8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Понедельник, 20 Январь 2014 12:34

Рекомендации участникам номинации «Директор школы – это я»

Рекомендации по созданию программы развития образовательной организации

Программа развития образовательной организации (далее – ПРОО) наравне с образовательной программой, программой по конкретной учебной дисциплине, программой нравственно-патриотического воспитания учащихся и др. относится к документации, отражающей комплексно-целевое программирование на уровне образовательной организации.

Программа развития, как правило, является государственно-общественным документом, результатом соглашения основных участников образовательного процесса. Решение о начале разработки ПРОО принимается после осознания руководителем и педагогическим коллективом необходимости выбора стратегии системных изменений и преобразований в школе. Важнейшим субъектом программы развития выступают школьные органы государственно-общественного управления – управляющие советы.

 ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОО

  1. В отличие от традиционного плана работы образовательной организации ПРОО имеет стратегический характер и направлена на решение комплексных, существенных задач, предопределяющих общие направления жизнедеятельности учреждения и школьного сообщества.
  2. В ПРОО ярко выражена инновационная направленность (план же работы уделяет внимание вопросам обеспечения стабильности текущего функционирования). Инновации призваны нести структурные изменения и давать возможность определить новый статус организации.
  3. ПРОО прогностична – направлена на будущее, на реализацию не только актуальных, но и перспективных, ожидаемых, прогнозируемых образовательных потребностей, социального заказа на образование.
  4. В отличие от концепции развития, которая не обязательно предполагает наличие конкретного плана действий, ПРОО отличается чёткостью, ясностью, конкретностью и определенностью.
  5. ПРОО является описанием областей ожидаемых позитивных изменений в образовательной организации.
  6. ПРОО основывается на анализе и выявлении объективных проблем, испытываемых участниками образовательного процесса.
  7. Важнейшим элементом ПРОО являются ресурсы и средства достижения целей и результатов.
  8. Понятная связь между предполагаемыми результатами развития и ресурсами их достижения является непременным условием прозрачности и реалистичности программы.

 ОБЩАЯ ЦЕЛЬ разработки и реализации ПРОО – обеспечение достижения нового качества образования.

ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  1. определить и описать место образовательной организации в системе социальных связей и взаимодействий и выявить достигнутый уровень жизнедеятельности школы;
  2. определить и описать образ желаемого будущего состояния образовательной организации, её структуру и функционирование;
  3. определить и описать стратегию и тактику перехода организации из существующего в новое, желаемое состояние, разработать план такого перехода.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗНИТСЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ЧИНОВНИКОВ, УЧЁНЫХ, СПЕЦИАЛИСТОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

 БАЗОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОГРАММЫ:

  • краткая аннотация // паспорт программы (в паспорте отражается название ОО, тема программы, перечень документов нормативно-правовой базы, на основании которых строится программа развития);
  • информационная справка об образовательной организации;
  • аналитическое обоснование:

анализ состояния и прогноз тенденций изменения значимой для организации внешней социальной среды и адресуемого организации социального заказа;

анализ и оценка достижений, передового опыта, конкурентных преимуществ организации за период, предшествовавший нынешнему инновационному циклу развития;

анализ и оценка инновационной обстановки в организации, потенциала коллектива, точек роста и рисков;

проблемно-ориентированный анализ состояния организации, ключевые проблемы и их причины.

  • концептуально-прогностическая часть:

концепция желаемого будущего состояния организации;

планируемые новшества, за счёт которых решаются проблемы;

первичный прогноз восприятия возможных новшеств в образовательном сообществе, возможного сопротивления изменениям.

  • стратегия и тактика перехода (перевода) ОО в новое состояние:

описание конкретной цели образовательной организации на первых шагах цикла развития (цель должна быть достижимой и измеримой);

стратегия перехода, основные направления, этапы, задачи осуществления инноваций и ожидаемые результаты;

конкретный (тактический и оперативный) план действий по реализации программы;

выбор средств, методов достижения целей;

определение критериев и индикаторов проверки уровня достижения результатов, механизмов фиксации выполнения (или не выполнения) программы;

процедуры корректировки программы.

  • ресурсное обеспечение программы (финансовые, кадровые, материально-технические и др. ресурсы);
  • приложения;
  • экспертиза программы.

 ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОКУМЕНТА

  1.  Программа развития образовательной организации должна быть минимизирована по объему (не более 25 печатных страниц с учетом таблиц, диаграмм, графиков).
  2. Названия файлов (программа и презентация) должны соответствовать фамилии автора программы, например: Иванов.doc.
  3. Оформление текста в редакторе MS Word, шрифт Times New Roman,14 кегль, интервал полуторный (в таблицах, графиках, картинках допускаются иные параметры).
  4. Страницы должны иметь сквозную нумерацию, начиная со второй (на титульном листе номер не ставится).

 

P.S. Дополнительно можно ознакомиться со статьёй А.И.Моисеева «Программа развития образовательного учреждения» (ж. «Практика административной работы в школе», 2003, № 7).

 ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Программа развития", Алимовой Татьяны Григоревны, земестителя директора по воспитательной работе Центра образования № 147

 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ КОНКУРСНЫХ МАТЕРИАЛОВ

  1.  Полнота выявления комплекса проблем в образовательной организации (актуальность предложенной программы для конкретной организации).
  2. Прогностичность самостоятельно разработанного варианта программы (отражение в планируемых действиях не только сегодняшних, но и будущих требований к ОО в условиях модернизации).
  3. Целостность программы (полнота действий, планируемых для достижения поставленных задач, согласованность связей между ними).
  4. Реалистичность реализации программы.
  5. Потенциальная эффективность предложенных мер.
  6. Наличие системы контроля качества и результативности реализации проекта.
  7. Чувствительность программы к сбоям.
  8. Культура оформления текста программы развития.
  9. Культура оформления презентации.
  10. Самостоятельность работы (проверка на антиплагиат).

Ответственный: Каменский Михаил Александрович, методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ