События Швейцарского похода 1799 года представляют значимый интерес в плане изучения славных деяний российских солдат и офицеров, возвеличивших своими боевыми подвигами наше Отечество.
Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия «Швейцарский поход А. В. Суворова», посвящённый Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества.
Автор: Сергей Николаевич Щербаков
Рекомендации по работе с материалами для тематического занятия (классного часа) для обучающихся 9−11-х классов
«Швейцарский поход Александра Васильевича Суворова»,
посвящённого Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества
Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]
Цель: формирование гражданской и социальной идентичности личности обучающегося, ценностного отношения к событиям Швейцарского похода 1799 года на примерах самоотверженности и героизма российских солдат и офицеров, исполнявших служебный долг за пределами Отечества.
Задачи:
- воспитание у обучающихся патриотизма и чувства гражданской ответственности на примере героизма солдат и офицеров, проявленного в период Швейцарского похода 1799 года;
- развитие умения анализировать информацию, представленную в различных знаковых системах, аргументированно высказывать свою точку зрения.
Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия (урока).
Задание № 1 (рабочий лист). Прочтите текст и ответьте на вопросы.
- Каким образом император Павел I высказал негодование по поводу действий австрийцев?
- Попробуйте сформулировать тему нашего занятия.
Задание № 2 (рабочий лист). Посмотрите видеофрагмент «Военное искусство А. В. Суворова – великого российского полководца XVIII века», ответьте на вопросы.
- Какие выводы были сделаны о горной войне после походов А. В. Суворова?
- Каково отношение А. В. Суворова к стратегии сосредоточения основных сил на поле сражения?
- Какие факторы А. В. Суворов считал главным в достижении победы? Прокомментируйте свой ответ.
- Чем, по мнению А. В. Суворова, должна заканчиваться оборона войск?
- Какие качества стремился выработать у своих подчиненных А. В. Суворов?
Задание № 3 (рабочий лист). Прочтите документ и ответьте на вопрос.
- Какие европейские страны, по свидетельству императора Наполеона, принимали участие в военной кампании против Франции в 1799 г. в Европе? Объясните свой ответ цитатами из источника.
- В чём причина неудач союзников в кампании 1799 года в Европе, по мнению императора Наполеона? Прокомментируйте свой ответ цитатами из документа.
Задание № 4 (рабочий лист). Прочтите тексты и ответьте на вопросы.
- Каково значение Швейцарского и Итальянского походов А. В. Суворова?
- Найдите в тексте информацию, за какие особые заслуги А. В. Суворов получил право на воинские почести «в присутствии государя … подобно отдаваемые особе его императорского величества» по указу императора Павла I. Поясните свой ответ цитатой из текста.
Задание № 5 (рабочий лист). Прочтите высказывания А.В. Суворова и свидетельства современников о нем, ответьте на вопросы.
- Дайте характеристику личности полководца А. В. Суворова.
- Почему Швейцарский поход А. В. Суворова считается самым выдающимся в его полководческой карьере?
Задание № 6 (рабочий лист). Прочтите фрагмент текста и ответьте на вопрос.
- В чём проявилось уважение потомков к беспримерной доблести войск А. В. Суворова, проявленной в период Швейцарского похода?
Задание № 7 (рабочий лист). Поэт Гавриил Романович Державин (1743–1816), русский поэт эпохи Просвещения, государственный деятель Российской империи, сенатор, действительный тайный советник, описал пережитое в стихотворении.
- Какие настроения отражены в данном стихотворении?
- Какие художественные средства выразительности языка использует Державин, говоря об А. В. Суворове?
Задание № 8 (рабочий лист). Прочтите текст и выполните задание.
- В чем проявилось уважение потомков к трудам и военной деятельности А.В. Суворова? Аргументируйте свой ответ.
Источники информации:
- Русская поэтическая героика: школьная антология. – М.: Народное образование, 2015. – С. 93–94.
- «Санкт-Петербургские ведомости», 20 января 1800 г.
- «Через 200 лет по швейцарскому пути А. В. Суворова». – М., 1999. – С. 8.
- Наполеон. Избранные произведения. Том. I. – М., 1941. – С. 336–339.