Чем раньше человек научится правильно ставить цели и добиваться их, тем увереннее он будет себя чувствовать на пути к успеху.
Предлагаем вашему вниманию материалы классного часа «Путь к успеху».
Автор: А.В. Завальский
Рекомендации по работе с презентацией классного часа «Путь к успеху» для обучающихся 9–11-х классов и студентов колледжей
Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Цель: снизить риски употребления психоактивных веществ, безнадзорности и правонарушений среди обучающихся.
Задачи:
- сформировать общее представление о целях и успехе;
- способствовать развитию интереса обучающихся к достижению целей и успеха;
- помочь обучающимся в определении собственных целей и приобретении навыков расставления приоритетов;
- способствовать развитию умения анализировать ресурсы и преимущества в достижении целей.
Занятие рекомендуется проводить совместно с педагогом-психологом.
Методический материал носит рекомендательный характер; классный руководитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы классного часа.
Введение. Задание для обучающихся № 1. Посмотрите на картинку. Как вы думаете, что она демонстрирует? Попробуйте сформулировать тему занятия.
Ответ педагога: Сегодня мы будем говорить о целях, о том, как их ставить, и как постановка целей поможет вам добиваться успеха в жизни. Ведь чем раньше человек научится правильно ставить цели и добиваться их, тем увереннее он будет себя чувствовать на пути к успеху.
Постановка цели – это выбор человека, самоопределение, это более глубокое познание себя и своих возможностей.
Постановка цели – это действие доступное и эффективное, но самое важное – это переход от постановки к достижению цели. Люди, которые ставят цели и их записывают, как правило, достигают высоких результатов и определяют новые горизонты, достигнув которых, можно ставить следующие цели.
Грамотная постановка цели – это возможность ответить на следующие основные вопросы, такие как:
- выявление своих возможностей, своих ресурсов, выделение главного;
- подготовка плана достижения цели;
- распределение времени достижения целей;
- контроль выполнения целей.
Если мы хотим добиться цели, то должны чётко понимать, как её поставить. Есть некий алгоритм (цикл), который представлен на слайде.
Вопрос для обучающихся: «Как вы думаете, с чего начинается постановка цели?»
Ответ педагога: Цель зарождается с мотивации, которая помогает человеку захотеть что-либо изменить. Для того, чтобы мотивацию поддержать и закрепить, необходимо провести планирование. Планирование требует реализации, и в этом нам поможет чёткая организация постановки целей. Когда мы движемся на пути к нашей цели, требуется постоянный контроль. Это в первую очередь самоконтроль, при котором можно проанализировать результаты. Проанализировав результаты и процесс, мы координируем всю работу по достижению целей.
Задание для обучающихся № 2.
1. Разбейтесь на 5 групп, распределите предложенные понятия по одному на каждую группу. Дайте характеристики своего понятия и запишите их на отдельном бумажном листе от команды. Обменивайтесь листами с определениями между командами. Пусть каждая группа добавит несколько слов с определениями в каждый лист. Затем получите свой лист обратно с добавлениями от каждой команды.
2. Выберите представителя от своей команды и представьте всему классу написанное, озвучив понятие, дав определение, выразив своё отношение к данному понятию.
Демонстрация информационной презентации о системах достижения целей
Текст педагога: Для наиболее полного представления о постановке и достижении целей хочу предложить вашему вниманию несколько подходов к постановке и достижению целей, поскольку каждый из них имеет свои достоинства и свою особенную эффективность.
Проектный метод постановки целей Г. А. Архангельского
Сначала определяется абстрактная «рамка» (абстрактный уровень) будущей цели. Для этого необходимо прояснить систему ценностей, выделив конкретные ценности (или метацели); ключевые области жизнедеятельности, на которые распространяется влияние этих ценностей, а также правила, фиксирующие характер влияния ценностей на различные сферы жизни.
- Конкретная цель определяется таким образом, чтобы она не противоречила существующим в данной сфере жизнедеятельности ценностям и принципам (правилам функционирования ценностей).
- Далее планируется конкретный процесс (конкретный уровень) достижения цели. В проектном подходе частные задачи не выводятся напрямую из главных целей (что дает возможность более гибкого оперативного планирования), но в обязательном порядке верифицируются в отношении ценностей и стратегических целей.
- В планировании достижения поставленной цели в проектном подходе – временной масштаб достижения результата. Масштаб, в отличие от точной даты, представляет собой интервал времени («за неделю», «в течение месяца», «полугода» и т. п.), в течение которого цель должна быть достигнута.
- В проектном планировании достижения цели – характерно деление дел на «жесткие» и «мягкие». «Жесткие» дела строго привязаны к определённым датам и времени суток. Для планирования «мягких» дел применяется временной масштаб («в течение дня», «за неделю», «с определённой периодичностью» и т. п.) и система контекстов.
- Планирование по зонам внимания. Зоны внимания — это наиболее удобные для человека периоды целеполагания, если он организует собственную деятельность как работу над проектами.
1. Метод «цели – ценности»
Представляет собой матрицу, которая позволяет сопоставить количество баллов между предполагаемыми целями и такими ценностями, как доброта, семья, спокойствие, профессионализм. В таблице необходимо разделить цели на неважные, важные, очень важные.
2. 12-шаговая система достижения цели (Брайан Трейси)
Шаг первый: вызовите желание – сильное, жгучее желание.
Шаг второй: выработайте убеждение.
Шаг третий: запишите это.
Шаг четвёртый: составьте список всех преимуществ, вытекающих из достижения вашей цели.
Шаг пятый: определите свою начальную позицию, своё исходное положение.
Шаг шестой: установите предельный срок.
Шаг седьмой: составьте список всех препятствий, стоящих между вами и достижением вашей цели.
Шаг восьмой: определите, какая дополнительная информация вам потребуется для достижения цели.
Шаг девятый: составьте список людей, чьи помощь и сотрудничество вам необходимы.
Шаг десятый: составьте план.
Шаг одиннадцатый: пользуйтесь визуализацией.
Шаг двенадцатый: заранее примите решение о том, что никогда не отступите.
3. Система постановки целей SMART Д. Доурдэна
S (specific) – каждая цель должна быть описана как четкий, конкретный результат;
М (measurable) – цель должна быть измеримой с помощью конкретных индикаторов и стандартных процедур измерения;
A (assignable) – цель должна быть неслучайной, обоснованной, доказанной, жизненно необходимой для организации;
R (realistic) – цель должна быть реалистичной, в принципе достижимой;
Т (time related) – цель должна быть чётко определена во времени, должны быть конкретные сроки (и контрольные точки) её достижения.
Вопрос для обучающихся:
Как вы думаете, что общего между всеми представленными методами?
Примерный ответ педагога:
Данные методы предполагают систему взаимосвязанных элементов, которые имеют последовательность. Важной составляющей систем является мотивация (побуждение к действию) и ресурсы (то, с помощью чего человек будет идти к цели).
Задание для обучающихся № 3. «Я умею, я хочу научиться»
Для достижения цели нужны ресурсы. Чтобы понять, какими ресурсами вы обладаете, опишите свои:
– «Я умею» в достижении целей;
– «Я хочу научиться» в достижении целей.
Обучающиеся заполняют бланк с таблицей, состоящей из двух частей.
Задание для обучающихся № 4. «Мои цели»
Обучающимся предлагается выполнить задание индивидуально, используя бланк 2.
Напишите в бланке о своих целях:
- 7 своих целей на ближайшие 5 лет;
- 7 своих целей на ближайшие 3 года;
- 7 своих целей на ближайшие полгода.
Проанализируйте все цели и выберите одну, которая наиболее актуальна.
Задание для обучающихся № 5. «Этапы достижения целей»
Обучающимся необходимо выполнить задания в бланке 3.
- Разделите на этапы то, как будете добиваться выбранной цели.
- Напишите, какие качества, ресурсы вам помогут в достижении цели.
- Отметьте, какие качества могут помешать вам в достижении цели.
- Перечислите, кто из близких и друзей вам помогут в достижении цели.
Вопросы для обучающихся:
- Удалось ли разбить достижение целей на этапы?
- Удалось ли написать о качествах и ресурсах, которые вам помогут в достижении цели?
- Есть ли у вас близкие и друзья, которые помогут в достижении цели?
Задание для обучающихся № 6. (Заключение)
Коллаж «Наши цели» и наши ценности
Индивидуальные цели и ценности важны, но значение имеют общие (групповые) цели и ценности.
Групповая цель – это: общая цель или несколько целей к которой стремится вся ваша группа или класс. Например, у вас могут быть общие цели – общение друг с другом, или общие высокие результаты класса на каких-либо соревнованиях, или организация взаимной поддержки друг друга. Цели всегда подразумевают ценности (например, дружба, взаимовыручка и т. д). Давайте попробуем определить, какие цели и ценности преобладают в нашем классе (группе).
Задание для обучающихся. Обучающимся предлагается разбиться на 5 групп и составить коллаж «Наши цели и ценности», используя предложенные материалы.
Материалы: листы ватмана, маркеры, фломастеры, ножницы, клей, глянцевые журналы.
Представьте коллаж группой и ответьте на вопросы:
- Какие общие цели у вас есть?
- Какие цели вашей команды схожи с целями других команд?
- Какие цели и какие ценности преобладают в каждой команде?
Подведение итога всего занятия.
Удалось ли определить свои личные цели и составить план достижения одной из них?
Желающие могут представить свой пример.