Уже более 150 лет жизнь человека неразрывно связана с «чёрным золотом». До сих пор ученые и специалисты не пришли к единому мнению о его геологическом происхождении и имеющихся полезных запасах на Земле. Но зато ни у кого не вызывает сомнения, что современный мир и даже история новейшего времени были бы совершенно другими, если бы не нефть.
Нефть имеет множество названий, наиболее ярким из которых может быть эпитет «кровь современной цивилизации». Как и где её ищут, добывают, перерабатывают? Что ждёт человечество, если нефть иссякнет? Возможно ли найти ей замену?
Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия «Почему мир сходит с ума от нефти?».
Авторы: О.В. Дёмина, С.В. Михайлов
Рекомендации по работе с презентацией к тематическому занятию (классному часу) «Почему мир сходит с ума от нефти?»
Вариант сценария занятия [PDF] [DOCX]
Дополнительный материал для учителя [PDF] [DOCX]
Задания для обучающихся [PDF] [DOCX]
Цель: формирование у обучающихся понимания глобальных проблем, связанных с добычей, переработкой и использованием нефти: сырьевых, энергетических, экологических.
Задачи:
- расширение и углубление знаний школьников о полимерных материалах, теориях происхождения нефти, негативных последствиях использования нефти и продуктов из неё;
- углубление знаний о раскладе сил на мировом рынке нефти, о составе Организации стран – экспортёров нефти (ОПЕК), влиянии нефтяных цен на геополитику;
- развитие у обучающихся умения представлять пути решения экологических проблем, связанных с использованием продуктов нефтехимии, и формирование представлений об альтернативных источниках энергии и перспективных направлениях развития химических технологий.
Тематическое занятие ориентировано на обучающихся старшей школы.
Методический материал носит рекомендательный характер. Педагог, учитывая особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество и этапы занятия.
Учитель предлагает обучающимся высказать предположение, чему будет посвящено тематическое занятие.
Учитель предлагает посмотреть фрагмент мультфильма и ответить на вопросы:
- О каких материалах говорится в этом фрагменте? (поликарбонат, полистирол, полипропилен, акрил, ПВХ, ПЭТФ)
- Что является химической основой всех этих материалов?
Учитель предлагает обсудить тему занятия.
Вопросы:
- Зачем нам нужна нефть?
- Как она появилась?
- Что произойдёт, когда нефть закончится?
Учитель предлагает обучающимся назвать материалы, из которых сделаны их одежда и обувь.
Какие материалы использованы в отделке частей современного автомобиля?
Учитель предлагает обучающимся обсудить следующие вопросы:
- Что лучше: натуральный или синтетический каучук для шин?
- В какой стране и когда был впервые получен искусственный каучук?
Вопросы:
- Какие проблемы возникают из-за роста числа автомобилей в городской среде?
- Какие меры по улучшению экологической ситуации применяются в отношении автомобильного топлива?
Учитель предлагает обучающимся назвать негативные последствия использования нефти и продуктов из неё.
Минусы:
1) Проблема переработки отходов.
2) После металлургии и силикатной промышленности, химия и нефтехимия занимают 3-е место по объему выбросов парниковых газов в США.
3) Основное сырье для нефтехимии – нефть и газ. Так, например, на производство пластиковых бутылок уходит 17 миллионов баррелей нефти в год.
Справка
Баррель является единицей измерения объема нефти и численно равен 42 галлонам, или 158,988 литрам.
Справка
Нефтехимическая продукция имеет большой период разложения, например, пластиковая бутылка разлагается до 500 лет, а при её сжигании выделяются токсичные вещества. Переработка нефтехимического мусора не поставлена на конвейер во всех странах, и зачастую он просто лежит на свалках или оказывается в не предназначенных для него местах.
Вопрос:
Почему мировая экономика тотально зависит от нефти?
Учитель предлагает обучающимся рассмотреть слайд и ответить на вопрос:
- Что изображено на слайде?
Определите профессиональный род деятельности этих людей.
Назовите две ведущие мировые биржи по продаже нефти. (Лондонская и Нью-Йоркская)
Вопросы:
- Какие теории происхождения нефти вы знаете?
- В каких странах наибольшие запасы нефти?
- Когда нефть стали использовать в промышленном масштабе?
Учитель предлагает обучающимся рассмотреть слайд и ответить на вопрос:
Почему, имея огромную территорию, Российская Федерация, занимает лишь 8-е место по доказанным запасам нефти?
Учитель предлагает обучающимся рассмотреть слайд и ответить на вопросы:
- Какое место занимает РФ по производству сырой нефти?
- Какие экономические последствия это имеет для России?
Учитель предлагает обучающимся рассмотреть слайд и ответить на вопросы:
Почему США и Китай занимают два первых места по импорту сырой нефти? С чем это связано?
Задание:
Проанализируйте данные по экспорту сырой нефти. Предположите, каким образом структура экспорта сырой нефти может оказывать влияние на геополитическую обстановку в мире.
Учитель предлагает обучающимся рассмотреть слайд и ответить на вопросы:
- Что такое ОПЕК?
- Почему не все страны, экспортирующие нефть, входят в данную организацию?
Учитель предлагает обучающимся назвать альтернативы использования нефти:
- в топливно-энергетическом комплексе;
- в производстве различных материалов, лекарств, красителей и других продуктов нефтехимии.
Задание:
- Предположите, что будет в мире, если нефти не будет.
- Что можно предложить в качестве альтернативы нефти?
Задание:
- Кликните на эмблему ОПЕК, проанализируйте график. Что он отображает?
- Почему так важно знать цену за баррель нефти?
- Почему цена на нефть отражается на состоянии мировой экономики, курсах валют?
Вопросы для итогового обсуждения:
- Почему мир сходит с ума от нефти?
- Не является ли эта зависимость переоценённой?
Дополнительные источники:
- Волков К.А. Мир без нефтехимии. Выступление на III Всероссийской конференции учителей химии, 2–7 ноября 2014 года, г. Ханты-Мансийск.
- Комаров С.М. Нефть и будущее // «Химия и жизнь», 2014. – № 1.
- Мир нефти, сайт компании «Роснефть» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mirnefti.ru/.
- Мультфильм «Популярно о нефтехимии».
- Стрельникова Л.Н. Презентация «Почему мир сходит с ума от нефти?».
- Central Intelligence Agency [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cia.gov/index.html.