8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Четверг, 14 Декабрь 2017 12:08

Транспортная среда мегаполиса: опасности и профилактика

Транспорт «окружает» городского жителя постоянно. Транспортные средства движутся с разной скоростью, имеют конструктивные особенности, делающие их в разной степени опасными. Нельзя забывать о транспортно-пересадочных узлах, количество которых постоянно растёт по мере увеличения площади мегаполиса и развития сети дорог.

Особенно актуальной является проблема соблюдения правил безопасности на городском транспорте для несовершеннолетних. Дети не имеют полностью сформированных навыков ориентации в окружающей городской среде, а потому и не рассматривают транспорт в качестве возможного источника проблем для жизни и здоровья. Поэтому они в большей степени зависят от организованности и осведомлнности сопровождающих их взрослых.

Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического классного часа «Транспортная среда мегаполиса: опасности и профилактика» для учащихся 5–6-х классов.

Автор: А. В. Митраков 

Рекомендации по работе с презентацией к классному часу «Транспортная среда мегаполиса: опасности и их профилактика»
для обучающихся 5–6-х классов

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]

Презентация [PDF] [PPTX]

Задания для обучающихся [PDF] [DOCX]

Цель: формирование навыков соблюдения основных правил безопасности на территории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Задачи:

  • развивать умения самостоятельно ориентироваться и безопасно передвигаться в условиях оживлённого транспортного движения;
  • формирование компетенций, способствующих успешной адаптации детей к условиям организации дорожного движения в мегаполисе;
  • способствовать профилактике случаев травматизма на городском транспорте.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия.


Слайд1Задание.

Учитель предлагает учащимся попытаться дать определение термину «транспортная среда мегаполиса» и самостоятельно ответить на вопросы, почему в городе необходимо быть особенно внимательным и как можно выбрать наиболее безопасный маршрут движения из дома в школу и обратно.

 

 


Слайд3Задание.

Учитель предлагает детям указать среди изображённых в левой части рисунка транспортных средств те виды транспорта, которые они ежедневно видят на улице.

Затем учитель предлагает назвать слово, обобщающее изображения, выбранные детьми в первом задании (городской транспорт) и указать, какой вид транспорта из представленных на изображении справа доступен детям для самостоятельной езды (велосипед).


Слайд4Задание.

Учитель предлагает детям посмотреть на изображения и определить, насколько верно поступают пешеходы.

Учитель:

– Пешеходам зачастую не хватает терпения дождаться разрешающего сигнала светофора, чтобы перейти дорогу. Половина всех пешеходов готова стоять на тротуаре всего 4 секунды, на пятой они готовы рисковать жизнью, чтобы оказаться на противоположной стороне дороги. С подобным нетерпением необходимо бороться, помня при этом, что первым приходит тот, кто «торопится медленно». Даже при движении по пешеходному переходу на зелёный свет необходимо посмотреть сначала налево, а потом направо.


Слайд5Задание.

Учитель предлагает детям решить несколько ситуационных задач, связанных с передвижением в мегаполисе.

Итогом решения каждой из ситуационных задач должно стать создание «безопасного маршрута» с соблюдением Правил дорожного движения.

 

 


Слайд6Задание.

Учитель предлагает учащимся отгадать загадки и отнести каждый из четырёх ответов к одной из трёх категорий:

1) элементы дорожной разметки на асфальте (изображение № 1);

2) конструктивные элементы и дорожные знаки, регулирующим дорожное движение (изображение № 2);

3) транспортные средства (изображение № 3).

Изображения всех трёх категорий размещаются под порядковыми номерами на доске или выдаются учащимся в виде карточек. Тексты загадок раздаются учащимся в виде карточек.

Тихо ехать нас обяжет,
Поворот вблизи покажет
И напомнит, что и как,
Вам в пути…(Дорожный знак).

Что за «зебра» на дороге?
Все стоят, разинув рот.
Ждут, когда мигнет зелёный,
Значит это… (Переход).

Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трехглазое на одной ноге.
Где машины движутся, 
Где сошлись пути,
Помогает людям дорогу перейти. (Светофор).

Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней.
Обувь носит из резины, называется… (Машина).


Слайд7Учитель предлагает учащимся выполнить предлагаемое задание по образцу.

Инструкция:

Посмотрите внимательно на картинки. Напишите под ними, можно ли поступать так, как эти мальчики и девочки.

Как вы думаете, в чём опасность их неправильного поведения?

 


Слайд8Задание.

Учитель раздаёт детям карточки с наглядными изображениями соблюдения правил дорожной безопасности. Он предлагает учащимся вспомнить основные правила движения пешеходов в городских условиях и определить, какие из них проиллюстрированы этими изображениями.

 

 


Слайд9Учитель напоминает детям, что у многих из них есть велосипеды. Велосипед является полноценным транспортным средством. Это значит, что даже до достижения возраста 14 лет, когда будет разрешён выезд на проезжую часть, при передвижении на велосипеде во дворе дети обязаны соблюдать правила дорожного движения. Ведь и во дворе есть автомобильные проезды, дорожки для пешеходов.

 

 


Слайд10Задание.

Учитель предлагает детям посмотреть на изображение и описать несчастный случай, связанный с неосторожной ездой на велосипеде.

Учитель:

– Велосипед – это самое незащищенное транспортное средство. У него нет дверей, предохраняющих от удара сбоку, нет бампера, который отчасти принял бы на себя лобовой удар. Поэтому при любом столкновении или наезде на препятствие велосипедист очень уязвим. 

Назовите средства, необходимые для обеспечения безопасности велосипедиста.


Слайд11Вместе с детьми учитель приходит к выводу о необходимости неукоснительно соблюдать «Правила дорожного движения».

Учитель: 

– Мы с вами поняли, что соблюдение «Правил дорожного движения» является необходимым условием безопасного передвижения в городской среде для всех – и водителей, и пешеходов. Вы, как юные участники дорожного движения, должны помнить об этих правилах всегда.

Учитель предлагает обучающимся решить ситуационные задачи (кейсы), а после обсуждения результатов решения задач дома вместе с родителями обсудить полученную на классном часе информацию.


Дополнительная информация

Дорога без опасности – Федеральный каталог интерактивных образовательных программ (дата обращения: 14.12.2017)