Классный час направлен на формирование ценностного отношения и уважения к семье, актуализацию знаний правил поведения в семье. При изучении темы используются следующие контрольные элементы содержания: любовь, дружба, доброжелательность, сопереживание, уважение, эмпатия, забота, мораль, совесть, стыд, вина. В материалах классного часа используются притчи, пословицы, ребусы и загадки.
Автор: Мелина Светлана Ивановна
Рекомендации по работе с материалами тематического занятия (классного часа) «Семь правил семьи»
или квестом «В поисках семейных сокровищ» для обучающихся 3–4-х классов
Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]
Цель: формирование представлений о семье, ценностного отношения и уважения к семье, знание правил поведения в семье, понимание необходимости их выполнения.
Задачи:
- воспитание у обучающихся общенациональных базовых ценностей российского общества, таких как «семья»;
- мотивация детей к расширению знаний о правилах поведения в семье, о культуре и семейных традициях;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- воспитание уважительного отношения к людям старшего поколения, родным, близким, друзьям, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия.
Задание № 1. Как вы думаете, о чём пойдет сегодня речь?
Ответьте на вопросы:
- Что общего между словами: сладость, лад, лада, ладья, кладезь, клад, ладить, ладонь, оладьи, ладный, млад, мармелад, шоколад, Эллада, разлад?
- Что означает слово «лад»?
* В словаре В.И. Даля читаем: «Ладом» – «порядком, толком, путём, дельно». Слово «лад» значит ещё «любовь». Ладо, Лада – так называли суженого, супруга. Ладушкой называли любимую. «Лады всего дороже», «Ладый мой, не жури меня».
Посмотрите видеофрагмент.
Задание № 2. Посмотрите видеофрагмент.
Подготовьте ответы на вопросы:
- Что ответил старейшина в письме? Как это всем членам семьи удаётся жить в мире, не ссорясь и не обижая друг друга? Что значит «Ладная семья»?
- Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы семья была крепкой и счастливой?
* Всего три слова были написаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. А в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Задание № 3. Разгадайте ребус. Объясните смысл пословиц:
- «Сердце матери греет лучше солнца»;
- «Кого не любят, того и не слушают».
Задание № 4. Прочитайте стихотворение. Найдите семейное сокровище. Это слово дважды повторяется в стихотворении.
Главное в семье – любовь.
Она ведь всё прощает.
Не будет горя и забот у тех,
Кто о любви всё знает.
Ответьте на вопрос: «Почему в семье важно любить друг друга?»
* Только когда в семье царит настоящая любовь, она становится высочайшей ценностью, ничем не заменимым очагом искренности и человеческой теплоты.
* Любить, значит, понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда, значит, жить дружно и счастливо. Вспомним слова писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Не смотреть друг на друга, но смотреть в одном направлении – вот что значит любить».
Задание № 5. Отгадайте загадки.
Один второму помогает,
Второй по первому скучает.
Один всегда другому рад,
И каждый для другого брат.
* * *
Две девочки в семье у нас,
С них взрослые не сводят глаз,
У них забавные косички.
Они веселые сестрички.
Задание № 6. Прочитайте стихотворение «Младший братишка» (М. Скребцова).
Ответьте на вопросы.
Задание № 7. Ответьте на вопросы:
- Как относился герой стихотворения к своему младшему брату?
- Расскажите, в какие игры старший брат может поиграть с младшим.
- Как должны поступить старшие и младшие братья и сестры в следующих ситуациях:
- ваши сестра или брат заболели;
- ваши родители поздно возвращаются с работы.
Задание № 8. Разгадайте ребус. Ответьте на вопросы:
- Как называется это семейное сокровище?
- Угадайте ребус, вставьте пропущенные буквы в стихотворении:
Что важное в семье – забота.
Забота обо всех вокруг.
И принимаем мы заботу
Из бабушкиных добрых рук.
Задание № 9. Разгадайте ребус. Какие еще семейные сокровища вы нашли?
Ответьте на вопрос: «Что такое уважение?» Напишите ответ одним словом.
(Даны слова для справок: понимание, обида, доброта, помощь, забота, злость, принятие, дружба, доверие, почитание, терпимость, сотрудничество, хорошие поступки, плохие поступки).
* Уважение ко всем, кто вас окружает, уважение к другому человеку, к его переживаниям, потребностям и интересам – ведущее требование нравственных взаимоотношений между людьми вообще и членами семьи в частности.
* В семье, где выстраиваются уважительные отношения (старших – друг к другу и к младшим, а младших – к старшим и друг к другу), имеет место и взаимопомощь.
Задание № 10. Выберите из предложенных карточек те, которые могли бы войти в «Правила уважения себя и других».
Задание № 11. Разгадайте ребус. Какие еще семейные сокровища вы нашли?
Задание № 12. Посмотрите видеофрагмент.
Ответьте на вопросы:
- Как вы понимаете выражение «взаимное доверие», «общность интересов», «привязанность»?
- Зачем дружба нужна людям?
* В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова дается такое определение: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором враждуют, где нет добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Важнейшими признаками дружбы являются взаимопонимание и сопереживание.
Задание № 13. Посмотрите видеофрагмент. Разгадайте ребус.
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
И откуда спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты,
Распускаются цветы.
Объясните значение пословиц:
- «Жизнь дана на добрые дела»;
- «Доброе слово и кошке приятно».
Что значит быть добрыми, отзывчивыми, чуткими, дружелюбными людьми?
Задание № 14. Прочитайте рассказ «Печенье» (В. Осеева).
При обсуждении необходимо рассмотреть такие понятия как: мораль, вина, стыд, совесть, ответив на вопросы:
- Какое настроение было у всех вначале? (Веселое).
- Почему у мамы и бабушки изменилось настроение?
- О чем думали бабушка и мама? (О том, что их дети поступили неправильно).
- Что предлагаете сделать Мише и Пете? (Попросить у мамы и бабушки прощения.)
- В чём смысл рассказа?
Задание № 15. Посмотрите видеофрагмент.
Почему все найденные сокровища являются семейными ценностями? Придумайте еще одно необходимое слово (или несколько) для ларца семейных ценностей, составьте ребус для него.