21 ноября 2015 года исполнилось 50 лет Московскому государственному академическому детскому музыкальному театру им. Н.И. Сац – первому музыкальному театру для детей в Москве, в стране и в мире. Почему его эмблемой стала Синяя птица? В чём секрет его сказочности? Какой была его история? Тематическое занятие (классный час) «Вперёд, за Синей птицей…» поможет обучающимся 2–4-х классов найти ответы на эти вопросы.
Автор: Л. Г. Чуракова
Рекомендации по работе с презентацией к тематическому занятию (классному часу) «Вперёд, за Синей птицей…» для обучающихся 2–4-х классов
Вариант сценария занятия [PDF] [DOCX]
Дополнительный материал для учителя [PDF] [DOCX]
Цель: знакомство обучающихся с историей Московского государственного академического детского музыкального театра им. Н. И. Сац – уникального во всей мировой театральной истории.
Задачи:
– воспитывать бережное отношение к культурному наследию Москвы;
– развивать интерес к классическому музыкальному искусству в различных формах его проявления;
– ознакомить с фрагментами биографии Наталии Ильиничны Сац, связанными с созданием первого музыкального театра для детей;
– раскрыть значимость личностных и социальных ценностных ориентиров.
Методический материал носит рекомендательный характер. Учитывая особенности каждого класса, учитель может варьировать содержание и количество заданий, этапы занятия.
Вступительная беседа учителя со школьниками о том, кто такая Синяя птица, что обучающиеся знают о ней, что для них значит Синяя птица счастья.
Учитель рассказывает школьникам о том, что в 1905 году была опубликована пьеса-сказка бельгийского драматурга М. Метерлинка «Синяя птица», вдохновившая многих режиссёров на создание спектаклей.
В 1908 г. одним из первых решил создать музыкальную сказку для детей великий русский режиссёр К. С. Станиславский при непосредственном участии композитора И. А. Саца.
Учитель предлагает послушать музыкальный фрагмент (И. Сац. Музыка из спектакля МХАТ СССР им. М. Горького «Синяя птица»).
Обучающиеся с педагогом формулируют основную мысль пьесы М. Метерлинка «Синяя птица», выявляют связь между изображениями, расположенными на слайде, и их связь со звучащей музыкой.
(Дополнительный материал для учителя)
Учитель знакомит школьников с биографическим фактом из детства Н. И. Сац, связанным с Синей птицей. (Дополнительный материал для учителя: приложение 1).
Вопросы:
- Что могло стать для героини этой истории Синей птицей?
- Знакомо ли вам имя Н. И. Сац?
Обучающиеся знакомятся с историей создания Детского музыкального театра и фрагментами биографии Н. И. Сац.
Сопоставив предложенные факты, они проверяют свои предположения о том, что стало Синей птицей для Наталии Ильиничны Сац.
Одним из первых спектаклей после строительства нового театрального здания стал балет на музыку И. Саца и М. Раухвергера «Синяя птица».
Вопрос:
Как вы думаете, почему?
Задание:
Ознакомьтесь с биографическими данными (Дополнительный материал для учителя: приложения 2 и 4), сделайте вывод об этом факте.
Задание:
Прослушайте музыкальный фрагмент. Проанализируйте музыку и определите её место в балете, отталкиваясь от характера звучания.
«Мы длинной вереницей идём за Синей птицей», – уже много лет поют со сцены герои сказочной феерии.
Вопрос:
Как поймать Синюю птицу?
Школьники самостоятельно подводят итог занятия, сопоставляя основные идеи и финалы книги М. Метерлинка (Дополнительный материал для учителя: приложение 5) и балета в постановке Н. И. Сац.
Обучающиеся делают вывод, удалось ли им правильно установить, что стало Синей птицей для Наталии Ильиничны Сац; определяют место Синей птицы в самом театре.
Учитель рассказывает, что тема музыки И. А. Саца, вдохновившая Н. И. Сац, является своеобразным гимном театра, а само изображение Синей птицы – его эмблемой.
В финале занятия педагог может познакомить обучающихся с фактом установки Синей птицы на купол театра (Дополнительный материал для учителя: приложение 6).