8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Понедельник, 24 Июнь 2019 10:45

Овеян славой легендарной… Город-герой Севастополь

8 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Севастополю было присвоено почётное звание «Город-герой». Страна высоко оценила героическую 250-дневную оборону города в годы Великой Отечественной войны, мужество и стойкость его защитников.

Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия «Овеян славой легендарной… Город-герой Севастополь».

Автор: О. Е. Камагина

Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия «Овеян славой легендарной…Город-герой Севастополь»
для обучающихся 8–11-х классов

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: формирование ценностного отношения к событиям Великой Отечественной войны, осмысление обучающимися опыта героической защиты Родины.

Задачи: 

  • воспитание у обучающихся благодарной памяти о людях, победивших фашизм; чувства гордости за свою страну;
  • формирование личностного отношения обучающихся к проявлениям героизма и самопожертвования во имя Родины;
  • формирование гуманистических качеств личности;
  • развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения.

Методический материал носит рекомендательный характер. Учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы урока.


 Слайд1Эпиграф к уроку – слова поэта Демьяна Бедного:

«Овеян славой легендарной,
И современной, и былой,
Наш Севастополь лучезарный
Пред вражьей бандой – злой, бездарной –
Стоит незыблемой скалой».

- Как вы думаете, когда могли быть написаны эти строки? Каким событиям они посвящены?


Слайд2Впервые Севастополь был назван городом-героем в приказе Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина № 20 от 1 мая 1945 года.

Официально это звание города было закреплено в Указе Президиума Верховного Совета СССР «Об утверждении Положения о почётном звании «Город-герой» от 8 мая 1965 года.

1. Знаете ли вы, за какие заслуги Севастополь одним из первых городов был удостоен звания «Город-герой»?

2. Почему на слайде изображены орден Ленина и медаль «Золотая звезда»?

3. Что вы знаете о мемориале, изображённом на слайде?


Слайд3В 1935 году русским живописцем Георгием Григорьевичем Нисским в Москве была написана удивительная картина «Севастополь. Встреча», которая получила бронзовую медаль на выставке в Париже в 1937 году.

Задание. Используя художественное полотно и текст, размещённые на слайде, опишите предвоенный Севастополь.

*Учитель в дополнение может прочитать отрывок из очерка «Жемчужина Юга» Дмитрия Фурманова:

«…Солнечный, вечно праздничный Севастополь. Горы. Море… Севастополь залило солнцем – залило горы, залило улицы, ничто, никуда и нигде не спрячется от его раскалённого дыханья!..»

*Может быть использован музыкальный фрагмент.


Слайд4Севастополь одним из первых городов Советского Союза подвергся налету фашистской авиации ранним утром 22 июня 1941 года.

Но благодаря тому, что Черноморский флот был заранее приведён в боевую готовность, Севастополь стал единственным городом, оказавшим организованное сопротивление противнику при внезапном нападении.

*Может быть использовано звуковое сопровождение слайда.

Задание № 1 (рабочий лист). Задание № 2 (рабочий лист) *


Слайд5На слайде – плакаты, изданные в дни обороны Севастополя. Рассмотрите их.

- Какая общая мысль, настроение их объединяет?

Задание № 3 (рабочий лист)

 

 


Слайд6Задание № 4 (рабочий лист)

В течение восьми с лишним месяцев Севастополь пережил три вражеских штурма. 3 июля 1942 года Совинформбюро сообщило о сдаче города, при этом отметив, что «оборона Севастополя войдёт в историю Отечественной войны Советского Союза как одна из самых ярких её страниц».

 

 


Слайд7Перед вами картина художника Александра Дейнеки «Оборона Севастополя», написанная в 1942 году. Сам художник вспоминал: «Меня целиком захватила героика защитников Севастополя. Шла тяжёлая война…писать всё же решил… «Оборону Севастополя», потому что я этот город любил за весёлых людей, море и самолёты. И вот воочию представил, как всё взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, как даже дети почувствовали, что такое блокада… Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая».

Как вы считаете, в чём смысл выделенного предложения? Поясните свой ответ.

Задание*: Опишите полотно, используя слова «монументальность», «динамическая выразительность», «эмоциональный накал», «противостояние», «цветовая гамма».

Задание № 5 (рабочий лист)


Слайд8Среди многочисленных памятников Севастополя есть один необычный – знаменитый 200-летний миндаль на Малаховом кургане, свидетель двух оборон Севастополя.

Когда освободили Севастополь, на Малаховом кургане была сожжена даже земля, вся зелень погибла и только маленькое обожжённое деревце миндаля выжило и зацвело. На нём осталась всего одна живая ветка. Но каждую весну она покрывается белыми цветами, символизируя торжество жизни над смертью.

*В 2019 году в Севастополе в рамках Всероссийской акции «Сады Победы» была проведена и своя акция «Миндаль огненных лет»: побеги, взятые от героического миндального дерева, были привиты на молодую основу и стали стволами молодых миндальных деревьев, которые высадили на аллеях города, пришкольных территориях, возле памятников, мемориалов, обелисков и братских могил героев, защищавших и освобождавших Севастополь в годы Великой Отечественной.

Задание № 6 (рабочий лист)


Слайд9В ознаменование подвига войск и населения Севастополя Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Севастополя».

Задание: Используя изображения на слайде, опишите аверс и реверс (лицевая и обратная стороны) медали. Как вы понимаете слова «ЗА НАШУ СОВЕТСКУЮ РОДИНУ». Каков их смысл? Поясните свой ответ.

Задание: Послушайте песню «Заветный камень», написанную в 1943 году (слова А. Жарова, музыка Б. Мокроусова, в исполнении Леонида Утесова).

*Летом 1943 года Борис Мокроусов прочитал очерк Леонида Соловьёва «Севастопольский камень», опубликованный в газете «Красный флот». В нём рассказывалось о том, как четверо моряков несколько дней плыли на шлюпке по Чёрному морю из захваченного немецкими войсками Севастополя в сторону Туапсе. Один из них был смертельно ранен. Умирая, он держал в руке небольшой кусочек гранита, отбитый снарядом от парапета севастопольской набережной. Покидая Севастополь, он дал себе клятву вернуться в освобождённый от захватчиков город и положить камень на место. Перед смертью он передал этот камень товарищам с наказом, чтобы они выполнили его клятву. Этот камень как реликвия передавался из рук в руки, и каждый, к кому он переходил, клялся выполнить наказ безымянного моряка.

- Как вы понимаете строки «Сквозь бури и пламень пройдёт этот камень и станет на место достойно»? Поясните свой ответ.


Слайд10Вера в освобождение Севастополя ни на минуту не оставляла жителей города и его защитников.

9 мая 1944 года Севастополь был освобождён от немецко-фашистских захватчиков.

Задание № 7 (рабочий лист)