8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Среда, 27 Июль 2016 10:51

Песни Победы

Всем известны строки из стихотворения знаменитого фронтового поэта-песенника В. Лебедева-Кумача: «Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!». Но кто из нас задумывался о роли музыки, песни для воинов на передовой? Кто из современников может сказать, какие песни пользовались среди солдат большей популярностью и почему? Предлагаем обсудить эти темы на занятии с учащимися основной школы.

Автор: Л.Г. Чуракова

Рекомендации по работе с презентацией к тематическому занятию (классному часу) «Песни Победы»

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]

Презентация [PDF] [PPTX]

Приложения [PDF] [DOCX]

Цель: знакомство обучающихся с историей создания песен времён Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • воспитывать чувство патриотизма и уважения к истории и культуре своей Родины, своего народа;
  • развивать интерес к музыкальному наследию сраны, к военно-патриотическому музыкальному искусству;
  • познакомить с историческими и биографическими фактами значимости музыки в период Великой Отечественной войны, с историей создания некоторых ярких военных произведений.

Методический материал носит рекомендательный характер. Учитывая особенности каждого класса, учитель может варьировать содержание и количество заданий, этапы занятия.


Слайд1Вступительная беседа учителя с обучающимся об истории Великой Отечественной войны, подвиге и мужестве советских людей, а также о том, что, по их мнению, помогало воинам переносить тяготы военного времени.

 

 

 

 


Слайд2Обучающиеся формулируют тему занятия.

 

 

 

 


Слайд3Рассуждения учащихся о жанрах военной музыки (с опорой на знания о жанрах русской народной музыки). Пояснение значимости каждого жанра и музыки в целом для воинов. Приводят примеры знакомых им песен, связанных с Великой Отечественной войной.

Учитель знакомит школьников с выдержками из воспоминаний и документов, отражающих роль музыки и музыкальных инструментов на войне (Приложение 1). Обучающиеся высказывают своё мнение по поводу содержания данных артефактов, а также аргументированное предположение о сочинении музыки в военное время, о преобладании жанров и образов музыкальных произведений.

 


Слайд4Учитель предлагает обучающимся ознакомиться с рукописями двух стихотворных текстов: вспомнить их, проанализировать содержание и образ, сравнить с предположениями, высказанными ранее.

Обучающимся предлагается вспомнить, в каком исполнении они слышали эти песни, какое настроение они создают, их образы.

 

 


Слайд5Обучающиеся знакомятся с видеоверсией исполнения песни «Тёмная ночь» и анализируют музыкальность и образность актёрского варианта исполнения песни. Учитель знакомит их с историей песни и фильма (Приложение 2). При желании учитель может рассказать об истории обеих песен.

 

 

 


Слайд6Учитель предлагает обучающимся проанализировать картину Д. А. Ананьева «Ансамбль Александрова на Белорусском вокзале» и предположить, с каким музыкальным произведением и ансамблем исполнителей она связана. Предлагает обучающимся вспомнить, что они знают об Ансамбле Александрова, о самом композиторе, о песне «Священная война».

После прослушивания песни школьники делятся своими впечатлениями о прозвучавшей музыке, знакомятся с историей создания песни (Приложение 3)

 


Слайд7Анализ обучающимися фотографии времён Великой Отечественной войны должен подвести их к мысли, что было место на войне не только трагедии и смерти, но и шутке. Учитель предлагает обучающимся объяснить этот факт и вспомнить известные им шуточные песни, связанные с Великой Отечественной войной.

Учитель знакомит школьников с историей песни «На солнечной поляночке» и предлагает проанализировать её судьбу (Приложение 4).

Прослушивание и анализ песни «На солнечной поляночке» подводит итог разговору о шуточных жанрах военной песни.

 


Слайд8Учитель предлагает обучающимся сделать вывод о месте, жанрах и характере музыки в период Великой Отечественной войны, опираясь на знания, полученные в ходе занятия.

 

 

 


Слайд9Для подведения итога занятия учитель предлагает обучающимся обратиться к одному из произведений искусства, раскрывающему роль и отношение к музыке солдат в годы Великой Отечественной войны: фильм «В бой идут одни старики» (фрагменты фильма) или поэма А. Твардовского «Василий Теркин» (ч. 9 «Гармонь», Приложение 5).

Возможно составление устного сочинения на тему «Песни Победы», эпиграфом к которому могут послужить строки стихотворения В. Лебедева-Кумача: «Кто сказал, что нету места песне на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне».