8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Среда, 15 Ноябрь 2017 11:19

Победа под Полтавой

«История России богата знаменитыми событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства» – так сказано в законе «О днях воинской славы и памятных датах России».

8 июля (27 июня по ст. ст.) 1709 года произошло генеральное сражение Северной войны 1700–1721 годов – Полтавская битва. Победа русских войск Петра I над армией шведского короля Карла XII обеспечила перелом в ходе Северной войны. В честь этой победы установлен День воинской славы России, который отмечается 10 июля.

Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия «Победа под Полтавой», посвящённого Дню воинской славы России 10 июля – Дню победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении.

Автор: Е. М. Кавтаева 

Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия «Победа под Полтавой» для обучающихся 7–8-х классов, посвящённого Дню победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]

Презентация [PDF] [PPTX]

Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: формирование ценностного отношения к событиям 27 июня (8 июля) 1709 года, осмысление обучающимися опыта героической защиты Родины.

Задачи:

  • приобщение учащихся к исторической памяти своей Родины;
  • воспитание обучающихся в духе патриотизма и гражданственности;
  • развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения;
  • формирование гуманистических качеств личности.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы занятия. 


Слайд1Задание № 1.

Изучите изображение и комментарий на слайде и выполните задание.

Какому историческому событию посвящено изображение на слайде? Попробуйте сформулировать цель и задачи нашего занятия.

 


Слайд2Задание № 2 (рабочий лист).

Прочитайте документ, изучите иллюстрацию и выполните задание.

Какие факты, изложенные в тексте, говорят о том, что битва под Полтавой была нелегким испытанием для русской армии? Какое историческое значение имела Полтавская битва для России?

 


Слайд3Задание № 3.

В рабочем листе прочитайте документ и выполните задание.

1. Какую оценку дал французский военный теоретик полководческому искусству Петра I?

2. Какие новые элементы русского военного искусства были впервые использованы в армии Петра I под Полтавой? Подтвердите свой ответ 2–3 примерами из источника.


Слайд4Задание № 4 (рабочий лист).

Прочитайте документ, рассмотрите изображение на картине и портретный ряд шведских полководцев, выполните задание.

Что помешало шведским полководцам выиграть битву под Полтавой? 

Приведите 2–3 доказательства.

Аргументируйте свою точку зрения.


Слайд5Задание № 5 (рабочий лист).

Прочитайте документ, изучите план Полтавской битвы на слайде и выполните задание.

В чём заключались сильные стороны военного плана Петра I? Перечислите 2–3 доказательства с опорой на текст и план битвы.  Аргументируйте свою точку зрения.

 


Слайд6Задание № 6.

В рабочем листе прочитайте отрывок поэмы Пушкина «Полтава», рассмотрите изображение на картине и выполните задания.

1. Какие чувства вызывают у вас эти строки?

2. Удалось ли великому поэту передать драматизм великого исторического сражения?


Слайд7Задание № 7.

Изучите изображение на слайде, ответьте на вопрос.

Какие места в Москве связаны с Полтавской битвой?

 

 


Слайд8Задание № 8.

Изучите изображения на слайде, ответьте на вопросы.

1. Какими художественными средствами авторы памятников выразили свое отношение к событиям Полтавской битвы?

2. В каких случаях говорят: «Пропал, как швед под Полтавой»?

 


Источники информации:

1. http://rus-istoria.ru/library/text/item/837-poltavskaya-bitva (Дата обращения: 15.11.2017)

2. http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11968260%40cmsArticle (Дата обращения: 15.11.2017)