8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Вторник, 22 Ноябрь 2016 11:47

Викторина «Человек глазами физиков»

В ходе викторины учащиеся убедятся, как тесно связаны между собой физика и природа человека, как знание законов физики помогает объяснить процессы в нашем организме. Эти знания помогут учащимся бережнее относиться к своему здоровью.

Авторы: А. Ю. Белышев; Е. В. Копачёва; О. А. Рыжикова; В. И. Рябова

Рекомендации по работе с презентацией классного часа (викторины) «Человек глазами физиков» для обучающихся 8−9-х классов

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]

Презентация [PDF] [PPTX]

Приложение [PDF] [DOCX]

Цель:

  • создание педагогических условий для повышения мотивации к изучению физики и развития познавательных интересов обучающихся;
  • формирование у обучающихся единой биофизической картины мира, взаимосвязей явлений природы на примере её уникального объекта – человеческого тела;

Задачи: 

  • формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, существующие в живой и неживой природе;
  • формирование интереса к физике и биологии;
  • воспитание духа сотрудничества;
  • формирование бережного отношения к своему здоровью.

Обеспечение занятия:

  • необходимое оборудование (на каждую группу: напольные весы, тонометры, измерительная лента, секундомер);
  • раздаточный материал;
  • презентация;
  • мультимедийное оборудование.

Методический материал носит рекомендательный характер. Учитель может варьировать содержание и количество заданий, а также этапы викторины. 


Классный час проводится в форме викторины. Длительность мероприятия − 45 минут. Для проведения викторины класс делится на три команды. В жюри приглашаются ученики старших классов.

Первый конкурс называется «Большой вопрос». Учитель демонстрирует на слайдах видеосюжеты о физических процессах, протекающих в организме человека, учащиеся должны назвать процесс, дать ему определение с точки зрения физики и обозначить органы, в которых эти процессы происходят. На обдумывание даётся одна минута. Отвечают члены команд, первые поднявшие руку. При неправильном ответе слово передаётся другой команде.

За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл.


Вводное слово учителя: Все вы знаете, что физика – наука о природе. Задумывались ли вы над тем, что человек – это часть природы и всё в нашем организме работает по её основным законам. Так, например, циркуляция крови подчиняется законам механики, органы слуха устроены по законам акустики, распространение информации о каком-либо событии сопровождается перемещением по нервам электрического импульса. Закон сохранения энергии Майер открыл, изучая количество тепла, выделяемого и поглощаемого живыми организмами.

Наше сегодняшнее занятие поможет каждому узнать, что и почему происходит вокруг нас.


 Слайд1Тема викторины «Человек глазами физиков».

 

 

 

 


Слайд2Назовите физическое явление. (Колебание)

Что такое колебательная система? (Совокупность тел, способных совершать движения, многократно повторяющиеся или примерно повторяющиеся через определённые промежутки времени.)

Приведите примеры колебательных систем организма.

 


 Слайд3Примеры колебательных систем организма − сердце, лёгкие.

 

 

 

 


СнимокПосмотрите, как работает поршневой жидкостный насос.

Что в организме человека является гидравлическим насосом?

 

 

 


Слайд5Гидравлический насос человека – сердце.

Сформулируйте закон Паскаля. (Давление, производимое на жидкость или газ, передаётся в любую точку одинаково по всем направлениям.)

 

 


Слайд6Давление, передаваемое от сердца во все сосуды в артериях, составляет, соответственно, 120 и 80 мм рт. столба. По закону Паскаля давление во всех частях кровеносного сосуда одинаково.

 

 

 


Слайд780% информации об окружающем мире человек воспринимает при помощи глаз.

Перечислите основные элементы оптической системы глаза. (Зрачок, хрусталик, роговица, сетчатка)

Что является линзой в оптической системе глаза? (Хрусталик)

Где формируется изображение предметов? (На сетчатке)

 


Слайд8Дайте определение диффузии. (Диффузия – это процесс проникновения молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого вещества).

Приведите примеры диффузии в организме человека. (Благодаря диффузии кислород из лёгких проникает в кровь человека, а из крови – в ткани. Углекислый газ, наоборот, проникает из тканей в лёгкие. Диффузные процессы протекают также в почках и коже человека.)

 


Слайд9Организм человека – единая сложная высокоорганизованная биологическая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с окружающей средой.

Чтобы эта система работала долго и слаженно, следует бережно относиться к своему здоровью.

Закончить первый конкурс хочется словами Ивана Петровича Павлова:

«Человек – высший продукт земной природы. Человек – сложнейшая и тончайшая система. Но для того чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным».


Второй конкурс называется «Блиц-турнир»

Каждая команда делегирует по одному представителю для выполнения следующего задания. В течение одной минуты нужно ответить на вопросы (см. Приложение), задаваемые в быстром темпе, ответ предполагает «да/нет» или одно слово. При незнании ответа можно пропустить вопрос, сказав «дальше», и перейти к следующему вопросу. Каждый правильный ответ принесёт один балл.

Максимальное количество баллов – 20.


Третий конкурс «Измерь себя»

Учитель: На столе собраны различные физические приборы, которыми можно измерить массу, давление, силу, пульс, длину. Зафиксируйте данные измерений у одного представителя команды и результаты занесите в таблицу. 


Четвёртый конкурс – «Конкурс капитанов» (Максимальное количество баллов – 5).

Капитаны команд должны как можно подробнее ответить на вопрос. 


Подведение итогов викторины «Человек глазами физиков».


Источники:

  1. Безденежных Е. А., Брикман И. С. Физика в живой природе и медицине – Киев, 1976. – 200 с.
  2. Бодрова М. С., Селезнёва С. А. Физика человека, 2016.
  3. Сергеев Б. А. Занимательная физиология – М.: Просвещение, 1977. – 304 с.