8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Вторник, 30 Декабрь 2014 17:02

Рекомендации по номинации "Я – тьютор"

Тьютор обязан владеть глубокими систематизированными знаниями, в первую очередь в области психологии, педагогики, управления учебно-воспитательным процессом, педагогическим коллективом. Он должен уметь, исходя из современных требований к образованию и воспитанию, ставить цели и конкретизировать их в виде задач, которые необходимо решать в коллективе; проектировать, планировать, регулировать и корректировать работу всей организации; собирать и анализировать учебно-педагогическую информацию, осуществлять контроль, делать выводы, необходимые для дальнейшего прогнозирования успешной работы. Выполнение должностных обязанностей требует от тьютора постоянного самосовершенствования и творческого поиска в педагогической и управленческой деятельности.

Рассмотрим должностные обязанности тьютора.

1. Вместе с координатором тьютор ОО осуществляет работу по необходимому направлению, выполняя следующие функции:

  • создание благоприятного морально-психологического климата в группе;
  • развитие, эффективное использование интеллектуального потенциала тьюторантов;
  • развитие сотрудничества с другими ОО.

2. Тьютор планирует учебно-воспитательную, методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта тьюторантов, предусматривая:

  • помощь тьюторанту в самообразовании;
  • методическую помощь тьюторантам (в первую очередь начинающим) в подготовке и реализации самостоятельной работы;
  • постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности тьюторской работы.

3. Тьютор организует учебно-воспитательную, методическую работу, включающую:

  • подготовку и проведение для тьюторантов открытых занятий, семинаров, индивидуальных и групповых консультаций, выставок, кон­курсов и т.п.;
  • организацию работы творческих групп;
  • комплектование, пропаганду среди педагогов библиотеки учебно-методической, пособий и т.п.;
  • своевременное оформление документации;
  • формирование и обобщение лучшего опыта работы тьюторантов по разным проблемам и направлениям.

4. Тьютор осуществляет контроль работы тьюторантов, состоящий:

  • в систематической проверке самостоятельной работы;
  • в посещении по графику занятий в группах;
  • в организации взаимодействия в работе тьюторанта с специалистами;
  • в регулярном проведении тьюторантами диагностики их знаний, умений, навыков (мониторинг);

Ответственность прямая: несет прямую ответственность за качество подготовки педагогов ПО.

Ответственность косвенная: несет косвенную ответственность за качество учебных материалов, вместе с главным тьютором несет ответственность за конкурентоспособность своего курса (тьюториала в т.ч.).

При взаимодействии со специалистами тьютору также необходимо владеть умениями:

  • планировать общую (совместную) деятельность, самостоятельно развивать сотрудничество;
  • вступать во взаимодействие в различных ролях (ограничивающей, поддерживающей, развивающей), избегая деструктивного взаимо­действия;
  • проявлять в сотрудничестве с другими людьми доверие, толерант­ность, эмпатию, уважение прав и свобод человека, рефлексию.

Важным моментом деятельности тьютора является умение предположить ожидания педагогов. Среди них могут быть следующие:

  • справедливая и объективная оценка;
  • уважительное обращение с их работами;
  • объяснение и обоснование присуждённой оценки;
  • чёткие указания к тому, как они могут улучшить свои ответы в отношении конкретных вопросов и в целом;
  • воодушевление и ободрение в отношении их способностей и успехов;
  • конструктивная критика и советы;
  • возможность ответить, если есть желание;
  • своевременный ответ (то есть, прежде, чем следующее задание должно быть готово).

В этих условиях для тьютора очень важным становится владение техниками конструктивного общения: умение говорить на языке партнёра, подчёркивание значимости партнёра, проявление уважения к нему, подчёркивание общности, проявление интереса к проблемам партнёра. Именно владение техниками конструктивного общения позволяет выйти на субъект-субъектное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Критерии оценки:

  • соблюдение приоритета направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • качество раскрытия познавательных интересов учащегося;
  • успешность организации самостоятельной работы обучающихся;
  • степень проявления аналитико-рефлексивных, коммуникативных, организаторских и прагматических способностей;
  • качество самодиагностики.

Конкурсная документация:

  • личный тьюториал – 3–5 мин.;
  • анализ тьюториала в виде презентации (не более 20 слайдов);
  • материалы по самодиагностике (анкеты, анализ);
  • программа тьюторской деятельности с указанием целевой группы.

Технические требования к конкурсной документации:

  1. Видео должно быть загружено на http://www.youtube.com/, не должно иметь каких-либо ограничений к просмотру, в названии видео должны быть Ф.И.О. автора и через запятую – номер ОО и номинация.
  2. Название презентации (не более 20 слайдов) также должно соответствовать Ф.И.О. автора, например: Иванов И.И.ppt.
  3. Текст оформляется в редакторе MS Word, шрифт Times New Roman, 14.
  4. Страницы каждого документа должны иметь сквозную нумерацию.

Пример: Иванов Иван Иванович, ГБОУ ШКОЛА № 1234, «Я – тьютор»

14 кегль, интервал полуторный (в таблицах, графиках, картинках допускаются иные параметры).

Принимаются фотографии и рисунки только высокого разрешения.

Презентация эксперта Межрегиональной тьюторской ассоциации, Доцента кафедры педагогики Института Детства ФГБОУ ВПО МПГУ, к.п.н. Тёрова Андрея Александровича