8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Воскресенье, 24 Сентябрь 2017 14:01

Первый искусственный спутник Земли

4 октября 1957 года на околоземную орбиту был выведен первый в мире искусственный спутник Земли, открывший космическую эру в истории человечества. Полёт первого советского спутника стал возможен благодаря научному и трудовому подвигу учёных, инженеров, конструкторов – всего народа нашей страны.

В сентябре 1967 года Международная федерация астронавтики провозгласила 4 октября Днём начала космической эры.

Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия «Первый искусственный спутник Земли», посвящённого 60-летию его успешного запуска для обучающихся 1–4-х классов.

Автор: Ольга Евгеньевна Камагина 

Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия (классного часа) «Первый искусственный спутник Земли», посвящённого 60-летию его успешного запуска, для обучающихся 1–4-х классов

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]

Презентация [PDF] [PPTX]

Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: формирование ценностного отношения к знаковым событиям в истории нашей страны и мира, осмысление обучающимися значимости научного и трудового подвига граждан нашей Родины.

Задачи:

  • воспитание у обучающихся чувства гордости за свою страну;
  • развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения;
  • формирование гуманистических качеств личности.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы занятия.


Слайд1Рассмотрите предмет, изображенный на слайде.

Что вы знаете о нём?

Предположите, о чём пойдёт речь на занятии.

 

 


Слайд24 октября 1957 года в СССР был успешно осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли.

Вопросы:

Сколько лет прошло со времени этого великого события?

Можно ли считать эту дату юбилейной?

Как называлось тогда наше государство Россия? (Расшифруйте СССР.)

Первый космический аппарат, преодолевший земное притяжение, представлял собой металлический шар с прикреплёнными к нему антеннами, весил чуть больше 83 килограммов.

Спутник провел в космосе 92 дня и совершил 1440 оборотов вокруг нашей планеты.

Конструкторы назвали его ПС-1 (Простейший спутник – 1) 


Слайд3Что означает слово «спутник»?

Кого называют «спутниками», «спутниками по жизни»? (идущие вместе, сопровождающие друг друга)

Почему мы говорим о спутниках планет Солнечной системы, о Луне – спутнике Земли?

 

 


Слайд4Задание 1. (рабочий лист)

В 1960 году на экраны нашей страны вышел мультипликационный фильм «Мурзилка на спутнике» («Союзмультфильм»).

*С 1924 года по сегодняшний день издается журнал «Мурзилка», его главный герой – веселый жёлтый  зверек (медвежонок или щенок).

Мурзилка, мультипликационный герой, мальчик-журналист, который в 2060 году рассказывает историю первого спутника.


Слайд5Посмотрите первый фрагмент мультфильма.

Вопросы и задания:

Постарайтесь определить, какие предметы будущего показаны в мультфильме. (мини-ракета, фотоаппарат, умеющий смотреть в прошлое, огромные антенны)

Знаете ли вы памятник, у которого встречаются школьник и Мурзилка? Как он называется, где находится? (Монумент «Покорителям космоса» у ВДНХ, сам монумент – часть Музея космонавтики.)

Что означает вопрос Мурзилки: «А знаешь ли ты, парень, какой он (спутник) имел вес для всего человечества»?

Почему юному журналисту пришлось обратиться к истории?


Слайд6Посмотрите следующий фрагмент мультфильма.

Постарайтесь ответить на вопросы:

Кого во время своего полета встретил Мурзилка? (планеты Солнечной системы, героев мифов разных народов)

Как вы думаете, что означает эта встреча? (победу научной картины мира)

  


Слайд7Посмотрите на открытку и ответьте на вопросы.

Что и кто на ней изображены?

Как вы понимаете смысл слов на этой открытке?

 

 


Слайд8Посмотрите следующий фрагмент мультфильма. Постарайтесь услышать сигнал спутника, как его слышали во всех уголках земного шара.

Вопросы:

Над какими странами летит спутник?

Как его встречают жители этих стран?

Что означают слова «Дорога в космос открыта»?


Слайд9Этот фрагмент расскажет о запусках следующих спутников.

Посмотрите внимательно.

Предположите, какие новые данные о Луне смогли получить советские ученые в 1959 году.

(Космический аппарат «Луна-3» сфотографировал обратную сторону Луну, никогда не видимую с поверхности Земли.)

Задание 2. (рабочий лист)


Слайд10Перед вами открытка, которой более 50 лет.

Вопросы:

Что на ней изображено?

О чём стало возможно мечтать после полета первого спутника?

 


Слайд11Конечно, мультфильм рассказал нам историю первого спутника так, как рассказывают сказку. Но мы знаем, что этот первый космический полёт стал результатом научного подвига таких великих учёных, как Константин Эдуардович Циолковский и Сергей Павлович Королёв.

Для того чтобы это произошло, трудились тысячи советских инженеров и конструкторов, вся наша Родина, весь народ, совсем недавно переживший самую страшную войну на планете.

Задание 3. (рабочий лист)

Задание 4. (рабочий лист)

(Как вариант можно предложить эти слова с пропущенными буквами, или провести соревнование между командами на знание космической терминологии.)


Слайд12Посмотрите последний фрагмент мультфильма.

Что означает слово «пионер»?

*Пионер (от фр. pionnier, pion — первопроходец, зачинатель)

Согласны ли вы с утверждением:

«Первый советский спутник – пионер космической эпохи».

Поясните свой ответ.