8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Понедельник, 02 Октябрь 2017 00:19

Оборона Севастополя в 1854–1855 гг.

В период Крымской войны 1853–1856 гг. особое значение приобрела героическая оборона Севастополя, которая стала важным этапом в борьбе России за право отстаивать свои интересы в Европе, на Балканах и Ближнем Востоке.

Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия для обучающихся 9−11-х классов «Оборона Севастополя в 1854–1855 гг.», посвящённого подвигу защитников нашего Отечества в период Крымской войны.

Автор: Сергей Николаевич Щербаков

Рекомендации по работе с материалами для тематического занятия (урока мужества, классного часа)
«Оборона Севастополя в 1854–1855гг.»,
посвящённого подвигу защитников нашего Отечества в период Крымской войны, для обучающихся 9−11-х классов

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]

Презентация [PDF] [PPTX]

Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: формирование гражданской и социальной идентичности личности обучающихся, ценностного отношения к событиям героической обороны Севастополя в период Крымской войны 1853–1856 гг.

Задачи:

  • воспитание у обучающихся патриотизма и чувства гражданской ответственности на примере героизма жителей Севастополя, сестер милосердия, врачей, солдат, офицеров и матросов Российской императорской армии и флота;
  • развитие умения анализировать информацию, представленную в различных знаковых системах, аргументированно высказывать свою точку зрения;
  • развитие у обучающихся умения ставить и формулировать собственные задачи при изучении различных исторических ситуаций.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия.


Слайд1Задание 1. В рабочем листе прочтите высказывания и выполните задания.

1. Дайте характеристику приведённым высказываниям. Выскажите свое мнение о значении Севастополя как стратегического плацдарма военно-морских сил России на Чёрном море.

2. Попробуйте сформулировать цель и задачи нашего занятия.

 


Слайд2Задание 2. Посмотрите кинофрагмент «Организация обороны Севастополя в 1854–1855 гг.», ответьте на вопросы и выполните задания.

Какие организационные мероприятия были проведены русским командованием для укрепления обороны Севастополя?

Перечислите фамилии русских офицеров, которые внесли большой вклад в оборону Севастополя.

Какие качества русских моряков, солдат и офицеров проявились в период обороны Севастополя в Крымской войне?


Слайд3Задание 3. В рабочем листе прочтите тексты и ответьте на вопросы:

О чём свидетельствуют описанные в текстах действия защитников Севастополя в период Крымской войны?

Как перечисленные выше действия российских офицеров могли повлиять на боевой дух и мораль солдат и матросов, оборонявших Севастополь?

 


Слайд4Задание 4. В рабочем листе прочтите текст и ответьте на вопрос.

На чём, по вашему мнению, основывались стойкость и героизм русских войск в период обороны Севастополя?

 

 

 


Слайд5Задание 5. В рабочем листе прочтите тексты и ответьте на вопросы.

Какие настроения и чувства проявили защитники Севастополя?

О чём свидетельствуют факты массового героизма и взаимопомощи русских офицеров, матросов и солдат при обороне Севастополя?

 

 


Слайд6Задание 6. В рабочем листе прочтите тексты и ответьте на вопросы.

Какова была роль российской медицины в период Крымской войны?

Какие условия были созданы для организации лечения раненых защитников Севастополя?

В чём заключались заслуги хирурга Н. И. Пирогова во время обороны Севастополя?

 


Слайд7Задание 7. Перед вами награды России. В рабочем листе прочтите текст, рассмотрите изображения и ответьте на вопросы.

Как эти награды России связаны с темой нашего занятия?

Подумайте и напишите, насколько значимым в императорской России XIX века было награждение офицера, матроса и солдата знаками отличия ордена Святого Георгия. Приведите примеры и не менее двух аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.

 


Слайд8Дополнительные задания

Изучите изображения на почтовых марках СССР и Российской Федерации. Используя представленные иллюстрации и литературу о Крымской войне, составьте календарь важных событий героической обороны Севастополя в 1854–1855 гг. Объясните важность выбранных вами событий.

Напишите эссе о подвигах защитников Севастополя в 1854–1855 гг.

 


Источники информации:

1. Бескровный Л.Г. Хрестоматия по русской военной истории. – М., 1947.

2. П. С. Нахимов. Документы и материалы. – Т. 2. – СПб., 2003.–  № 311.

3. https://www.youtube.com/watch?v=ltDZJty7Wj4&t=258s