Версия для печати
Вторник, 18 Июнь 2019 16:02

Орден Ушакова и орден Нахимова

В марте 1944 года для награждения личного состава Военно-Морского флота были учреждены военные ордена – Ушакова I и II степени и Нахимова I и II степени и военные медали – Ушакова и Нахимова.

Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия «Орден Ушакова и орден Нахимова», посвящённого учреждению военно-морских орденов Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

Автор: А. Н. Литовский

Методические рекомендации к тематическому занятию «Орден Ушакова и орден Нахимова»,
посвящённого учреждению военно-морских орденов Великой Отечественной войны 1941–1945 годов,
для обучающихся 8–10-х классов

 

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: воспитание у обучающихся патриотизма, гражданственности, чувства долга и уважения к историческому наследию России.

Задачи:

  • формирование у обучающихся качеств личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов своей страны;
  • развитие умения анализировать информацию, представленную в различных знаковых системах, аргументированно высказывать свою точку зрения.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия.


Слайд1Прослушайте фрагменты стихотворений. Предположите, о чём пойдёт речь на занятии.

В боях непобедим был Ушаков,
«Морским Суворовым» зовется он по праву.
Он создал на морях России славу,
Труды его – пример для моряков.
Герои флота нашего родного,
Трепещет пусть пред вами злобный враг,
Носите с честью орден Ушакова –
Искусства воина, побед и славы знак! (А. Машистов)

Отважный воин, славный патриот!
Его взрастила русская держава.
В сердцах советских моряков живёт
Нахимова немеркнущая слава.
Он – разума и воли торжество,
Испытанный в победоносных войнах.
Высоким знаком имени его
Страна отметит моряков достойных. (А. Жаров)

- Сформулируйте цель занятия.

- Сформулируйте вопросы к теме, ответы на которые вы хотели бы получить в ходе занятия. Аргументируйте свой ответ.


Слайд2Задание № 1. В рабочем листе прочитайте тексты и выполните задание.

Особое место в истории отечественного флота занимает его вклад в победу над фашизмом. Корабли советского флота в течение всей войны ни при каких обстоятельствах не спускали флага перед противником. (Источник: «Военная мысль» № 1/1992. Страницы истории. На морях мы воевали лучше).

- Почему в первый день войны Военно-Морской флот не понёс серьезных потерь?

- Как это связано с деятельностью наркома ВМФ Николая Герасимовича Кузнецова?

- Определите основные задачи ВМФ в первые годы Великой Отечественной войны.

- Рассмотрите картины на слайде. О чём говорят художники в своих произведениях?

*Как сохранена память об Адмирале Флота Советского Союза Николае Герасимовиче Кузнецове в нашей стране? (Задание повышенной сложности).


Слайд3Два «морских» ордена – Ушакова и Нахимова, а также две соответствующие «морские» медали были учреждены 3 марта 1944 года.

Идею создания таких наград предложил лично Сталину Нарком Военно-Морского Флота СССР и одновременно Главнокомандующий Военно-Морским Флотом адмирал флота Кузнецов Николай Герасимович летом 1943 года.

Задание № 2. В рабочем листе прочитайте текст и выполните задание.

- Найдите в статуте ордена Ушакова и статуте ордена Нахимова основания, которые давали право на получение высшей степени ордена.

- Ознакомьтесь с биографиями адмиралов Ушакова Ф. Ф. и Нахимова П. С. Заполните таблицу.


Слайд4Знаменательной победой Ушакова было взятие острова Корфу в феврале 1799 года, где успешно использовались комбинированные действия кораблей и сухопутного десанта. Адмирал Ушаков провел 40 морских сражений. Все они завершились блестящими победами. В народе его называли флотским Суворовым.

Посмотрите видеоролики «Орден Ушакова» и «Орден Нахимова» и ответьте на вопросы.

-   В чём принципиально по статуту отличались награды?

-   Согласны ли вы с тем, что Ушакова называли «морским Суворовым»? Поясните свой ответ.


Слайд5Задание № 3. В рабочем листе прочитайте тексты и выполните задание.

Орден Ушакова I степени стал вторым по редкости присвоения (после ордена «Победа») советским орденом.

Всего орден Ушакова I степени был вручён 47 раз, включая награждения соединений и частей, в том числе 11 раз – вторично. II степень выдавалась 194 раза, в том числе 12 соединениям и частям ВМФ.

Орденом Нахимова I степени было награждено 77 человек и 5 частей и соединений ВМФ; орденом II степени – 463 человека и 2 части ВМФ.

Слайд6- Какие награды, носившие имена великих русских полководцев, были в наградной системе СССР к 1944 году?

- За два с половиной года войны было учреждено 12 («сухопутных») боевых наград. Морские военные награды учредили только весной 1944 года. Как вы думаете, почему?

 

 


Слайд7Посмотрите видеоролики медаль Ушакова и медаль Нахимова

Задание № 4. В рабочем листе прочитайте текст и ответьте на вопросы.

- Найдите в Положении о медали Ушакова и в Положении о медали Нахимова основания для награждения. Почему возникла необходимость учреждения медалей?

- Найдите общие основания для награждения медалями Ушакова и Нахимова и подтвердите это примерами из наградных листов.

- Определите и подпишите элементы медали. Чем визуально отличалась медаль Ушакова от других наград Советского Союза?

- Опишите медаль Ушакова, используя приведенную терминологию.


Слайд8Задание № 5. В рабочем листе прочитайте тексты и выполните задание.

- Сравните статуты и описание наград РФ с наградами СССР. Сделайте вывод.

 


Слайд9Задание № 6. В рабочем листе выполните задание.

- Соотнесите орденские планки, материалы изготовления наград с их изображениями и внесите в таблицу.

 

 

 


Дополнительная информация:

Военно-морской флот СССР в годы Великой Отечественной войны