8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Пятница, 02 Декабрь 2016 13:58

Забвению не подлежат

Ход истории и связанные с ним политические события, происходившие в России с 1918 по 1950-е годы, являются одними из самых противоречивых, трагичных, требующих наиболее пристального внимания и вдумчивого осмысления.

Молох карательной репрессивной машины, несправедливость, сотни тысяч покалеченных судеб, безвременно ушедших в небытие жизней «врагов народа», безумное желание оставаться честным и порядочным гражданином своей страны – это реалии одной из страниц нашей истории.

Задача современников состоит в том, чтобы объективно понять суть политических процессов того времени, вынести соответствующие уроки, сделать всё возможное для того, чтобы этого никогда не повторилось, сохранить память о людях, прошедших «чистку» советской системы, не дать забыть о жертвах политических репрессий, безвременно канувших в лету.

Материалы занятия предоставлены Музеем ГУЛАГа.

Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия (классного часа) «Забвению не подлежат»

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]

Презентация [PDF] [PPTX]

Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: формирование у обучающихся российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной; гражданской позиции активных и ответственных членов российского общества, осознающих свои конституционные права и обязанности, уважающих закон и правопорядок.

Задачи:

  • проанализировать этапы становления тоталитарного общества, основные методы «карательной политики» ОГПУ-НКВД-МГБ в период политических репрессий в Советской республике, а позднее и в СССР; 
  • проанализировать процессы политических репрессий с опорой на содержание архивных документов; 
  • способствовать формированию у обучающихся гуманистических качеств личности.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, учитывая особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество и этапы занятия. 


 

Слайд1Проанализируйте содержание слайда. Предположите, чему будет посвящено занятие.

Политические репрессии в СССР − принудительные меры государственного воздействия, включающие различные виды наказаний и правоограничений, применявшиеся в СССР к отдельным лицам и категориям лиц по политическим мотивам.

 

 


Слайд2Тоталитаризм − форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством.

Задание

Сравните типы политических режимов. Соотнесите варианты ответов. Объясните свой выбор (Задание № 1 в рабочем листе).


Слайд3Задание

Ознакомьтесь с документом и выполните задание (Задание № 2 в рабочем листе).

Приказ ВЧК «О красном терроре»

2 сентября 1918 г.

Приведите примеры социальных групп, против которых был развернут комплекс карательных мер. Сделайте выводы.

Варианты ответов: дворяне, крестьяне, помещики, офицеры царской армии, священники, кулаки, казаки, учёные, промышленники, пролетарии.

Политические репрессии в Советской России начались сразу после Октябрьской революции 1917 года (Красный террор). При этом жертвами репрессий становились не только активные политические противники большевиков, но и люди, просто выражавшие несогласие с их политикой. Репрессии проводились также по социальному признаку (против бывших полицейских, жандармов, чиновников царского правительства, священников, а также бывших помещиков и предпринимателей).


Слайд4После окончания Красного террора периода Гражданской войны политические репрессии в Советской России и позднее в СССР продолжились.

В 1920-х годах ряд дел о политических преступлениях был в действительности построен на фальсифицированных обвинениях («Дело лицеистов», «Дело фокстротистов», Шахтинское дело).

В сентябре-ноябре 1922 года большая группа интеллигенции была выслана из РСФСР на так называемом «Философском пароходе».

Задание

Прочитайте документ и ответьте на вопросы (Задание № 3 в рабочем листе).

Из письма П. А. Сорокина (1922 г.)

Вопросы

Какие изменения в общественной жизни страны произошли в 1922 г.?

Как, по воспоминаниям Питирима Сорокина, известного социолога, объяснял высылку интеллигенции один из лидеров большевиков?

Каково ваше мнение о причинах высылки? Какое последствие имело это событие для дальнейшей судьбы России?

Активно осуществлялись репрессии и против духовенства.


Слайд6В начале 1930-х годов было создано Главное управление лагерей и мест заключения (ГУЛаг, также даётся сокращение Гулаг с расшифровкой – Главное управление исправительно-трудовых лагерей) − подразделение НКВД СССР, МВД СССР, Министерства юстиции СССР, осуществлявшее руководство местами массового принудительного заключения и содержания в 1930−1956 годах.

Задание

Проанализируйте выдержки из документа (Задание № 4 в рабочем листе). Ответьте на вопросы.

1) Для каких целей создавалось Главное управление лагерей?

2) Каковы были условия труда заключённых и материальное обеспечение?

3) Опишите отношение руководства ГУЛага к условно-досрочному освобождению. С чем это связано?


Слайд7С 1933 года по 31 декабря 1934 года проводилась «генеральная чистка» ВКП(б). В ходе «чистки», которая была возобновлена в мае 1935 года, из партии, насчитывавшей 1916,5 тысяч членов, было исключено 18,3%. После завершения «чистки» началась «проверка партийных документов», продолжавшаяся по декабрь 1935 года и добавившая ещё 10−20 тысяч исключённых. С января по сентябрь 1936 года была проведена «замена партийных документов». В реальности эта проверка стала продолжением «чистки» 1933−1935 годов и сопровождалась массовыми арестами.

Задание

Ознакомьтесь с документом тех лет (Задания №№ 5, 6 в рабочем листе). Проанализируйте, какие принципы современной судебной системы попирались тоталитарным режимом.

Принципы современной судебной системы:

  • законность;
  • демократичность;
  • состязательность;
  • независимость и несменяемость судей;
  • открытость;
  • соблюдение прав человека и гражданина;
  • осуществление судебной власти только уполномоченными на то органами − судами;
  • право на обжалование приговора;
  • процессуальные сроки, установленные законом.

Слайд8В 1936−1938 годах состоялись три больших открытых процесса над бывшими высшими деятелями ВКП(б), которые были в 20−30-е годы связаны с троцкистской или правой оппозицией. За рубежом их назвали «Московскими процессами».

В июне 1937 года состоялся суд над группой высших офицеров РККА, включая Михаила Тухачевского. Обвиняемым вменялась подготовка военного переворота, назначенного на 15 мая 1937 года. Впоследствии советское руководство провело масштабные репрессии в отношении значительной части командного состава РККА.

30 июля 1937 года был принят приказ НКВД № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов».

Согласно этому приказу определялись категории лиц, подлежащих репрессиям (Задание № 7 в рабочем листе).


Слайд10Советская депортационная политика началась с выселения белогвардейских казаков и крупных землевладельцев в 1918−1925 годах. В сентябре 1937 года на основании совместного постановления Совнаркома и ЦК ВКП(б) № 1428-326 «О выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края» началась депортация корейцев. В 1943−1944 гг. были проведены массовые депортации калмыков, ингушей, чеченцев, карачаевцев, балкарцев, крымских татар, ногайцев, турок-месхетинцев, понтийских греков, болгар, крымских цыган, курдов – в основном по обвинению в коллаборационизме, распространённом на весь народ. 29 января 1944 года нарком внутренних дел СССР Лаврентий Берия утвердил «Инструкцию о порядке проведения выселения чеченцев и ингушей».

В 1948 г. был принят указ, запрещавший немцам, а также другим депортированным народам (калмыкам, ингушам, чеченцам, финнам и т. д.) покидать районы депортации и возвращаться на родину. Те, кто нарушал этот указ, приговаривались к лагерным работам на 20 лет (Задания №№ 8,9 в рабочем листе).


Слайд12В первые месяцы Великой Отечественной войны на основании указов Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля и 24 ноября 1941 года из мест лишения свободы было освобождено около 600 тыс. человек.

Массовая юридическая реабилитация началась в результате работы комиссии П. Н. Поспелова в 1954−1961 гг.

В 1957−1958 гг. были восстановлены национальные автономии калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев; этим народам было разрешено вернуться на свои исторические территории.

Согласно Закону РФ № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года, политическими репрессиями признаны различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.

Жертвы политических репрессий в СССР и члены их семей, согласно российскому законодательству, имеют право на реабилитацию, восстановление доброго имени и доброй памяти, материальную компенсацию (Задание № 10 в рабочем листе).

Дополнительная информация

Георгий Степанович Жжёнов (9 (22) марта 1915, Петроград − 8 декабря 2005, Москва) − советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1980).

Валентин Петрович Глушко (20 августа (2 сентября) 1908, Одесса − 10 января 1989, Москва) − инженер, крупный советский учёный в области ракетно-космической техники; один из пионеров ракетно-космической техники; основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения.

Сергей Павлович Королёв (30 декабря 1906 (12 января 1907), Житомир − 14 января 1966 года, Москва) − советский учёный, конструктор, главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР и основоположник практической космонавтики. Одна из крупнейших фигур XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения.

Варлам Тихонович Шаламов (18 июня (5 июня) 1907, Вологда, Вологодская губерния, Российская империя − 17 января 1982, Москва, РСФСР, СССР) − русский прозаик и поэт, живший в СССР. Создатель одного из литературных циклов о жизни заключённых советских исправительно-трудовых лагерей в 1930−1956 годах.

Лев Николаевич Гумилёв (18 сентября (1 октября) 1912, Санкт-Петербург − 15 июня 1992, там же) − советский историк-этнолог, археолог, востоковед, писатель, переводчик.

Осип Эмильевич Мандельштам (имя при рождении − Иосиф; 3 (15) января 1891, Варшава − 27 декабря 1938, Владивостокский пересыльный пункт Дальстроя во Владивостоке) − русский поэт, прозаик и переводчик, эссеист, критик, литературовед. Один из крупнейших русских поэтов XX века.

Вопросы

  1. Позволяла ли судебная система тоталитарного режима СССР беспристрастно, объективно выносить судебные решения?
  2. Можно ли утверждать, что от политических репрессий никто не был застрахован?
  3. Почему важно помнить о событиях, связанных с политическими репрессиями? 

Слайд1Задание

Прокомментируйте высказывание Д. А. Медведева от 30 октября 2009 года:

«Мы много внимания уделяем борьбе с фальсификацией нашей истории. И почему-то зачастую считаем, что речь идёт только о недопустимости пересмотра результатов Великой Отечественной войны. Но не менее важно не допустить под видом восстановления исторической справедливости оправдания тех, кто уничтожал свой народ».