Формула семейного счастья состоит из множества слагаемых, ни одним из которых нельзя пренебрегать. Уважение, забота, ответственность, доброжелательное отношение членов семьи друг к другу – это семейные ценности, которые могут быть сформированы у детей через изучение пословиц, поговорок, поучительных рассказов и притч.
Автор: Мелина Светлана Ивановна.
Рекомендации по работе с материалами тематического занятия (классного часа)
«Уважение, забота и ответственность – слагаемые семейного счастья»
для обучающихся 3–4-х классов
Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]
Цель: формирование уважительного, заботливого отношения к родителям, прародителям, сестрам и братьям.
Задачи:
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей в соответствии с основами нравственно-правовых норм семейных отношений;
- формирование таких понятий, как «уважение» и «ответственность»;
- воспитание заботливого отношения к младшим и старшим родственникам.
Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия.
Задание № 1. Рассмотрите картину, придумайте ей название. Сформулируйте тему классного часа.
Ответьте на вопросы.
- Объясните, что значит «уважение».
- Как вы понимаете смысл слова «уважение»?
Задание № 2. Рабочий лист. Расшифруйте пиктограммы, которые есть в поездах метрополитена. Придумайте подписи к пиктограммам. Продолжите фразу: «Уважать – это значит…».
Задание № 3. Посмотрите видеофрагмент. Как вы думаете, о чём эта притча, в чём её смысл? Что автор пытался до нас донести? Объясните смысл фразы: «Уважая других – ты себя уважаешь». Как вы считаете, это справедливая закономерность? Аргументируйте свой ответ.
Ответы обучающихся обобщаются. После того как выскажутся все желающие, учитель подчеркивает, что проявление уважения и доброго отношения к себе и окружающим — признак воспитанности, культуры человека.
Задание № 4. Рассмотрите иллюстрации на слайде. Ответьте на вопросы.
- Что происходит на иллюстрациях?
- Какие ситуации изображены?
Сравните две иллюстрации на слайде. Подберите несколько существительных, характеризующих изображенные ситуации.
Задание № 5. Рабочий лист. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.
- О каких правилах был издан указ Петра I?
- Какие из них вам особенно понравились?
- Как вы понимаете эти правила?
- Какие из них актуальны сегодня? Зачитайте.
Ещё с древних времён люди беспокоились об отношении молодёжи к старшему поколению. В 1717 году царь Пётр I издал указ «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». Вам сейчас предстоит самостоятельно ознакомиться с правилами отношения детей к родителям. Прочитайте внимательно. Как звучат эти правила в современном изложении? Актуальны ли они сегодня?
Некоторые правила из указа:
- Во-первых, прежде всего, должны дети отца и мать в великой почести держать. И когда от родителей им приказано бывает шляпу в руках держать и возле них не садиться, и немного стоять их в стороне, подобно слугам.
- Дети не имеют без приказа родителей ничего бранить и в доме своим именем повелевать, они должны вести разговоры вежливо и учтиво.
- Когда говорят родители, речей перебивать не надлежит, надо ожидать, когда они выговорятся. Стоять при родителях должны прямо.
- Без спросу не говорить, а когда говоришь, то должно они благоприятно, не криком, и что говорить, должна быть правда истинная.
- Когда родители спросят, то должны они отозваться и отвечать тотчас, как услышат голос родителей, и не дерзновенно отвечать.
Задание № 6. Рассмотрите изображения на слайде. Ответьте на вопрос: как можно проявить уважение?
Рабочий лист. Прочитайте рассказ Льва Николаевича Толстого «Старый дед и внучек». Ответьте на вопросы.
- Какие эмоции у вас вызвал рассказ? Расскажите.
- За что стало стыдно мужу и жене?
- Кто помог им изменить своё отношение к дедушке?
- Чему учит нас этот рассказ?
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз сын с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика, и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Разгадайте пословицу, соберите её из слов: сына, отца, мать, почитать, и, будешь, почёт, своего, от, узнаешь, своего.
Будешь почитать отца и мать, узнаешь почёт от своего сына.
Задание № 7. Рабочий лист. Прочитайте определение понятия «забота» (Толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова).
1. Беспокойство, беспокойное, обременительное дело. (Жить без забот. Много забот у кого-нибудь. Заботы по хозяйству).
2. Мысль или деятельность, направленная к благополучию кого-чего-нибудь.
3. Внимание, попечение, уход. (Окружить кого-нибудь заботой).
Как проявляется забота на изображениях данного слайда? Опишите ситуации. Приведите примеры проявления заботы о младших, заботы о пожилых людях, материнской заботы. Выскажите своё собственное мнение, предложите, как можно проявлять заботу.
Объясните смысл фразы «Помогая другим – ты себе помогаешь».
Забо́та – комплекс действий по отношению к какому-либо объекту, нацеленных на его благополучие. Как проявляется забота, мы узнаем ещё с маленького возраста. Многим знакома картина плачущего после падения ребёнка, которого всеми усилиями пытается успокоить мама. Малыша, который болеет, мама готова на руках носить везде и всегда, давать ему самое вкусненькое и полезное, лишь бы он выздоровел. В благополучных семьях мамы являются первым примером ухода и попечения, объединенных в одно понятие -–забота. Проявляется нежная забота в беспокойстве родителей за детей, жены за мужа и наоборот.
Задание № 8. Посмотрите видеофрагмент из мультфильма «Волк и теленок».
Объясните пословицы.
- День придет и заботу принесет.
- Где любовь, там и забота.
- Забота и на песке колос вырастит.
- Без заботы и репу не вырастишь.
- Не печь кормит, а труд да забота.
Придумайте название изображению на слайде. Составьте мини-рассказ по картине, начните со слова «Однажды…».
Задание № 9.
Что значит фраза: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил» (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)? Что такое чувство ответственности? Объясните, почему уважение, забота и ответственность – важные основы семейного счастья?
Ответственность – это необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчёт в своих действиях, поступках.