8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Вторник, 02 Февраль 2016 20:04

Правила безопасного поведения на железной дороге

Железнодорожный транспорт — удобный и востребованный вид транспорта, которым пользуются миллионы людей каждый день. Техническое совершенствование и стремительное развитие железных дорог позволило значительно повысить скорость движения поездов. На большинстве участков железных дорог скорость поездов достигает 140 км/ч, что сокращает время пребывания пассажиров в пути и доставки грузов. При огромных объёмах перевозок, высокой интенсивности и повышенных скоростях движения поездов железные дороги являются зоной повышенной опасности.

Знание и соблюдение правил безопасности на объектах железнодорожного транспорта, умение правильно действовать и ориентироваться в дорожной обстановке позволят сохранить жизнь и избежать травмирования.

Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения в 4–11-х классах тематического занятия (классного часа) «Правила безопасного поведения на железной дороге».

Автор: Т.В. Субботина

Рекомендации по работе с презентацией классного часа «Правила безопасного поведения на железной дороге» для обучающихся 4–11-х классов

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]

Презентация [PDF] [PPTX]

Данный классный час направлен на формирование безопасного поведения детей на железной дороге с целью минимизации риска травмирования детей на железнодорожном транспорте. Информационно-разъяснительную работу необходимо активизировать в преддверии каникул, особенно летних.

Цель: пропаганда правил безопасного поведения на объектах железнодорожного транспорта и предупреждение детского травматизма.

Задачи:

– формирование у обучающихся знаний правил поведения на объектах железнодорожного транспорта;

– воспитание культуры поведения пешеходов, желания и стремления изучать и выполнять правила поведения на объектах железнодорожного транспорта;

– развитие интереса, зрительной памяти, внимания, культуры общения.

Методы:

словесные: рассказ, беседа, обсуждение;

наглядные: демонстрация презентации, видеофрагментов; раздаточный материал.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование и материалы: мультимедийный экран, проектор, ноутбук, видеофрагменты, раздаточный материал.

Методический материал носит рекомендательный характер. В зависимости от возраста и уровня подготовки обучающихся учитель выбирает материал, задания, их количество и этапы классного часа.


 

Слайд1Классный руководитель предлагает обучающимся ответить на вопросы:

  • Почему железную дорогу называют зоной повышенной опасности?
  • Какие правила надо соблюдать, чтобы уберечь себя от несчастных случаев на железной дороге?

Учитель обращает внимание на то, что основной причиной травмирования несовершеннолетних является грубое нарушение правил личной безопасности при нахождении на объектах железнодорожного транспорта (см. Приложение – дополнительный материал для классного руководителя).

 


Слайд2Задание:

Рассмотрите фотографии и назовите зоны повышенной опасности на объектах железнодорожного транспорта.

Прокомментируйте, почему эти зоны можно считать опасными.

К опасным зонам можно отнести: вокзалы, посадочные платформы, вагоны, в которых пассажиры совершают поездки, железнодорожные пути, переезды.

 

 


Слайд3Учитель рассказывает о местах травмирования людей на объектах железнодорожного транспорта.

 

 

 

 

 


Слайд4Задание:

Объясните, почему перечисленные факторы считаются опасными.

Классный руководитель проводит обсуждение предложенного задания.

 

 

 

 


Слайд5Задание:

Рассмотрите представленные изображения и, пользуясь текстовым материалом, сформулируйте правила безопасности пешехода на железной дороге.

Классный руководитель обращает внимание обучающихся на то, что:

– переходить железнодорожные пути можно только в установленных местах;

– при отсутствии мостов и тоннелей, переходить надо по переходам, которые оборудованы настилами;

– при приближении поезда следует остановиться, пропустить его;

– нельзя подлезать под вагоны стоящего поезда;

– нельзя разговаривать по телефону или прослушивать музыкальные записи в наушниках при переходе железной дороги (см. Приложение – дополнительный материал для обучающихся).


Слайд6Классный руководитель предлагает обучающимся решить задачу, текст которой представлен на слайде.

Вопрос:

  • Какой вывод вы можете сделать из полученных результатов?

Никогда не переходите железную дорогу, если приближается поезд. Поторопившись, вы можете споткнуться, поскользнуться на рельсах.

Тормозной путь поезда варьирует от 700 до 1000 метров. Даже мгновенная реакция машиниста не сможет моментально остановить поезд. Поезд, идущий со скоростью 100–120 км/ч, за одну секунду преодолевает 30 метров. 

 

 


Слайд7Вопрос:

  •  Какие правила нахождения на платформе необходимо соблюдать, чтобы избежать травмирования при движении электропоездов?

Для справки:

Нельзя заходить за жёлтую линию безопасности, идущую вдоль всей платформы. Были случаи, когда пассажиры были задеты и травмированы подвижным составом.

При нахождении на пассажирской платформе, расположенной на участке движения скоростных поездов, услышав объявление о следовании скоростного поезда, необходимо отойти от края платформы на безопасное расстояние (не менее 2 метров) за линию безопасности.


Слайд8Вопрос:

  •  Можно ли считать безопасными неподвижные вагоны?

Классный руководитель организует обсуждение предложенного вопроса с классом.

 

 

 

 


Слайд9Вопрос:

  •  Почему нельзя пересекать железнодорожные пути там, где это удобно, чтобы сократить время?

Классный руководитель организует обсуждение с классом предложенного вопроса.

Сила воздушного потока, создаваемого двумя встречными составами, составляет 16 тонн, при такой нагрузке человека может затянуть под поезд.

 

 


Слайд10Задание:

Рассмотрите знаки и подберите к ним соответствующие значения.

Задание выполняется с использованием интерактивной доски или с раздаточным материалом.

 

 

 


 Слайд11Данный слайд позволит проверить правильность выполнения предыдущего задания.

 

 

 

 

 

 


Слайд12Рассказ классного руководителя о действии электрического тока контактной сети на организм человека.

Можно заранее отдельным ученикам дать задание подготовить сообщения по данному вопросу.

 

 

 

 


Слайд13Особенности поражения электрическим током.

 

 

 

 

 

 


Слайд14Учитель обращает внимание обучающихся на то, что запрещается делать, чтобы избежать поражения электрическим током на объектах железнодорожного транспорта.

 

 

 

 

 


Слайд15Следует обратить особое внимание на распространение таких движений, как «зацепинг» и «руфрайдинг».

Молодые люди, в том числе и несовершеннолетние, ездят на крышах электропоездов, межвагонных сцепках, записывая себя на видеокамеры, и выкладывают отснятые сюжеты на своих страницах в соцсетях. Они подвергают свою жизнь смертельной опасности дважды (падение с подвижного состава,  получение электротравмы от поражения электротоком контактной сети).

 

 

 


Слайд16Задание:

Назовите основные правила безопасности пассажиров и объясните их.

Для проверки правильности ответов учеников классный руководитель показывает данный слайд.

 

 

 


Слайд17Классный руководитель предлагает обучающимся разделиться на 3 группы.

Работа в группах рассчитана на 15 минут.

На слайдах с 17-го по 19-й предложены задания для групп. 

 

 

 


Слайд20Отчёт групп о выполненных заданиях.

 

 

 

 

 

 


Слайд21Классный руководитель предлагает обучающимся сделать вывод по итогам занятия.

Нет ничего важнее человеческой жизни. Соблюдение правил безопасности на объектах железнодорожного транспорта позволит вам сохранить жизнь.

 

 

 

 


 При проведении классного часа можно использовать видеоматериалы по данным ссылкам:

http://pass.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=5197

http://www.youtube.com/watch?v=Shq-l0cCxYQ

http://www.youtube.com/watch?v=BeTGTdcDRzY


 

Приложения:

Дополнительный материал для классного руководителя.

Дополнительный материал для обучающихся.

Задания для обучающихся.