (рабочий лист)

Стрессы военного времени, недоедание и переутомление оказывали пагубное влияние на состояние здоровья населения. Оно было бы ещё более ощутимым, если бы не самоотверженные действия медицинских работников, чёткая организация санитарной и эпидемиологической служб. 

 

 


Слайд11Задание 8. (рабочий лист)

Серьёзное внимание было уделено проблеме заболеваемости туберкулёзом, что также сыграло свою роль в смягчении негативных последствий войны для здоровья населения. 

 

 


Слайд12В годы войны и послевоенное время оказывалась действенная помощь инвалидам.

Задание 9. (рабочий лист)

(*Плакаты I Мировой войны призывали население, предпринимателей к сбору средств на помощь инвалидам. В годы Великой Отечественной войны помощь инвалидам оказывалась государством.)

 


Слайд13Неотъемлемой частью истории достижения великой Победы советским народом явилось донорское движение в годы Великой Отечественной войны.

Говоря о призыве «Всё для фронта, всё для Победы!», тему донорства невозможно обойти.

 

 


Слайд14Задание 10. (рабочий лист)

Задание. Прочитайте строки поэтессы Юлии Владимировны Друниной. В годы войны она была санинструктором, награждена боевыми наградами.

Как вы понимаете слова «…Был и есть у России вечной прочности вечный запас»?

Опыт Великой Отечественной войны показывает, как в самых тяжелых условиях можно выжить, сохранить население благодаря самоотверженности и сплоченности граждан. Важен и опыт проведения государственной демографической политики, организации социальных и медицинских служб.


Источники

1. Гаврилова И. Н. Демографический портрет Москвы в годы Великой Отечественной войны [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://interstroy-omsk.ru/soobshheniya/demograficheskij-portret-moskvy-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny.php

Гаврилова Ирина Николаевна – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института сравнительной политологии РАН.

2. Сайт ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cgon.ru/content/33/218/