Версия для печати
Пятница, 22 Июнь 2018 13:56

Урок Мира

…Зло войны и благо мира до такой степени
известны людям, что с тех пор, как мы знаем людей,
самым лучшим пожеланием было приветствие «мир вам».
Лев Николаевич Толстой

Международный день мира отмечается ежегодно 21 сентября. Сам праздник учреждён Генеральной Ассамблеей ООН в 1981 году на основании резолюции № A/RES/36/67, а нынешняя дата закреплена специальной резолюцией № A/RES/55/282 от 28 сентября 2001 года. С тех пор этот праздник вовлек миллионы людей, охватив многие страны и регионы, где силами общественных и молодёжных организаций проводятся различные акции и мероприятия. Ведь День призван заставить людей не только задуматься о мире, но и сделать что-нибудь ради него.

Несмотря на то что событие существует уже более 30 лет, современную политическую обстановку некоторых стран с трудом можно назвать мирной. Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия «Урок Мира».

Авторы: Черкунов Алексей Викторович, Щербаков Сергей Николаевич

Рекомендации по работе с материалами для тематического занятия (классного часа) «Урок Мира»
для обучающихся 10–11-х классов

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: формирование у обучающихся гражданских и патриотических чувств путём обращения к историческим фактам и событиям, подтверждающим необходимость сохранения и укрепления мира.

Задачи:

  • раскрытие значимости сохранения и укрепления мира как высшей ценности;
  • изучение примеров самоотверженной деятельности людей в защиту мира;
  • формирование понимания того, что сохранение мира на Земле может быть достигнуто только в результате активной личной позиции каждого человека;
  • приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества – патриотизму, социальной ответственности, гражданственности, сохранению исторического наследия страны.

Методический материал носит рекомендательный характер; педагог, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия (урока).


Слайд1Задание № 1. Ознакомьтесь с высказываниями древнеримских философов:

«Не проливать ничьей крови, обеспечить покой всему миру и мир своему веку – вот высшая доблесть». Сенека (4 до н.э. – 65. н.э.)

«Мир – это свобода, основанная на признании прав всякого человека». Цицерон Марк Туллий (106–43 гг. до н.э.)

Вопросы:

- Сравните высказывания о мире философов Цицерона и Сенеки.  В чем мудрость прославления мира?

- Предположите, о чем пойдёт речь на занятии.


Слайд2Задание № 2. Ознакомьтесь с фрагментом из текста Манифеста Всемирного конгресса сторонников мира.

Вопросы:

- Что побудило инициаторов созвать Всемирный конгресс?

- Против чего выступили делегаты конгресса?

 


Слайд3Задание № 3. Прочитайте текст обращения бюро Всемирного совета мира к народам всего мира.

Вопросы:

- Какую угрозу в 1960 году бюро Всемирного совета мира считало главной?

- Какие меры предлагались для устранения угрозы человечеству?

- В какой степени, по состоянию на сегодняшний день, выполнены требования бюро Всемирного совета мира?


Слайд4Задание № 4. Посмотрите фрагмент фильма и ответьте на вопросы:

- Каковы были последствия атомной бомбардировки японских городов?

- Какие обстоятельства позволили выжить героине фильма?

- Какова история Мемориала Мира?

- Какую угрозу миру несло применение США ядерного оружия против японских городов? Объясните свой ответ.


Слайд5После окончания Второй мировой войны на планете зафиксировано более 400 всевозможных столкновений так называемого «местного» значения, более 50 локальных войн. Более 30 военных конфликтов ежегодно – вот реальная статистика последних лет XX века. С 1945 года локальные войны и вооружённые конфликты унесли более 30 млн жизней. В финансовом отношении потери составили 10 трлн долларов – вот цена человеческой воинственности.

Задание № 5. В рабочем листе рассмотрите представленные диаграммы соотношения потерь военных (зелёный сектор) и мирного населения (красный сектор).

Вопросы:

- Как изменилось соотношение потерь военнослужащих и мирного населения в войнах XX века?

- Какие причины увеличения потерь мирного населения вы можете назвать?


Слайд61 сентября 2004 года террористы захватили школу № 1 в городе Беслане, заминировали спортивный зал и удерживали в заложниках более 1100 человек. Среди них были дети, их родители и сотрудники школы. В течение двух с половиной дней заложники содержались в тяжелейших условиях, им было отказано в воде и еде. В результате трагедии погибли 334 человека.

Задание № 6. Посмотрите фрагмент выпуска новостей и ответьте на вопросы:

- Что такое терроризм?

- Является ли терроризм глобальной проблемой человечества?

- В чём вы видите главные угрозы, исходящие от международных террористических групп?


Слайд7Задание № 7. Посмотрите фрагмент концерта Валерия Гергиева в Пальмире в 2016 году и ответьте на вопрос.

- Какую роль могут играть искусство и культура в противодействии военной агрессии и сохранению мира?

Обоснуйте свой ответ.
 

 


Слайд8Задание № 8. В рабочем листе ознакомьтесь с перечнем основных источников, регламентирующих основные способы и средства обеспечения международного мира.

Вопросы:

- Обобщите, какие задачи решают принятые международные документы.

- Почему вопросы сохранения и обеспечения мира обсуждаются на международном уровне?

- Что собой представляют меры по предотвращению случайного возникновения войны?

- Как вы относитесь к идее достижения всеобщего мира между народами?

- Что и как, по-вашему, необходимо сделать для достижения всеобщего мира между народами?


Дополнительные источники информации:

1. Сайт Организации Объединенных Наций: http://www.un.org/ru/index.html

2. Сайт Международного Комитета Красного Креста: https://www.icrc.org/ru    

3. Сайт Благотворительного фонда «Дети Мира»: http://www.deti-mira.ru/programs/

4. Сайт «Посланцы мира»: http://outreach.un.org/mop/ru/