Находясь в современном обществе, проживая в таком большом городе, как Москва, не так уж трудно оказаться в месте массового скопления людей. ВДНХ, парк «Зарядье», Красная Площадь, Арбат – одни из многих мест в Москве, где всегда многолюдно. Также большое количество жителей и гостей столицы часто посещают парады, шествия, концерты, акции, народные гуляния, спортивные и другие массовые мероприятия. И в городе делается всё для того, чтобы обеспечить безопасность жителей и гостей столицы.
Несмотря на это, необходимо помнить, что участие в любом массовом мероприятии сопряжено с повышенной опасностью, так как существует возможность возникновения нестандартной ситуации.
Чтобы избежать возможных неприятностей, каждому участнику массового мероприятия необходимо знать основные правила поведения и меры безопасности при нахождении в местах большого скопления людей.
Автор: Егоров Сергей Валерьевич
Рекомендации по работе с презентацией к классному часу «Опасности массовых мероприятий» для обучающихся 9–11-х классов.
Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]
Цель: формирование ответственного отношения к жизни, развитие активной гражданской позиции.
Задачи:
- формирование навыков культуры безопасного поведения в различных сферах жизнедеятельности;
- расширение представлений обучающихся об опасностях, возникающих при массовом скоплении людей;
- расширение знаний о правилах и мерах безопасности при посещении массовых мероприятий.
Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия.
Учитель предлагает ученикам ознакомиться с видеороликом массового мероприятия: https://www.youtube.com/watch?v=IFjb33UnvGY
Вопросы:
- К какому типу мероприятий можно отнести показанное в видеосюжете?
- Охарактеризуйте типичные признаки массовых мероприятий.
- Какие положительные стороны и возможные опасности массовых мероприятий вы можете назвать?
- Попробуйте сформулировать тему классного часа.
Тема классного часа: «Опасности массовых мероприятий».
Учитель предлагает классу ознакомиться с извлечением из распоряжения мэра Москвы о порядке организации и проведения массовых мероприятий (карточка № 1).
Для учителя: ссылка на документ https://www.mos.ru/authority/documents/doc/14275220/
- Какие мероприятия, направленные на обеспечение безопасности, проводятся до и во время проведения массового мероприятия?
- Какие обязанности налагаются на посетителей массовых мероприятий?
- Чем обусловлены запретительные меры для посетителей массовых мероприятий? Охарактеризуйте 2–3 меры. К чему может привести их несоблюдение?
Учитель: Даже при соблюдении мер безопасности и правил поведения есть возможность возникновения нестандартных ситуаций.
Учитель предлагает перечислить возможные нестандартные ситуации.
Учитель: Какие опасности в нестандартных ситуациях могут возникнуть при посещении массовых мероприятий?
Порассуждайте:
Что может послужить причиной паники?
Что может послужить причиной агрессивного поведения людей в месте массового скопления?
Для учителя: При большом скоплении людей начинают действовать законы толпы и возможно возникновение паники.
(Паника – это состояние сильного страха перед реальной или предполагаемой угрозой. Большинство людей в состоянии паники не могут адекватно оценить обстановку и становятся опасными друг для друга (могут толкнуть, затоптать и т. п.). Также возможно агрессивное поведение толпы (агрессивные спортивные фанаты, митингующие). При попадании в агрессивную толпу возможно нанесение увечий, если толпа посчитает, что вы не разделяете их действия.
Учитель предлагает ознакомиться с памяткой и выполнить задание.
Для учителя: сайт МЧС России (http://www.mchs.gov.ru/dop/info/individual/Bitovie_CHS/item/7746305)
Учитель делит класс на пять групп.Каждая группа получает карточку (карточка № 2), на которой описана ситуация. Каждая группа обсуждает, а потом представляет всему классу правила и порядок поведения в данной ситуации.
Учитель предлагает проверить знания, которые ученики получили во время классного часа, и раздаёт листы для записи каждому ученику, читает высказывания, а ученики в карточках отмечают, согласны они с высказыванием или нет, ставя «+» или «-».
Учитель:
- Собираясь на концерт, надо надеть длинный шарф и обувь на высоких каблуках.
- Не брать с собой длинные зонты, большие сумки.
- При малейшей угрозе немедленно покинуть опасное место.
- На концерте лучше всего сидеть как можно дальше от выхода.
- На массовые мероприятия нужно приходить с небольшим опозданием, чтобы избежать давки.
- При попадании в агрессивную толпу – пытаться всех успокоить.
После выполнения работы открывается слайд для проверки.
Учитель: Проверьте свои результаты. У кого были ошибки? В каком высказывании? (Ответы учащихся).
Сделайте выводы по теме занятия.
Полезная информация
Приложение «Мобильный спасатель» – https://www.youtube.com/watch?v=euGkTxcYNYo
Важно! Данное приложение не является заменой звонка в службу спасения 112. Сначала нужно позвонить 112 или по номерам вызова экстренных служб и только после этого посылать сигнал SOS через приложение.
Для учителя: Основные возможности приложения «Мобильный спасатель»:
- уведомление МЧС и ваших родных и близких о том, что вы попали в экстренную ситуацию;
- система отправляет бесплатные смс вашим близким и сообщение в МЧС с вашими координатами и ссылкой на карту;
- служба МЧС, по возможности, перезвонит вам на телефон для уточнения информации;
- справочник первой помощи;
- справочник больниц и пожарных частей.