Одним из заключительных сражений в Великой Отечественной войне стала битва за Берлин, или Берлинская стратегическая наступательная операция, которая проводилась с 16 апреля по 8 мая 1945 года. Она стала одной из самых масштабных битв Великой Отечественной войны и завершилась полной победой советских войск, разгромом и капитуляцией одной из сильнейших немецких группировок, которая насчитывала около 1 млн солдат и офицеров. Победа в Берлинской операции имела огромное военно-политическое значение.
Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия «Падение Берлина».
Автор: Мелина Светлана Ивановна
Рекомендации по работе с материалами тематического занятия «Падение Берлина»
для обучающихся 8–9-х классов
Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Материал для учителя [PDF] [DOCX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]
Цель: формирование ценностного отношения к событиям Великой Отечественной войны, осмысление обучающимися исторического опыта героической защиты Родины.
Задачи:
- воспитание у обучающихся благодарной памяти о людях, победивших фашизм; чувства гордости за свою страну;
- формирование личностного отношения обучающихся к проявлениям героизма и самопожертвования во имя Родины;
- формирование гуманистических качеств личности;
- развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения.
Методический материал носит рекомендательный характер. Учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы урока.
Задание № 1. Посмотрите видеофрагмент.
Рабочий лист. Прочитайте текст. Прокомментируйте его, ответив на вопросы.
1. Какому событию посвящены эти обращения?
2. Какой смысл вложен в эти обращения?
3. Сформулируйте цель и задачи нашего занятия.
4. На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? Аргументируйте свой ответ.
С самого начала войны Германии против СССР подавляющее большинство советских людей верило в то, что враг будет изгнан с родной земли, Красная Армия возьмёт Берлин и уничтожит фашизм. Уже с конца 1944 года, несмотря на то, что часть Европы всё ещё находилась под господством Третьего рейха, все фронтовые дорожные указатели отсчитывали, сколько километров осталось до Берлина. «Добить фашистского зверя в его логове» – таково было общее стремление советского народа и народов европейских стран, пострадавших от фашизма.
Задание № 2. Рассмотрите плакаты на слайде. Ответьте на вопросы.
1. Можно ли по этим плакатам определить год их выпуска? Объясните свой ответ.
2. Какими художественными средствами в плакатах Великой Отечественной войны показано стремление советского народа закончить войну в Берлине? Объясните свой ответ.
Выполните задание по ссылке.
Задание № 3. Рабочий лист. Посмотрите видеофрагмент и рассмотрите карту. Ответьте на вопросы.
1. В чём состоял замысел этой операции?
2. В чём заключались сильные стороны военного плана советского командования. Приведите 2–3 доказательства с опорой на видеофрагмент и на карту битвы.
3. Сколько оборонительных обводов изображено на картах? О чём это свидетельствует? Сделайте выводы.
Задание № 4. Заполните пропуски в тексте о подготовке Берлинской наступательной операции. Выполните задание по ссылке.
Как вы думаете, почему солдаты Красной Армии делали надписи на снарядах?
Как подчеркнул в своих «Воспоминаниях и размышлениях» командующий 1-м Белорусским фронтом Г. К. Жуков, советское командование противопоставило заранее подготовленному гитлеровцами плану обороны Берлина с его секторами, районами и участками свой детально разработанный план наступления с тщательно продуманной системой городских боёв. Каждой армии, штурмовавшей Берлин, заранее были определены полосы наступления. Задача уличных боев в Берлине заключалась в том, чтобы лишить врага возможности собрать свои силы в кулак, разделить гарнизон на отдельные части и уничтожить их.
Задание № 5. Рабочий лист. Установите соответствие между фотографиями и описанием родов войск, принимавших участие в Берлинской наступательной операции. Выполните задание по ссылке.
Сформулируйте определение рода войск для оставшейся фотографии. Заполните таблицу.
На фотографиях слайда изображены:
1. «Катюши» – советские боевые машины реактивной артиллерии.
2. Пулемётчики – стрелковая дивизия.
3. Артиллерийские пушки – артиллерия.
4. Бомбардировщики воздушной армии.
Рода войск: 1,3 – А – артиллерия; 2 – Б – пехота; 4 – В – авиация; 5 – Г– нет фотографии на слайде – танковые войска.
«…Гитлеровцы разбрасывали с самолётов листовки, пытались как-то устрашить наших бойцов. Так, в одной из листовок говорилось: «От Берлина вы недалеко. Но вы не будете в нашей столице. В Берлине до 600 тысяч домов, и каждый – это крепость, которая будет для вас могилой». (Из воспоминаний командующего 1-й гвардейской танковой армией Михаила Катукова)
Задание № 6. Рабочий лист. Выполните задания.
6.1. Установите с помощью карты скорость продвижения советских войск, учитывая масштаб и хронологию изменений положения советских войск при продвижении к Рейхстагу, например, 525 сп (стрелковый полк). Сделайте вывод.
Ответ: с 28.04 по 30.04.1945 года 525 сп прошёл с боями 500 м, это значит, что средняя скорость его продвижения к Рейхстагу была примерно 10 м в час.
6.2. Прочитайте текст. Приведите примеры героизма советских воинов. Сделайте выводы. Обоснуйте свой ответ.
Штурм Рейхстага явился завершающим событием битвы за Берлин. К 15 часам 2 мая сопротивление немцев в Берлине полностью прекратилось, остатки берлинского гарнизона (135 тыс. человек) во главе с его командующим генералом артиллерии Г. Вейдлингом сдались в плен.
Кто штурмовал Рейхстаг? Сколько знамен было водружено над Рейхстагом, и кто штурмовал немецкую цитадель? Пятницкий, Щербина, Егоров, Кантария…
Задание № 7. Посмотрите видеофрагмент. Ответьте на вопросы.
1. Что означало Знамя Победы для советского солдата?
2. В чём проявилось мужество солдат, водрузивших флаг над Рейхстагом?
Взятие Берна войсками Красной Армии означало для советских людей событие огромной исторической значимости – победу справедливости над величайшим злом – фашизмом и завершение Великой Отечественной войны, для людей всего мира – разгром нацистской Германии и окончание военных действий Второй мировой войны в Европе.
Одним из символов взятия Берлина и Победы стали надписи, оставленные советскими солдатами на Рейхстаге. Всемирно известный британский архитектор Норман Фостер, сохранивший для истории автографы Победы, сказал: «Мы не можем скрыться от истории. Для нашего общества имеет решающее значение то, сможем ли мы, лицом к лицу с будущим, сохранить память о трагедиях и страданиях прошлого. Именно поэтому для меня важно сохранить эти надписи. Следы прошлого на стенах говорят об эпохе выразительней, чем любая историческая выставка».
Задание № 8. Прочитайте текст.
8.1. Ответьте на вопросы.
1. Согласны ли вы с мнением Нормана Фостера?
2. Почему при реконструкции Рейхстага было решено сохранить часть надписей, которые сделали советские солдаты весной 1945 года?
Сохранение надписей советских солдат на Рейхстаге должно постоянно напоминать о самой страшной войне и тяжёлом поражении немецко-фашистских захватчиков.
8.2. Рабочий лист. Прочитайте надписи, сделанные советскими солдатами на стенах Рейхстага в мае 1945 года. О чём могут рассказать надписи советских солдат на стенах Рейхстага современному поколению?
Задание № 9. Посмотрите видеофрагмент. Рассмотрите изображения на слайде.
9.1. Прочитайте текст, указанный стрелками. В чём заключается основная идея представленной информации?
9.2. Определите слагаемые Победы. Сделайте вывод. Аргументируйте свой ответ.
Президиум Верховного Совета СССР 9 июня 1945 года учредил медаль «За взятие Берлина», которой были награждены более 1 082 тысяч солдат и офицеров, 187 частям и соединениям Красной Армии, наиболее отличившимся при штурме Берлина, присвоено почётное наименование «Берлинские». Более 600 участников штурма удостоены звания Героя Советского Союза. 13 человек награждены 2-й медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.
Задание № 10. Прослушайте аудиофрагмент. Объясните смысл фразы: «Последний бой – он трудный самый…».
1. Как соотносится эта фраза из песни с надписью в удостоверении «За участие в героическом штурме и взятии Берлина»?
2. О чём свидетельствует количество наград за взятие Берлина?
Дополнительные материалы (фото, видео, тексты)
- Берлинская стратегическая наступательная операция. 16 апреля – 8 мая 1945 года;
- 16 апреля – 2 мая штурм столицы третьего рейха. Над рейхстагом водружено красное знамя;
- 2 мая 1945 г. во время Второй мировой войны советские войска овладели столицей Германии Берлином;
- Знамя Победы над Рейхстагом. Архивные кадры штурма Берлина;
- Знамя Победы. Семейные истории;
- Запечатлённое время. Знамя Победы над Рейхстагом водружено!;
- Май 1945;
- Военная операция. Агония Третьего Рейха;
- Авиация в Берлинской операции.