golos

8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Понедельник, 23 Сентябрь 2019 16:15

Памяти героев Брестской крепости

В истории нашей страны широко известен подвиг защитников Брестской крепости в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., снискавших вечную славу и память своим беспримерным мужеством.

Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения классного часа «Памяти героев Брестской крепости» для обучающихся 9–11-х классов.

Автор: Щербаков Сергей Николаевич

 

Рекомендации по работе с материалами для тематического занятия (классного часа) «Памяти героев Брестской крепости»
для обучающихся 9−11-х классов

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX

Цель: формирование ценностного отношения к памяти героев Брестской крепости в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Задачи:

  • воспитание у обучающихся патриотизма и чувства гражданской ответственности на примере героизма советского народа и Красной Армии перед лицом немецко-фашистских захватчиков, проявленного в период обороны Брестской крепости;
  • развитие умения анализировать информацию, представленную в различных знаковых системах, аргументированно высказывать свою точку зрения.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия (урока).


Слайд1Задание № 1. Изучите документ и ответьте на вопросы.

Ознакомьтесь с текстом Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 г. «Об утверждении Положения о почётном звании «Город-герой».

- Что является основанием для присвоения городу звания «Город-герой»? Какие награды вручаются городу вместе с присвоением звания «Город-герой»?

- Какой памятный знак устанавливается в городе-герое?

- Как вы считаете, почему почётное звание «Город-герой» появилось в 1965 году?

- Сформулируйте тему, цель и задачи нашего занятия.


Слайд2Задание № 2. Прочитайте текст и надписи защитников на стенах Брестской крепости, рассмотрите иллюстрацию и выполните задание.

- Обратите внимание на даты и время в тексте источника. Сделайте вывод о ситуации, в которой оказался гарнизон Брестской крепости.

- О чём говорит тот факт, что после падения Минска (28 июня 1941 г.) и захвата немцами Смоленска (16 июля 1941 г.) защитники Брестской крепости всё ещё оборонялись?

- Можно ли считать надписи на стенах Брестской крепости важными историческими источниками – свидетелями  событий Великой Отечественной войны? Почему? 


Слайд3Задание № 3. Изучите тексты и ответьте на вопросы.

- В чём состоит стратегическое значение Брестской крепости? Почему немецко-фашистские войска стремились овладеть Брестской крепостью?

- Каковы были особенности Брестской крепости, использованные её защитниками при обороне?

 

 

Слайд4

 

 

 

 

 


Слайд5Задание № 4. Изучите документы и выполните задание.

- Объясните выделенную фразу пастора в тексте. О чём она может свидетельствовать?

- Сопоставьте советские и немецкие источники и сделайте вывод об особенностях обороны Брестской крепости.

- Какие обстоятельства осложняли оборону Брестской крепости? Объясните свой ответ, используя приведённые документы.


Слайд6Задание № 5. Изучите примеры мужества советских солдат и офицеров, защищавших Брестскую крепость в 1941 году, и ответьте на вопросы.

- О чём свидетельствуют факты обороны Брестской крепости в 1941 году?

- Согласны ли вы с утверждением, что стойкостью и мужеством защитников Брестской крепости были поражены даже враги? Найдите в документе информацию в подтверждение своего ответа.  

 


Слайд7Задание № 6. Подвигу защитников Брестской крепости посвящены книги Сергея Сергеевича Смирнова «Брестская крепость», Бориса Львовича Васильева «В списках не значился». Изобразительное искусство тоже не осталось в стороне от этой темы.

Изучите иллюстрации и картины на слайдах презентации, посвящённые обороне Брестской крепости в 1941 году, и ответьте на вопросы.

- Что общего в этих картинах? Прокомментируйте свой ответ.

 

Слайд8- Какими вы себе представляете защитников Брестской крепости?

- Какие чувства вызывают у вас эти изображения?

 

 

 


Слайд11Задание № 7. Рассмотрите изображение на слайде. Используя материал занятия, прокомментируйте строки стихотворения «Брест» российского поэта Вячеслава Ивановича Щербакова и ответьте на вопрос.

- В чём проявилась нравственная сила подвига героических защитников Брестской крепости в 1941 году? Прокомментируйте свой ответ. 

 

 


Слайд12Задание № 8. Изучите тексты и ответьте на вопросы.

- Что имел в виду немецкий генерал Блюментритт, заявив: «Там мы узнали, что значит сражаться по русскому способу…»? Прокомментируйте свой ответ.

- Прочитайте на слайде высказывание советского писателя и поэта Константина Михайловича Симонова (1915–1979). Как вы понимаете слова: «Поэзия веры в победу»?

 


Слайд13Задание № 9. Изучите документ и ответьте на вопросы.

- Найдите в этом указе основания для присвоения звания «Крепость-герой» Брестской крепости.

- Каково значение обороны Брестской крепости в истории Великой Отечественной войны?

 

 


Источники информации

Алиев Р.В. Штурм Брестской крепости. – М.: Яуза, 2019. –  С. 34–35.
Антология «1941-1945. Говорят погибшие герои». М.: Государственное издательство политической литературы, 1990. 
Героическая оборона. – Минск, 1963. – С. 32–33.
Смирнов С. С. Брестская крепость. – М, 1956.
Щербаков В. И. Как кричат свиязи над разливом. Стихи. – Коломна, 2007. – С. 96.

Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой»