golos

8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Пятница, 20 Сентябрь 2019 11:42

Окончательное изгнание немецко-фашистских войск с территории СССР в 1944 году

В 1944 году на советско-германском фронте стратегическая инициатива окончательно перешла к советскому командованию. Воины героической Красной Армии и доблестного Военно-Морского флота, преодолевая упорную оборону и сопротивление противника, неудержимо стремились вперёд, освобождая Родину.

Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения классного часа «Окончательное изгнание немецко-фашистских войск с территории СССР в 1944 году» для обучающихся 9−11-х классов.

Авторы: Ольга Евгеньевна Камагина, Сергей Николаевич Щербаков 

Рекомендации по работе с материалами для тематического занятия (классного часа)
«Окончательное изгнание немецко-фашистских войск 
с территории СССР в 1944 году»
для обучающихся 9−11-х классов 

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: формирование ценностного отношения к событиям Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., осмысление обучающимися опыта героической защиты Родины.

Задачи:

  • воспитание у обучающихся благодарной памяти о людях, победивших фашизм; чувства гордости за свою страну;
  • воспитание у обучающихся патриотизма и чувства гражданской ответственности на примере изучения истории Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.;
  • развитие умения анализировать информацию, представленную в различных знаковых системах, аргументированно высказывать свою точку зрения.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия (урока).


Слайд1Рассмотрите плакаты, представленные на слайде. Предположите, к какому периоду истории нашей страны они относятся. Как вы думаете, когда они могли быть созданы? Аргументируйте свой ответ.

 

 

 


Слайд2Задание № 1 (рабочий лист). Изучите текст и выполните задание.

1.1. В чём проявились успехи Красной Армии в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками к 1944 году? Прокомментируйте свой ответ.

1.2. Попробуйте сформулировать тему, цель и задачи нашего занятия.

 


Слайд3Задание №2 (рабочий лист). Прослушайте выступление диктора Юрия Борисовича Левитана, озвучившего по радио Приказ Верховного Главнокомандующего от 26 марта 1944 года. Рассмотрите карту, ответьте на вопросы.

2.1. Используя карты и текст Приказа, назовите город, в районе которого наши войска вышли к государственной границе СССР.

2.2. В чём заключается военно-стратегическое и политическое значение выхода Красной Армии на государственную границу СССР? Поясните свой ответ.

Задание № 3 (рабочий лист). Изучите карты боевых операций Красной Армии в 1944 году. Выполните задание, ответьте на вопрос.

3.1. Соотнесите карту с названием операции и датой её проведения.

3.2. Посмотрите на даты боевых операций Красной Армии в 1944 году. О чём могут свидетельствовать время и сроки их проведения? Прокомментируйте свой ответ.

3.3. Каков был главный стратегический итог этих операций?


Слайд4Задание № 4 (рабочий лист). Изучите данные таблиц. Выполните задание, ответьте на вопросы.

4.1. Заполните таблицу.

4.2. О чём может свидетельствовать нарастающая боевая мощь Красной Армии в 1944 году? Прокомментируйте свой ответ.

4.3. Как могут быть взаимосвязаны приведенные в задании данные таблиц и изображения на слайде (фотографии и плакаты военного времени)?


Слайд5Задание № 5. Прослушайте аудиозапись песни «Вот солдаты идут». Прочитайте стихотворение. Изучите текст и ответьте на вопросы.

5.1. Какие чувства вызывает эта песня? Объясните их.

5.2. Каков главный призыв в этой песне? Найдите его в тексте и прокомментируйте.

5.3. Дайте характеристику темпам наступления Красной Армии в летней кампании 1944 года.


Слайд6Задание №6. Изучите карту Ясско-Кишинёвской операции 1944 г. и схему битвы при Каннах (216 г. до н.э.) на слайде презентации. Прочитайте тексты и ответьте на вопрос.

6.1. В военной литературе принято следующее название Ясско-Кишиневской операции 1944 г. – «Ясско-Кишинёвские Канны».

Что вы думаете по поводу схожести приёмов военного искусства в этих битвах?

 


Слайд7На слайде презентации рассмотрите плакат творческого коллектива советских художников-графиков Кукрыниксы 1941 г. Ответьте на вопросы, выполните задание.

7.1. Почему авторы плаката обращаются к событиям 1812 года?

7.2. Что объединяет события 1812 года в истории Отечества с 1944 годом? Опишите плакат, обращая внимание на аналогии событий 1812 и 1944 гг.  

7.3*. В чём заключается принципиальная разница между событиями 1812 и 1944 годов?

В рабочем листе ответьте на вопросы, выполните задание.

7.4. Используя материалы занятия, перечислите военные операции Красной Армии в 1944 году, благодаря которым было достигнуто окончательное изгнание немецко-фашистских войск с территории СССР.

7.5. Каково было военно-политическое значение боевых операций Красной Армии в 1944 году? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

7.6. Выберите верное/ые утверждение/я.

К факторам, обеспечившим стремительное продвижение Красной Армии к государственной границе и успех военных операций 1944 года, относятся:

А. превосходство советской военной науки и техники;
Б. перевод экономики на военные рельсы;
В. подвиг тыла;
Г. героизм воинов Красной Армии;
Д. талант полководцев;
Е. все ответы верны.


Источники информации

1. История Второй мировой войны 1939–1945. – Т. 8. – М., 1977.

2. История Второй мировой войны 1939-1945. – Т. 9. – М., 1978.

3. Похлебкин В. В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах. – М. 1999.

4. Типпельскирх К. История Второй мировой войны. Блицкриг. 1956; М.: Вече, 2011.