В период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. важное значение имела деятельность партизанских отрядов и самоотверженная борьба советского народа против немецко-фашистских захватчиков на временно оккупированной гитлеровцами и их сателлитами территории СССР.
Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения урока мужества для обучающихся 9−11-х классов на тему «Партизаны Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.».
Автор: Сергей Николаевич Щербаков
Рекомендации по работе с материалами для тематического занятия (урока мужества, классного часа) «Партизаны Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.»
для обучающихся 9−11-х классов
Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]
Цель: формирование гражданской и социальной идентичности личности обучающегося, ценностного отношения к событиям Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. на основе примеров героизма советских партизан.
Задачи:
- воспитание у обучающихся патриотизма и чувства гражданской ответственности на примере героизма партизан перед лицом немецко-фашистских захватчиков и их сателлитов, проявленного в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.;
- развитие умения анализировать информацию, представленную в различных знаковых системах, аргументированно высказывать свою точку зрения;
- развитие у обучающихся умения ставить и формулировать собственные задачи при изучении различных исторических ситуаций.
Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия (урока).
Задание № 1. В период Отечественной войны 1812 года военный министр Российской империи Михаил Богданович Барклай-де-Толли (1761–1818) приказал организовать партизанские отряды из офицеров для действий в тылу наступающих наполеоновских войск. Прочтите стихотворение, прослушайте песню и ответьте на вопросы.
- Какие задачи решали партизаны в период Отечественной войны 1812 г. и в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.?
- Каким образом в «Боевой песне» отражено значение подвига партизан в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.? Подтвердите свой ответ строками песни.
- Попробуйте сформулировать тему нашего занятия.
Задание № 2. Просмотрите кинофрагмент «Партизанская война в тылу врага» и ответьте на вопросы.
- Какие военные задачи выполняли партизанские соединения на временно оккупированной территории СССР?
- Какой ущерб партизанские отряды и соединения нанесли гитлеровцам?
- Назовите руководителей советских партизанских отрядов в период Великой Отечественной войны.
- Партизанское движение в СССР было проявлением патриотизма советского народа? Обоснуйте свой ответ.
Задание № 3. Рассмотрите карту «Партизанская борьба в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» и ответьте на вопросы.
- Перечислите республики СССР, где в период Великой Отечественной войны было партизанское движение против немецко-фашистских захватчиков.
- Отметьте, в каких республиках СССР было наибольшее количество крупных соединений советских партизан.
Задание № 4. Прочтите документы в рабочем листе и ответьте на вопросы.
- Какие мероприятия были проведены для снабжения партизанских отрядов?
- Что помогало партизанам выстоять и продолжать борьбу против фашистов в глубоком тылу гитлеровских армий? Прокомментируйте свой ответ.
- Какую деятельность вели партизаны против немецко-фашистских захватчиков?
Задание № 5. Изучите фрагмент документа в рабочем листе, выполните задания.
- На основании содержания документа сформулируйте основную задачу партизанского движения в СССР.
- Как данное Постановление отразилось на действиях советских партизан? Прокомментируйте свой ответ.
Задание № 6. Внимательно рассмотрите изображение на слайде «Школа подготовки партизанских кадров (школа диверсантов)» и ответьте на вопросы.
- Какие знания и умения были необходимы партизанам в тылу немецко-фашистских войск в период Великой Отечественной войны?
- В каких специалистах могли нуждаться советские партизаны для пополнения своих отрядов и участия в боевых операциях на временно оккупированной территории СССР?
Задание № 7. Изучите документы в рабочем листе и ответьте на вопрос.
- Какие чувства вызывают у вас эти письма? Что может объединять их? Прокомментируйте свой ответ.
Задание № 8. В рабочем листе прочтите тексты и выполните задание.
- Подумайте, какие черты личности и характера могут объединять этих двух героев. Прокомментируйте свой ответ.
- Как вы думаете, что помогло сплотить советских людей всех возрастов, вступавших в партизанские отряды и помогавших партизанам на оккупированной советской земле, в глубоком тылу противника сражаться против немецко-фашистских войск? Поясните свой ответ.
- Вспомните и назовите известные вам примеры самоотверженности советских людей и героизма партизан в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Обоснуйте свой ответ, приведите примеры.
Источники информации:
- Говорят погибшие герои: Предсмертные письма советских бойцов против немецко-фашистских захватчиков (1941–1945 гг.) / Сост. В. А. Кондратьев, З. Н. Политов. – 6-е, испр. и доп. изд. – М.: Политиздат, 1979. – С. 106–108.
- Партизанская война на Украине. Дневники командиров партизанских отрядов и соединений. 1941–1944. / Колл. составителей: О. В. Бажан, С. И. Власенко, А. В. Кентий, Л. В. Легасова, В. С. Лозицкий (рук.) – М., 2010. – С. 25–35; С. 139.