golos

8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Четверг, 23 Май 2019 12:22

О родном языке

Генеральная Ассамблея ООН в Резолюции, принятой 19 декабря 2016 года, провозгласила 2019 год Международным годом языков коренных народов с целью привлечь внимание к проблеме их утраты и необходимости сохранения и возрождения.

Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия (классного часа) «О родном языке».

Автор: Берникова Людмила Васильевна

Рекомендации по работе с материалами для тематического занятия (классного часа) «О родном языке»
для обучающихся 7–9-х классов

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Материал для учителя [PDF] [DOCX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: формирование у обучающихся ценностного отношения к культурно-историческому наследию коренных народов России.

Задачи:

  • воспитание уважительного отношения к родному языку и языкам коренных народов России;
  • формирование патриотизма через изучение культурного наследия коренных народов России;
  • развитие интереса к изучению традиций и обычаев коренных народов России.

Методический материал носит рекомендательный характер; педагог по своему усмотрению может вносить коррективы в ход занятия, менять задания, их сложность и количество.


Слайд1Задание 1. Послушайте стихотворение народного поэта Дагестанской АССР Расула Гамзатова «О родном языке».

Прочитайте стихотворение татарского народного поэта Габдуллы Тукая «Родной язык», ставшее Гимном татарского народа.

О родной язык, красивый,
О родительский язык!
Мир людской я, познавая,
К одному тебе приник.
Только с этим языком
Мать качала перед сном
Колыбель мою, я сказки
Слышал бабушки на нём.
О родной язык! опорой
Ты моей навеки стал.
Своё счастье я и горе
На тебе лишь выражал.
О родной язык! с тобою
Я не раз Творца молил:
Защити меня, Всевышний,
И отца, и мать – просил.

1. Какова основная мысль этих стихотворений?
2. Объясните, как вы понимаете словосочетание «родной язык»?
3. Подумайте, о чём пойдёт речь на занятии?
4. Сформулируйте тему занятия.


Слайд2Задание № 2. Перейдите по ссылке.

1. Изучите Статью 26 и Статью 68 2-й Главы «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ.

2. Прокомментируйте, как вы понимаете содержание Статьи 26 и Статьи 68? Есть ли между ними взаимосвязь?
 

 


Слайд3Задание № 3. Прочитайте высказывания известных людей о родном языке.

Язык есть исповедь народа,
Его душа и быт родной. (П. А. Вяземский)

Язык – это большое народное сокровище. Его нельзя не уважать, как нельзя не уважать родной народ. Тот, кто не уважает родную речь, не уважает родного народа. (Иван Мележ)

Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык, - народа нет более! Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ. (К. Д. Ушинский)

1. Что общего во всех высказываниях?
2. Актуальны ли эти высказывания в наши дни?
3. Сделайте выводы о значении родного языка для народа.


Слайд4Задание № 4 (рабочий лист). Перейдите по ссылке.

Выполните задание.

1. Используя Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения, а также вкладку Интерактивный атлас, заполните таблицу.
2. Прокомментируйте полученный результат.
3. В чём причина исчезновения языков коренных народов?
4. Почему сегодня важно говорить о языке коренных народов России?


Слайд5Задание № 5. Генеральная Ассамблея ООН в Резолюции, принятой 19 декабря 2016 года, провозглашает год, начинающийся 1 января 2019 года, Международным годом языков коренных народов (71/178 пункт № 13).

1. Подумайте, какова цель проведения Международного года языков коренных народов.
2. Почему, на ваш взгляд, возникла необходимость в проведении Международного года языков коренных народов?
3. С чем, по-вашему, связано возрождение интереса к изучению национальной культуры и языков коренных народов России? (C ростом национального самосознания)


Слайд6Задание № 6. Ежегодно, начиная с 1994 года, 9 августа в большинстве стран мира отмечают Международный день коренных народов мира. В России насчитывается несколько десятков коренных народов, большинство из которых проживает в Сибири, на Севере и на Дальнем Востоке.

Способствует ли Международный день коренных и малочисленных народов сохранению и развитию языка коренных народов? 

 

 


Слайд7Задание № 7 (рабочий лист). Перейдите по ссылке. Изучите информацию о проведении дня коренных и малочисленных народов в Москве в рамках Общероссийского фестиваля «Первозданная Россия».

Групповая работа.  

Класс делится на группы. Каждая группа заполняет таблицу и готовит презентацию предложенных мероприятий.

Задание. Подумайте и предложите варианты мероприятий, направленных на сохранение и развитие языка коренных народов России, которые можно провести в Международный день коренных народов и/или в течение Международного года языков коренных народов:
- в образовательной организации;
- в городе.


Слайд8Задание № 8. Рассмотрите слайд.

1. Разделитесь на группы по несколько человек.

2. Выберите на слайде приветствие «Здравствуй!» на одном из языков народов РФ.

3. Поздоровайтесь с одноклассниками на одном из выбранных языков.