Битва под Москвой 1941−1942 гг. является крупнейшим сражением Второй мировой войны. Именно это сражение развеяло миф о непобедимости немецко-фашистской армии и продемонстрировало мужество и героизм советского народа в борьбе против агрессора.
Кроме того, Битва под Москвой имела большое международное значение: она способствовала укреплению антигитлеровской коалиции и заставила правительства Японии и Турции воздержаться от вступления в войну на стороне Германии.
В Битве под Москвой совершенствовалось и развивалось советское военное искусство.
В 1944 году учреждена медаль «За оборону Москвы», которой были награждены свыше 1 миллиона участников Битвы под Москвой.
Предлагаем вашему вниманию материалы для проведения Урока мужества «Памяти дивизий народного ополчения посвящается…» в рамках слёта потомков воинов дивизий народного ополчения, посвящённого 75-й годовщине их формирования.
Авторы: Н. В. Антонов, В. А. Бычков, С. И. Герасимова, П. В. Трухов
Рекомендации по проведению Урока мужества «Памяти дивизий народного ополчения посвящается…»
Вариант проведения занятия [DOCX] [PDF]
Задания для групп обучающихся [DOCX] [PDF]
Цель: формирование уважительного отношения к ветеранам Великой Отечественной войны и готовности защищать своё Отечество.
При подготовке к уроку и непосредственно во время его проведения необходимо учитывать интересы, возрастные особенности и возможности обучающихся, а также материально-техническое оснащение школьного музея.
Для создания необходимой атмосферы урока и живого общения можно пригласить ветеранов Великой Отечественной войны и потомков воинов дивизий народного ополчения, сражавшихся под Москвой.
Урок мужества «Памяти дивизий народного ополчения посвящается…» может быть приурочен ко Дню начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (ежегодно 5 декабря), Дню защитника Отечества (ежегодно 23 февраля), Дню Победы (ежегодно 9 мая).
Для подготовки к проведению Урока мужества рекомендуется ознакомиться с материалами, разработанными методистами Городского методического центра Департамента образования города Москвы:
- Героическая дивизия
- 70 лет Великой Победы. Город-герой Москва
- 50 лет со дня присвоения Москве звания «Город-герой»
- Московская битва: на страже столицы
При подготовке к Уроку мужестваможно предложить обучающимся самостоятельно посмотреть серию «Битва за Москву» многосерийного фильма «Великая война».
При подготовке к проведению Урока мужества «Памяти дивизий народного ополчения посвящается…» руководителю школьного музея (учителю) рекомендуется ознакомиться:
− со всем видеоматериалом, представленным в уроке;
− с материалами на сайтах Министерства обороны Российской Федерации, Государственного музея обороны Москвы;
− с многотомным трудом «Великая Отечественная война 1941−1945 гг.;
− с книгой М. И. Краймана «Юные защитники Москвы».
Вступительная часть Урока мужества предназначена для актуализации темы, привлечения внимания обучающихся и обобщения их знаний.
Для актуализации темы и привлечения внимания обучающихся возможен просмотр видеоролика «Булат Окуджава. Песня московских ополченцев».
Для обобщения знаний обучающихся по теме классного часа после просмотра видеоролика можно предложить им ответить на вопросы:
Что вам известно о битве под Москвой?
Что вам известно о московских ополченцах, принимавших участие в битве под Москвой?
После беседы руководителю школьного музея (учителю) в случае необходимости можно дополнить рассказы обучающихся о Битве под Москвой и роли дивизий народного ополчения.
В завершение вступительной части рекомендуется посмотреть видеоролик «Битва за Москву. Московское ополчение».
Основная часть Урока мужества предназначена для организации практической деятельности обучающихся в ходе проведения экскурсии по школьному музею.
После актуализации темы обучающихся рекомендуется поделить на группы.
Далее после подготовки обучающиеся каждой группы проводят экскурсию для остальных обучающихся по тем вопросам и той части музея, которая достанется их группе.
Экскурсию может проводить как один представитель группы, так и вся группа (в случае распределения, кто о чём рассказывает).
Выбор группой вопросов и части экспозиции школьного музея для проведения экскурсии может осуществляться по жребию и определяться учителем.
В ходе экскурсии учитель может добавлять информацию, которую пропустили обучающиеся, проводящие экскурсию.
Задание для группы I
Используя видеоролик «План Барбаросса» и материалы школьного музея, проведите экскурсию по экспозиции, рассказывающей о начале Великой Отечественной войны и планах немецкого командования в отношении СССР.
Задание для группы II
Используя видеоролик «Роль Москвы в гитлеровских планах» и материалы школьного музея, проведите экскурсию по экспозиции, рассказывающей о роли Москвы в гитлеровских планах.
После проведения экскурсии группой II рекомендуется предоставить слово для выступления приглашённому ветерану Великой Отечественной войны.
Количество выступающих ветеранов и текст выступления рекомендуется согласовать заранее.
Задание для группы III
Используя видеоролик «Операция «Тайфун» и материалы школьного музея, проведите экскурсию по экспозиции, рассказывающей о плане немецко-фашистских войск по захвату Москвы.
Задание для группы IV
Используя материалы школьного музея, расскажите о создании дивизии народного ополчения, которой посвящена экспозиция музея вашей школы, роли дивизии в битве под Москвой и её дальнейшем боевом пути. Приведите примеры мужества и героизма воинов дивизии.
После проведения экскурсии группой IV можно предоставить слово для выступления приглашённому потомку воина дивизии народного ополчения.
Количество выступающих и текст выступления рекомендуется согласовать заранее.
Задание для группы V
Используя видеоролик «Контрнаступление советских войск», проведите экскурсию по экспозиции, рассказывающей о контрнаступлении советских войск под Москвой.
В заключение урока руководитель школьного музея (учитель) может рассказать об итогах битвы под Москвой.
Для наглядности рекомендуется использовать видеоролик.
Завершить Урок мужества можно в неформальной обстановке итоговым обсуждением о том, какое впечатление оставила экскурсия по школьному музею, что понравилось, что из увиденного произвело особое впечатление и почему, а также поздравлением ветеранов Великой Отечественной войны и потомков воинов дивизий народного ополчения.