8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Среда, 09 Сентябрь 2015 13:22

Положение о Московском городском конкурсе музыкального исполнительского творчества учащихся «Фейерверк созвучий»

fs1 1Положение

о Московском городском конкурсе

музыкального исполнительского творчества учащихся

«ФЕЙЕРВЕРК СОЗВУЧИЙ»

в рамках Городского фестиваля детского и юношеского творчества

«Эстафета искусств – 2016»

1. Общие положения

В основу реформирования современной системы образования Российской Федерации положен принцип приоритета личности ученика. Именно специфику личности современного школьника отражает деятельностный подход, заложенный во ФГОС, учитывающий психологическую особенность современных детей и подростков – активное практическое познание мира.

Говоря о музыкальном образовании, традиционно можно выделить два вида наиболее доступной и популярной практической деятельности школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности: вокально-хоровое и коллективное инструментальное музицирование.

1.1. Московский городской конкурс музыкального исполнительского творчества учащихся «Фейерверк созвучий» (далее – Конкурс) – социально значимое мероприятие, направленное на пропаганду доступных и популярных видов музыкальной практической деятельности учащихся общеобразовательных организаций – хорового пения и коллективного музицирования на шумовых и простейших мелодических музыкальных инструментах.

1.2. Настоящее Положение утверждает порядок организации и проведения Конкурса, порядок участия и определение победителей Конкурса.

1.3. Учредитель Конкурса:

ГБОУ Городской методический центр Департамента образования города Москвы.

1.4. Операторы номинаций Конкурса:

– ГБОУ ЦТР и МЭО «Радость» – номинация «Каждый класс – хор!»;

– ГБОУ «Гимназия № 2200» – номинация «В кругу фольклора».

1.5. Организационно-методическое сопровождение Конкурса:

– ГБОУ Городской методический центр Департамента образования города Москвы;

– ГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» (кафедра ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни» музыкального факультета).

1.6. Учредитель Конкурса определяет состав Оргкомитета (Приложение № 1).

1.7. Оргкомитет Конкурса формирует состав Жюри направлений Конкурса (Приложение № 2). Итоги Конкурса подводятся Оргкомитетом на основании протоколов заседания Жюри. Оргкомитет не комментирует решение Жюри и не может изменить его.

1.8. Основные номинации Конкурса:

  • «Каждый класс – хор!»;
  • «В кругу фольклора»;
  • «Свирель поёт».

2. Цель и задачи Конкурса

2.1. Цель:

  • развитие культуры музыкальной исполнительской деятельности учащихся образовательных организаций города Москвы с общим и углублённым уровнем изучения предметной области «Искусство».

2.2. Задачи:

  • способствовать формированию духовной культуры личности учащихся через освоение и исполнение лучших образцов народной, классической и современной музыки;
  • привлечь детей и подростков к освоению и исполнению высокохудожественного вокально-хорового и инструментального репертуара в рамках формирования основ музыкальной культуры и развития интереса к занятиям музыкой;
  • стимулировать интерес учащихся к национальному и зарубежному народному и классическому музыкальному наследию;
  • создать условия для самореализации обучающихся, повышения их творческой активности;
  • выявить музыкально одарённых обучающихся, стимулировать их совершенствование в рамках музыкально-исполнительской деятельности;
  • способствовать распространению эффективных методик и практик учителей музыки образовательных организаций города Москвы в области вокально-хорового и инструментального образования учащихся, повышение их профессионального мастерства.

3. Участники Конкурса

3.1. Участниками Конкурса являются обучающиеся образовательных организаций начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования детей.

3.2. Конкурс проводится среди учащихся трёх возрастных групп:

1-я возрастная группа – обучающиеся 1–4-х классов;

2-я возрастная группа – обучающиеся 5–8-х классов;

3-я возрастная группа – обучающиеся 9–11-х классов

по трем ступеням:

1-я ступень – образовательные организации основного общего образования;

2-я ступень – образовательные организации с углублённым изучением предметов области «Искусство» (музыка);

3-я ступень – образовательные организации, реализующие программы профильного обучения (музыка).

3.3. К участию в Конкурсе допускаются хоровые и инструментально-хоровые коллективы под руководством учителя музыки (для 1-й ступени), учителя музыки или хормейстера (для 2-й ступени), хормейстера в сопровождении концертмейстера (для 3-й ступени).

3.4. Коллективы 1–2-й ступеней исполняют конкурсную программу с инструментальным сопровождением в исполнении учителя (фортепиано и др. – не электронный инструмент, которым владеет педагог). Коллективы 3-й ступени поют под руководством хормейстера в сопровождении концертмейстера.

4. Порядок проведения Конкурса и требования к конкурсному репертуару

4.1. Номинация «Каждый класс – хор!»:

4.1.1. Конкурс проводится в 3 этапа:

I этап – школьный.

Сроки проведения: 14–19 декабря 2015 года.

На II этап Конкурса допускаются хоровые коллективы, занявшие первые позиции в рейтинговых списках участников I этапа конкурса (по одному коллективу от образовательной организации общего образования и по два коллектива от образовательных организаций углублённого и профильного образования).

Победителям школьного этапа Конкурса необходимо пройти электронную регистрацию в период с 11 по 31 января 2016 года по адресу, который будет указан на методическом пространстве «Музыка» сайта ГБОУ ГМЦ ДОгМ.

II этап – окружной.

Сроки проведения: 15, 17, 18, 22, 24, 25 марта 2016 года.

График проведения окружного этапа конкурса будет сформирован по завершении регистрации коллективов.

III этап – городской.

Сроки проведения: 21, 22 апреля 2016 года.

Гала-концерт победителей конкурса состоится 26 апреля 2016 года.

4.1.2. К участию в конкурсе допускаются коллективы с репертуаром, соответствующим теме конкурса. Тема конкурса изменяется ежегодно. Тема 2015–2016 учебного года – «Моя песня».

4.1.3. Репертуар должен соответствовать возрасту участников коллектива. Для хоров 1–2-й ступеней репертуар состоит из двух разнохарактерных произведений:

  • классическое произведение русского или зарубежного композитора в переложении для детского / юношеского хора;
  • песня одного из композиторов (Г.И. Гладков, А.С. Зацепин, М.Л. Таривердиев) в переложении для детского / юношеского хора.

Репертуар участников 3-й ступени дополняется хоровым произведением одного из композиторов (С.С. Прокофьев, С.И. Танеев, Д.Д. Шостакович).

4.2. Номинация «В кругу фольклора»:

4.2.1. Конкурс проводится в 3 этапа:

I этап – школьный.

Сроки проведения: 14–19 декабря 2015 года.

На II этап Конкурса допускаются коллективы, занявшие первые позиции в рейтинговых списках участников I этапа Конкурса (по одному коллективу от образовательной организации общего образования и по два коллектива от образовательных организаций углублённого и профильного образования).

Победителям школьного этапа Конкурса необходимо пройти электронную регистрацию в период с 11 по 31 января 2016 года по адресу, который будет указан на методическом пространстве «Музыка» сайта ГБОУ ГМЦ ДОгМ.

II этап – окружной.

Сроки проведения: 9–11 марта 2016 года.

График проведения окружного этапа конкурса будет сформирован по завершении регистрации коллективов.

III этап – городской.

Срок проведения: 15 апреля 2016 года.

4.2.2. К участию в Конкурсе допускаются коллективы с репертуаром, соответствующим направлению конкурса: подлинная народная песня, исполняемая без инструментального сопровождения или с сопровождением народных (шумовых и мелодических) инструментов. В роли аккомпаниатора может выступить педагог и/или учащиеся.

4.2.3. Представленный репертуар должен соответствовать возрасту участников коллектива. Для коллективов 1–2-й ступеней состоит из двух разнохарактерных произведений (одного или разных жанров).

Репертуар участников 3-й ступени дополняется исполнением подлинного этнического произведения.

4.3. Номинация «Свирель поёт».

4.3.1. Конкурс проводится в 3 этапа:

I этап – школьный.

Сроки проведения: 14–19 декабря 2015 года.

На II этап Конкурса допускаются коллективы, занявшие первые позиции в рейтинговых списках участников I этапа Конкурса (по одному коллективу от образовательной организации общего образования и по два коллектива от образовательных организаций углубленного и профильного образования).

Победителям школьного этапа Конкурса необходимо пройти электронную регистрацию в период с 11 по 31 января 2016 года по адресу, который будет указан на методическом пространстве «Музыка» сайта ГБОУ ГМЦ ДОгМ.

II этап – окружной.

Сроки проведения: 9–11 марта 2016 года.

График проведения окружного этапа Конкурса будет сформирован по завершении регистрации коллективов.

III этап – городской.

Срок проведения: 15 апреля 2016 года.

4.3.2. Участие в Конкурсе принимают ансамбли свирелей образовательных организаций 1–2-й ступеней.

4.3.3. Коллективы представляют два разнохарактерных произведения, соответствующих возрасту учащихся:

  • народная песня в переложении для ансамбля свирелей с сопровождением или без сопровождения;
  • произведение одного из композиторов-песенников (Г.И. Гладков, А.С. Зацепин, М.Л. Таривердиев) в переложении для голоса и ансамбля свирелей или только для ансамбля с сопровождением.

Третье произведение является общим для всех коллективов – «Песня о медведях» А.С. Зацепина и исполняется сводным ансамблем участников городского этапа Конкурса на церемонии награждения.

5. Критерии оценивания конкурсных выступлений

5.1. Оценивание конкурсных выступлений в номинации «Каждый класс – хор!» осуществляется по следующим критериям:

  • соответствие исполняемого репертуара теме Конкурса и возрасту участников хора;
  • художественные достоинства представленной конкурсной программы;
  • интонационная осмысленность и выразительность исполнения;
  • чистота строя, ансамбль, владение дыханием, единой манерой звукообразования, навыками двух- (трехголосного)[1] пения;
  • соблюдение жанровых и стилевых особенностей произведения;
  • артистизм и оригинальность исполнения конкурсной программы;
  • внешний вид исполнителей.

5.2. Оценивание конкурсных выступлений в номинации «В кругу фольклора» осуществляется по следующим критериям:

  • соответствие исполняемого репертуара направлению Конкурса и возрасту участников хора;
  • художественные достоинства представленной конкурсной программы;
  • техника, интонационная осмысленность и выразительность исполнения;
  • чистота строя, ансамбль, владение дыханием, единой манерой звукообразования, навыками двух- (трехголосного)* пения;
  • соблюдение жанровых и стилевых особенностей произведения;
  • артистизм и оригинальность исполнения конкурсной программы;
  • внешний вид исполнителей (коллективы 1–2-й ступеней должны иметь элементы народного костюма, коллективы 3-й ступени должны иметь народные костюмы и обувь (этнографические или их сценические копии), соответствующие исполняемому репертуару);
  • раскрытие песенно-танцевальных традиций конкретного региона РФ или народа мира, воспроизведение диалектных и музыкально-стилевых особенностей, дающих представление о богатстве и самобытности традиций народной культуры избранного народа (региона).

5.3. Оценивание конкурсных выступлений в номинации «Свирель поёт» осуществляется по следующим критериям:

  • соответствие репертуара возрасту и уровню готовности учащихся, тематике и требованиям конкурса;
  • интонационная чистота строя и ансамблевость звучания;
  • соблюдение жанровых особенностей произведения;
  • оригинальность трактовки произведения, яркость и артистизм исполнения композиции;
  • внешний вид исполнителей.

6. Подведение итогов Конкурса

В соответствии с решением Жюри участникам могут быть присвоены звания:

– Лауреата I степени;

– Лауреата II степени;

– Лауреата III степени;

– Дипломанта конкурса.

Приложение 1

 

Оргкомитет Конкурса:

1. Лебедева Марианна Владимировна – директор ГБОУ Городского методического центра ДОгМ;

2. Анисимов Павел Васильевич – декан музыкального факультета МПГУ, профессор кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования, доцент, кандидат педагогических наук;

3. Жданова Татьяна Арамовна – директор ГБОУ Центра творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость»;

4. Маркова Екатерина Николаевна – директор ГБОУ «Гимназия № 2200»;

5. Кузнецова Елена Валерьевна – заместитель директора ГБОУ Городского методического центра ДОгМ;

6. Чуракова Лариса Геннадьевна – методист ГБОУ Городского методического центра ДОгМ.


[1] * Для коллективов 3-й ступени.

Скачать Положение о конкурсе «Фейерверк созвучий» можно по ссылке.

Контактное лицо: Чуракова Лариса Геннадьевна, методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ.

Телефон: 8 (495) 912-42-50, доб. 107.