Версия для печати
Четверг, 13 Декабрь 2018 15:02

Народные промыслы России: Золотая Хохлома

Искусство хохломы – одно из самых ярких явлений русского народного художественного творчества, в котором отражено богатство, величие и красота русской природы.

Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия (классного часа) «Народные промыслы России: Золотая Хохлома».

Авторы: Берникова Людмила Васильевна

Рекомендации по работе с материалами для тематического занятия (классного часа)
«Народные промыслы России: золотая хохлома»
для обучающихся 3–5-х классов

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]

Цель: формирование ценностного отношения к русскому национальному искусству.

Задачи:

  • прививать любовь к родному краю и своему народу;
  • формировать осознанное уважительное отношение к труду и творчеству;
  • развивать интерес к изучению культурно-исторического наследия своей родины.

Методический материал носит рекомендательный характер; педагог по своему усмотрению может вносить коррективы в ход занятия, менять задания, их сложность и количество.


Слайд1Задание № 1. Посмотрите видеофрагмент.

Рассмотрите представленные на слайде работы художников Инны Широковой и Людмилы Солодовниковой.

1. С каким из народных промыслов России мы познакомимся более подробно на сегодняшнем занятии?

2. Сформулируйте тему занятия.

Название «Хохлома» было дано реке, на которой возникла деревня – тоже Хохлома, разросшаяся ещё к XVI веку в крупное торговое поселение. В течение нескольких столетий ремесленники из окрестных деревень свозили сюда для продажи изготовляемую ими расписную деревянную посуду и ложки, которые также стали называть хохломой. Изготовляли хохлому жители многих селений. В середине XIX века их было около пятидесяти, и в каждом из них мастерством владели взрослые и дети. Один от другого учились, перенимая рисунки.


Слайд2Задание № 2. Одним из центров промысла является город Семёнов Нижегородской области, которому в марте 2004 года Ассоциация «Народные художественные промыслы России» присвоила статус «Столица художественных промыслов».

В городе Семёнове находится традиционное предприятие – фабрика «Хохломской художник».

1. Подумайте, каким может быть происхождение названия города Семёнова.

 


Слайд3Задание № 3. Прочитайте легенду о Семёне Ложкаре.

Краевед Арсений Майоров приводит в своей книге «Семёнов. Легенды. Предания. История» восемь версий-легенд о возникновении Семёнова. Одна из них о Семёне Ложкаре.

Семён Ложкарь – это легендарный герой народных легенд Нижегородского Заволжья. Однажды он приехал со своей женой Катериной и дочерью Авдоткой в поисках лучшей доли в глухой лесной край. По дороге он потерял ложку. Первым делом, когда Семён решил, что никуда больше не поедет и обоснуется здесь, на берегу речки Санохты, он нашёл клён, срубил и вырезал деревянные ложки всей семье, чтобы было чем покушать.

Семён всегда свою ложку носил с собой. К кому бы ни ходил в гости – всегда со своей ложкой. Чтобы не потерять. Ложка у него была глубокая и удобная. Соседи просили его, чтобы он им подарил такую же. Семён не отказывал. Вырезал из клёна и дарил. А потом начал делать такие же деревянные ложки уже на продажу. Сначала Семён мастерил ложки для соседних деревень. Потом его товаром заинтересовались заезжие купцы. Они стали скупать ложки оптом и продавать по всей России. Так к Семёну пришла известность. Чтобы его умение не пропало, он открыл первую в России школу художественной обработки дерева.

От учеников Семёна Ложкаря пошли династии мастеров-ложкорезов, которые сделали город Семёнов центром производства деревянной посуды в России.

1. Подумайте, какая связь между тем, что делал Семён, и современным промыслом.

2. В легенде есть такие слова: «Памятник Семёну Ложкарю можно увидеть не только на фотографии». Подумайте, каков смысл этих слов. Как вы считаете, что ещё служит памятником Семёну Ложкарю?


Слайд4Задание № 4. На территории фабрики «Хохломская роспись» 6 июня 2013 года был торжественно открыт Музей народного быта – «Дом Семёна-ложкаря». В комплексе, построенном по русским традициям XIX века, можно окунуться в настоящий русский быт, увидеть, как жили наши предки.

Перейдите по ссылке (Поветь. Точка 2)

1. Рассмотрите ложки, представленные на стендах. Из чего они сделаны? Почему?

2. Одинаковы ли форма и размер ложек?

3. Прочитайте описание деревянных ложек и постарайтесь найти их на стенде.

Ложечку для раздачи святого причастия с крестом на рукоятке величали лжицей (так ещё древние русичи именовали всякую ложку).

Простая русская широкая ложка средней величины называлась межеумок (этим словом обозначали не только ложку, но и всё то, что было нечто средним).

Бурлацкая ложка – бутырка, название её произошло от слова «бутырить» – переворачивать, мешать, перемешивать. Она была такой же широкой, как межеумок, но толще и грубее. Она считалась самой крупной. Бурлаки носили её за ленточкой шляпы на лбу вместо кокарды, как своеобразный знак отличия.

Ложка баская, или боская, была долговатой и тупоносой (слово «баский» означало: красивый, красный, видный, разукрашенный).

Полубаская  – немного покруглее.

Носатой называли всякую остроносую ложку.

Делали в Нижегородской губернии и складные ложки – они были наиболее дорогими, а ещё дюжинные, или чайные, горчичные, сливочные, икрянки и другие.

4. Сравните современные ложки с представленными на стенде.

5. Есть ли у вас дома ложки разного назначения? Назовите их.

6. Используют ли в современном доме деревянные ложки? С какой целью?

7. Посмотрите видеоролик и скажите, как ещё можно использовать деревянные ложки. Как, в связи с этим, вы можете их назвать? (музыкальные)

8. Назовите символ хохломской росписи. (огненная жар-птица)

9. Рассмотрите самую большую ложку. В честь чего она была изготовлена?


Слайд5Задание № 5. Автор книги «Золотая Хохлома» Акиндин Васильевич Красильников пишет, что «в старом крестьянском быту много вещей изготовлялось из дерева: и ложки, и ополовники, и блюда, и чаши».

Рассмотрите представленные на слайде изделия.

1. Определите основные цвета изделий хохломы.

2. Поразмышляйте, что означают основные цвета хохломы (золотой – цвет солнца, богатства, чёрный – цвет земли-матушки, красный – цвет красоты).

3. Рассмотрите, что писали художники на изделиях.

4. Анализируя изображения на изделиях, скажите, откуда художники черпали вдохновение.

5. Как называется орнамент из листочков, травки, ягод? (растительный)

6. Посмотрите, как расположены узоры. (тянутся вверх, по кругу, извиваются)

7. Самый замысловатый узор называется кудрины. Подумайте, почему?


Слайд6

Задание № 6. Посмотрите видео. Обратите внимание на то, что ни у одного из художников перед собой нет трафаретного рисунка, с которого он мог бы копировать тот или иной орнамент. Каждый художник имеет свой стиль росписи, свои любимые цвета, свои мотивы. В этом заключается одна из особенностей хохломы.

1. Расположите последовательность технологии изготовления изделий (заготовка болванок, грунтовка, сушка, шлифовка, шпаклёвка, покрытие олифой, покрытие алюминиевым порошком, роспись, покрытие лаком).

2. Назовите характерные черты хохломы (техника искусственного золочения, материал, форма, орнамент).


Слайд7

Задание № 7. Рассмотрите слайд.

1. Проанализируйте, где используется стиль изделий хохломы.

2. Почему актуальность стиля хохлома с каждым годом возрастает?

3. Можно ли, на ваш взгляд, считать хохлому символом России? Почему?

 


Слайд8Задание № 8. 24 июня 2018 года Президент России Владимир Путин посетил Международный детский центр «Артек» в Крыму и познакомился с работой Центра народных промыслов «Под крылом Жар-птицы», где художники АО «Хохломская роспись» передают артековцам секреты мастерства и рассказывают им о богатых традициях Золотой Хохломы.

1. Как вы думаете, с какой целью открыт Центрнародных промыслов «Под крылом Жар-птицы» в Артеке?

2. Приведите аргументы в пользу того, что народные промыслы являются истинно народным богатством.


Слайд9Задание № 9. Выполните творческое задание.

1. Выберите наиболее понравившийся вам рисунок.

2. Раскрасьте его в стиле хохлома.

3. Организуйте выставку работ.