8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Среда, 08 Июнь 2016 14:39

Почему мир сходит с ума от нефти?

Уже более 150 лет жизнь человека неразрывно связана с «чёрным золотом». До сих пор ученые и специалисты не пришли к единому мнению о его геологическом происхождении и имеющихся полезных запасах на Земле. Но зато ни у кого не вызывает сомнения, что современный мир и даже история новейшего времени были бы совершенно другими, если бы не нефть.

Нефть имеет множество названий, наиболее ярким из которых может быть эпитет «кровь современной цивилизации». Как и где её ищут, добывают, перерабатывают? Что ждёт человечество, если нефть иссякнет? Возможно ли найти ей замену?

Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия «Почему мир сходит с ума от нефти?».

Авторы: О.В. Дёмина, С.В. Михайлов

Рекомендации по работе с презентацией к тематическому занятию (классному часу) «Почему мир сходит с ума от нефти?»

Вариант сценария занятия [PDF] [DOCX]

Презентация [PDF] [PPTX]

Дополнительный материал для учителя [PDF] [DOCX]

Задания для обучающихся [PDF] [DOCX]

Цель: формирование у обучающихся понимания глобальных проблем, связанных с добычей, переработкой и использованием нефти: сырьевых, энергетических, экологических.

Задачи:

  • расширение и углубление знаний школьников о полимерных материалах, теориях происхождения нефти, негативных последствиях использования нефти и продуктов из неё;
  • углубление знаний о раскладе сил на мировом рынке нефти, о составе Организации стран – экспортёров нефти (ОПЕК), влиянии нефтяных цен на геополитику;
  • развитие у обучающихся умения представлять пути решения экологических проблем, связанных с использованием продуктов нефтехимии, и формирование представлений об альтернативных источниках энергии и перспективных направлениях развития химических технологий.

Тематическое занятие ориентировано на обучающихся старшей школы.

Методический материал носит рекомендательный характер. Педагог, учитывая особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество и этапы занятия. 


Слайд1Учитель предлагает обучающимся высказать предположение, чему будет посвящено тематическое занятие.

 

 

 

 


1Учитель предлагает посмотреть фрагмент мультфильма и ответить на вопросы:

  • О каких материалах говорится в этом фрагменте? (поликарбонат, полистирол, полипропилен, акрил, ПВХ, ПЭТФ)
  • Что является химической основой всех этих материалов?

 

 

 

 


Слайд2Учитель предлагает обсудить тему занятия.

 

 

 

 


Слайд3Вопросы:

  • Зачем нам нужна нефть?
  • Как она появилась?
  • Что произойдёт, когда нефть закончится?

 

 


Слайд4Учитель предлагает обучающимся назвать материалы, из которых сделаны их одежда и обувь.

 

 

 

 


 Слайд5Какие материалы использованы в отделке частей современного автомобиля?

 

 

 

 


Слайд6Учитель предлагает обучающимся обсудить следующие вопросы:

  • Что лучше: натуральный или синтетический каучук для шин?
  • В какой стране и когда был впервые получен искусственный каучук?

 

 


Слайд7Вопросы:

  • Какие проблемы возникают из-за роста числа автомобилей в городской среде?
  • Какие меры по улучшению экологической ситуации применяются в отношении автомобильного топлива?

 

 


Слайд8Учитель предлагает обучающимся назвать негативные последствия использования нефти и продуктов из неё.

Минусы:

1) Проблема переработки отходов.

2) После металлургии и силикатной промышленности, химия и нефтехимия занимают 3-е место по объему выбросов парниковых газов в США.

3) Основное сырье для нефтехимии – нефть и газ. Так, например, на производство пластиковых бутылок уходит 17 миллионов баррелей нефти в год.

Справка

Баррель является единицей измерения объема нефти и численно равен 42 галлонам, или 158,988 литрам.  


Слайд9Справка

Нефтехимическая продукция имеет большой период разложения, например, пластиковая бутылка разлагается до 500 лет, а при её сжигании выделяются токсичные вещества. Переработка нефтехимического мусора не поставлена на конвейер во всех странах, и зачастую он просто лежит на свалках или оказывается в не предназначенных для него местах.

 

 


Слайд10Вопрос:

Почему мировая экономика тотально зависит от нефти?

 

 

 


Слайд11Учитель предлагает обучающимся рассмотреть слайд и ответить на вопрос:

  • Что изображено на слайде?

Определите профессиональный род деятельности этих людей.

Назовите две ведущие мировые биржи по продаже нефти. (Лондонская и Нью-Йоркская)

 

 


Слайд12Вопросы:

  • Какие теории происхождения нефти вы знаете?
  • В каких странах наибольшие запасы нефти?
  • Когда нефть стали использовать в промышленном масштабе?

 

 


Слайд13Учитель предлагает обучающимся рассмотреть слайд и ответить на вопрос:

Почему, имея огромную территорию, Российская Федерация, занимает лишь 8-е место по доказанным запасам нефти?

 

 

 


Слайд14Учитель предлагает обучающимся рассмотреть слайд и ответить на вопросы:

  • Какое место занимает РФ по производству сырой нефти?
  • Какие экономические последствия это имеет для России?

 

 


Слайд15Учитель предлагает обучающимся рассмотреть слайд и ответить на вопросы:

Почему США и Китай занимают два первых места по импорту сырой нефти? С чем это связано?

 

 

 


Слайд16Задание:

Проанализируйте данные по экспорту сырой нефти. Предположите, каким образом структура экспорта сырой нефти может оказывать влияние на геополитическую обстановку в мире.

 

 


Слайд17Учитель предлагает обучающимся рассмотреть слайд и ответить на вопросы:

  • Что такое ОПЕК?
  • Почему не все страны, экспортирующие нефть, входят в данную организацию?

 

 


Слайд18Учитель предлагает обучающимся назвать альтернативы использования нефти:

  • в топливно-энергетическом комплексе;
  • в производстве различных материалов, лекарств, красителей и других продуктов нефтехимии. 

 

 


Слайд19Задание:

  • Предположите, что будет в мире, если нефти не будет.
  • Что можно предложить в качестве альтернативы нефти?

 

 


Слайд20Задание:

  • Кликните на эмблему ОПЕК, проанализируйте график. Что он отображает?
  • Почему так важно знать цену за баррель нефти?
  • Почему цена на нефть отражается на состоянии мировой экономики, курсах валют?

 

 


Слайд21Вопросы для итогового обсуждения:

  • Почему мир сходит с ума от нефти?
  • Не является ли  эта зависимость переоценённой?

 

 


Дополнительные источники:

  1. Волков К.А. Мир без нефтехимии. Выступление на III Всероссийской конференции учителей химии, 2–7 ноября 2014 года, г. Ханты-Мансийск.
  2. Комаров С.М. Нефть и будущее // «Химия и жизнь», 2014. –  № 1.
  3. Мир нефти, сайт компании «Роснефть» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mirnefti.ru/.
  4. Мультфильм «Популярно о нефтехимии».
  5. Стрельникова Л.Н. Презентация «Почему мир сходит с ума от нефти?».
  6. Central Intelligence Agency [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cia.gov/index.html.