8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Пятница, 09 Ноябрь 2018 14:38

Я живу в России: права ребёнка

Правовое воспитание предполагает формирование у обучающихся качеств, значимых для общества, государства. Обучающиеся начальной школы должны иметь первоначальные представления о правах, свободах и обязанностях человека.

Материал может быть использован при проведении классного часа (тематического/их занятия/ий) для обучающихся 3–4-х классов.

Автор: Камагина Ольга Евгеньевна

Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия (классного часа) «Я живу в России: права ребёнка»
для обучающихся 3–4-х классов

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: формирование первоначальных представлений о правах ребёнка, закрепленных в Конвенции о правах ребёнка.

Задачи:

  • воспитание гражданских качеств у обучающихся;
  • развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения;
  • формирование правовой культуры.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы урока.


Слайд1Рабочий лист (задание № 1).

Заполните анкету. Если затрудняетесь с ответом, переходите к следующему вопросу.

1. Кого можно считать ребенком?
2. Есть ли права у ребенка?
3. Какие международные документы определяют права детей, гарантируют их соблюдение?
4. Когда и почему были приняты эти документы?

*Наверное, на многие вопросы у вас пока нет ответа, но задача нашего урока – эти ответы найти.

Предположите, о чём пойдёт речь на занятии.

Вопрос: Что, по-вашему, означает слово «право»? Что означает слово «бесправие»?


Слайд2Рассмотрите изображения на слайде. Какая тема их объединяет?

Рабочий лист (задание № 2).

Прочитайте стихотворение Сергея Михалкова, посвященное детям, чье детство пришлось на годы Великой Отечественной войны. Ответьте на вопросы. 

2.1. Почему автор называет героя не ребёнком, а «десятилетним человеком», а его глаза «недетскими»?
2.2 Какие права ребёнка были нарушены войной? Выберите (подчеркните) эти слова из предложенного списка.

Слова для справок: соблюдение интересов ребёнка, право на защиту и заботу, право на жизнь, право на здоровое развитие ребёнка, право на неприкосновенность жилища, право на образование, право на воспитание в семье.


Слайд3Война принесла много горя и страданий. Для того чтобы в будущем войны были невозможны, сразу после окончания Второй мировой войны в 1945 году была создана Организация Объединённых наций. Одной из главных проблем, которыми занимается ООН, является вопрос соблюдения прав человека. В принятой ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи.

Одним из первых актов Генеральной Ассамблеи было образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), который в настоящее время является главным механизмом международной помощи детям.

В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребёнка. Основной её тезис состоял в том, что человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет. Декларация призывала родителей, организации и правительства государств признать права и свободы ребёнка и стремиться к их соблюдению.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций (главный орган ООН) единогласно приняла Конвенцию о правах ребёнка. Государства, которые подписали Конвенцию, гарантируют соблюдение прав ребёнка.

Рабочий лист (задание № 3).

3.1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные слова.

Слова «декларация» и «конвенция» происходят от латинских слов: declaratia – провозглашение;  conventio – договор, соглашение. ___________________ не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения. ___________________ – соглашение, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

Слова: Конвенция, Декларация.

3.2. Рассмотрите изображения на слайде. Перед вами эмблемы Организации Объединенных Наций и Детского фонда при ООН (ЮНИСЕФ). Найдите общие элементы эмблем. Что они означают?

*Земной шар – единство наций. Оливковые ветви символизируют мир. 


Слайд4Основной закон нашего государства – Конституция Российской Федерации. Главой нашего государства является Президент, который в соответствии с нашей Конституцией является гарантом соблюдения прав и свобод человека.

У Президента России есть официальный сайт, на котором размещается самая важная информация о жизни нашего государства. На этом сайте есть раздел, адресованный школьникам. 

Зайдите на сайт Президента Российской Федерации, используя ссылку. 

Внизу главной страницы найдите раздел «Информационные ресурсы». Как называется ресурс для школьников? Почему?

*Вы – граждане России.

Зайдите в раздел, адресованный вам. 

*Рекомендуем выбрать ускоренную версию, т. к. она не требует дополнительных установок.

Познакомимся с проводниками по сайту. Назовите их.

Вопросы: Как вы думаете, почему им даны такие имена? Кого они вам напоминают? Случайно ли это? Назовите любимые разделы сайта для каждого проводника.

Вспомните тему нашего занятия. Кто поможет нам путешествовать по разделам сайта?

*Аленушка Попович, её любимый раздел «Россия».

Перейдем на страницу «Россия».


Слайд5

Перейдём в раздел «Конституция», используя подсказки на слайде (стрелки).

1. Нажав на изображение проводника, попадаем на страницу «Что нового?» В верхней строке выбираем «Россия», переходим в этот раздел.

2. Далее выбираем слева значок, нажимаем на него, в появившемся перечне выбираем «Конституция», далее «Права и свободы граждан». Справа выбираем «Зачем нужны права детей?»

Попробуйте ответить на этот вопрос. 


Слайд6Используя подсказки на слайде, переходим в раздел «Зачем нужны права детей?»

Рабочий лист (задание № 4).

Прочитайте определения слов «правоспособность» и «дееспособность» и ответьте на вопросы.

4.1. С какого возраста человек обладает правоспособностью?
4.2. Когда наступает дееспособность?

Примите участие в игре «Права детей».


Слайд7

Используя подсказки на слайде, переходим на страницу «Права детенышей». На этой странице помещен официальный текст Конвенции о правах ребёнка и Перевод конвенции на детский язык.

Рабочий лист (задание № 5).

Ответьте на вопросы, выполните задания.

5.1. Зачем на сайте Президента был сделан перевод Конвенции о правах ребенка на детский язык?

5.2. Что означают эти слова:«Взрослые разных стай: все, кто летает, бегает, ходит, прыгает, ползает и плавает, чувствуя, как сильно они любят своих детёнышей, договорились не обижать детенышей и решили…»?

5.3 Нажмите на первую стрелку и прочитайте первые шесть статей Конвенции. Кратко запишите их содержание по образцу.

Вопрос. Как твы понимаете слова «Нет прав без обязанностей»? Какие обязанности есть у ребёнка?


Слайд8

Наша страна присоединилась к Конвенции о правах ребенка в 1990 году. Сегодня при Президенте России работает Уполномоченный по правам ребёнка, есть Уполномоченный по правам ребёнка и в Москве.

Посмотрите на слайд. На нём представлены сайты тех, кто защищает интересы детей, где размещается полезная информация о телефонах доверия и даются адреса помощи.

Вопрос. Как вы думаете, когда (при каких обстоятельствах) ребёнок может воспользоваться этой информацией?
 


Слайд9

Пользуясь изображениями на слайде, назовите международные праздники, посвящённые защите детей, соблюдению их прав.

Рабочий лист (задание № 6).

6.1. Заполните анкету, используя знания, полученные на сегодняшнем занятии.

1. Кого можно считать ребенком?
2. Есть ли права у ребенка?
3. Какие международные документы определяют права детей, гарантируют их соблюдение?
4. Когда и почему были приняты эти документы?

6.2. Нарисуйте открытку, посвященную Дню защиты детей.