Жизнь заставляет нас ежедневно принимать решения. И каждое, так или иначе, оказывает влияние на наше будущее. Для принятия любого важного решения нужен тщательно продуманный план происходящего. Это необходимо как в бизнесе, так и в других сферах жизни. Качественный план – дело весьма непростое. Данную функцию менеджмента необходимо уметь делать абсолютно каждому человеку. Одним из самых распространенных и эффективных способов разработки плана является метод SWOT-анализа.
Автор: Татьяна Васильевна Рябцева
Рекомендации по работе с презентацией классного часа «Строим планы на следующий год» для обучающихся 10-х классов
Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Материал для учителя [PDF] [DOCX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]
Цель: создание педагогических условий для коллективного планирования воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе.
Задачи:
- познакомить обучающихся с методом SWOT-анализа для применения его элементов в планировании жизнедеятельности классного коллектива;
- развивать самоуправленческие умения и навыки;
- развивать у обучающихся способности формулировать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.
Методический материал (сценарий) носит рекомендательный характер; классный руководитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество.
Тема и цель классного часа отражены на слайде «Строим планы на следующий год».
Цель: коллективное планирование воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе.
Учитель приветствует ребят и объявляет тему классного часа, обращая внимание на понятия «план», «планирование» (приложение 1).
Вопросы:
Что может стать источниками качественного составления плана жизнедеятельности класса? С какими видами планирования вы познакомились? Какое планирование, с вашей точки зрения, является наиболее эффективным?
Итоги
Планирование важно во всех направлениях жизнедеятельности: в экономике, в бизнесе и в нашей с вами деятельности.
Ученики делятся на три группы, каждая из которых работает с предложенными вариантами бизнес-решений (рабочий лист, приложение 2).
Обучающиеся знакомятся с бизнес-решениями крупных мировых компаний, которые достигли желаемого успеха при планировании бизнеса.
Задание
Прочитав предложенный текст, определите вид бизнес-решения.
Каждая группа представляет свое видение решений.
После обсуждения информации следует вывод: любые творческие идеи хороши, если они продуманы до конца с учётом всех возможностей.
Знакомство обучающихся с методом SWOT-анализа.
Классный руководитель предлагает десятиклассникам для более полного, объективного планирования жизнедеятельности класса познакомиться с интересным методом (рабочий лист, приложение 3), который используется при создании проектов, составлении бизнес-планов, шоу-программ и просто при планировании больших интересных дел и мероприятий – SWOT-анализом (анализ внешней и внутренней среды) (приложение 3). Поясняется, что этот метод применим для описания ситуации, в рамках которой предстоит разрабатывать и реализовывать конкретный план или проект.
Задание для учащихся:
- предложить идеи использования SWOT-анализа для планирования жизнедеятельности класса, связанной с предстоящими в стране, городе, образовательной организации знаменательными датами и важными событиями, традициями.
При обсуждении необходимо учесть два момента:
1. Какую пользу, возможности, ограничения или угрозы для классного сообщества представляет то или иное событие (анализ внешней среды).
2. Какие сильные, слабые стороны, возможности или угрозы существуют в классном коллективе при реализации той или иной идеи (анализ внутренней среды).
Информация актива класса.
Представители актива класса делают сообщения о предстоящих событиях и знаменательных датах в стране, городе, образовательной организации. Вся информация размещается на доске или на слайдах.
Групповая работа по обсуждению предложений в план.
Ученики делятся на три группы, каждая из которых работает со своим перечнем событий и дат. По итогам работы заполняются две таблицы (таблица анализа внешней среды и таблица анализа внутренней среды).
Сообщение групп об итогах работы.
Представитель от каждой группы предлагает идеи для план, аргументирует предложения с помощью таблицы. Идеи записываются в направлениях деятельности класса.
Проведение рейтинга идей.
Каждый ученик отмечает стикером-символом ту идею, которую он считает интересной и полезной для всех.
Итоги подводят обучающиеся, отвечая на вопросы:
- Для чего необходимо планирование коллективной жизнедеятельности?
- От чего зависит успех выполнения любого плана?
- В чем заключается эффективность использования метода swot-анализа при планировании мероприятий?