1. Общие положения
В основу реформирования современной системы образования Российской Федерации положен принцип приоритета личности ученика. Именно специфику личности современного школьника отражает деятельностный подход, заложенный во ФГОС, учитывающий психологическую особенность современных детей и подростков – активное практическое познание мира.
Говоря о музыкальном образовании, традиционно можно выделить два вида наиболее доступной и популярной практической деятельности школьников на уроках музыки и внеурочных занятиях: вокально-хоровое и коллективное инструментальное музицирование. Также следует отметить важность коммуникативной стороны обучения музыке: обучающиеся ведут диалог с музыкальными произведениями и между собой, делясь впечатлениями и знаниями.
1.1. Московский городской конкурс музыкального и речевого исполнительского творчества учащихся «Фейерверк созвучий» (далее – Конкурс) – социально значимое мероприятие, направленное на пропаганду доступных и популярных видов музыкальной практической деятельности учащихся общеобразовательных организаций – хорового пения и коллективного музицирования на шумовых и простейших мелодических музыкальных инструментах, а также на формирование умения выражать свои мысли и чувства, обусловленные восприятием музыкальных произведений, в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка».
1.2. Настоящее Положение утверждает порядок организации и проведения Конкурса, порядок участия и определение победителей Конкурса.
1.3. Учредители Конкурса:
Государственное бюджетное образовательное учреждение Городской методический центр Департамента образования города Москвы (далее – ГБОУ ГМЦ ДОгМ);
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центр творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (далее – ГБОУ ДО ЦТР и МЭО «Радость») – оргкомитет Московской городской комплексной целевой программы воспитания молодёжи «Поют дети Москвы».
1.4. Операторы номинаций Конкурса:
ГБОУ ГМЦ ДОгМ, ГБОУ ДО ЦТР и МЭО «Радость» – номинации «Каждый класс – хор!», «Свирель поёт», «Поют кадеты»;
ГБОУ ГМЦ ДОгМ, ГБОУ Гимназия № 2200 – номинация «В кругу фольклора»;
ГБОУ ГМЦ ДОгМ – номинация «Музыка слова».
1.5. Организационно-методическое, техническое и информационное сопровождение Конкурса:
ГБОУ Городской методический центр Департамента образования города Москвы.
1.6. Учредитель Конкурса определяет состав Оргкомитета (Приложение 1).
1.7. Оргкомитет Конкурса формирует состав Жюри по направлениям Конкурса. В состав Жюри входят педагоги музыкально-образовательных учреждений, видные общественные деятели искусства и культуры России. Жюри каждой конкурсной номинации формируется отдельно и его состав будет объявлен дополнительно.
1.8. Основные номинации Конкурса:
- «Каждый класс – хор!»;
- «В кругу фольклора»;
- «Свирель поёт»;
- «Поют кадеты»;
- «Музыка слова».
1.9. Символика Конкурса «Фейерверк созвучий»:
1.9.6. Использование официальных логотипов Конкурса и его номинаций обязательно на всех этапах проведения данного мероприятия.
1.9.7. Информация о проведении Конкурса размещается на официальном сайте ГБОУ ГМЦ ДОгМ (www.mosmetod.ru).
2. Цель и задачи Конкурса
2.1. Цель:
- развитие культуры музыкальной исполнительской деятельности и коммуникативной компетенции учащихся образовательных организаций города Москвы с общим и углублённым уровнем изучения предметной области «Искусство».
2.2. Задачи:
- способствовать формированию духовной культуры личности обучающихся через освоение и исполнение лучших образцов народной, классической и современной музыки;
- привлечь детей и подростков к освоению и исполнению высокохудожественного вокально-хорового и инструментального репертуара в рамках формирования основ музыкальной культуры и развития интереса к занятиям музыкой;
- стимулировать интерес обучающихся к национальному и зарубежному народному и классическому музыкальному наследию;
- создать условия для самореализации обучающихся, повышения их творческой активности;
- выявить музыкально одаренных обучающихся, стимулировать совершенствование их музыкально-исполнительской деятельности;
- способствовать распространению эффективных методик и практик учителей музыки образовательных организаций города Москвы в области вокально-хорового, инструментального и в целом музыкального образования обучающихся, повышению их профессионального мастерства;
- способствовать формированию коммуникативной компетенции обучающихся в области создания и исполнения текстов как части личностных и метапредметных результатов обучения;
- совершенствовать навык музыкальной исполнительской деятельности в сочетании со строевым шагом у воспитанников кадетских классов общеобразовательных организаций и профильных учебных заведений;
- формировать самостоятельность мышления и оценки учащихся по отношению к мировой музыкальной культуре.
3. Участники Конкурса
3.1. Участниками Конкурса являются обучающиеся государственных, муниципальных и частных общеобразовательных организаций, обучающиеся организаций среднего профессионального образования, реализующих программы общего образования Российской Федерации, в том числе дети-инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.
3.2. Конкурс проводится среди учащихся трех возрастных групп:
1-я группа – обучающиеся 1–4-х классов;
2-я группа – обучающиеся 5–8-х классов;
3-я группа – обучающиеся 9–11-х классов и организаций среднего профессионального образования.
3.3. Музыкальные коллективы делятся на две ступени в зависимости от уровня представляемой образовательной организации:
1-я ступень участников представлена музыкальными коллективами и солистами (отдельными участниками) из образовательных организаций основного общего образования.
Музыкальные (хоровые и инструментально-хоровые) коллективы 1-й ступени исполняют конкурсную программу с инструментальным сопровождением учителем музыки (фортепиано и другой не электронный инструмент, которым владеет педагог). Использование готовых (записанных) фонограмм, аккомпанементов и концертмейстера не допускается.
2-я ступень участников представлена хоровыми и инструментально-хоровыми коллективами из образовательных организаций с углублённым изучением предметов области «Искусство» (музыка).
Участники данной ступени Конкурса исполняют конкурсную программу под руководством учителя музыки (хормейстера) с инструментальным сопровождением концертмейстера.
4. Порядок проведения Конкурса
4.1. Конкурс проводится в три этапа:
I этап – школьный;
II этап – межрайонный (отборочный тур);
III этап – городской (финал).
4.1.1. Школьный этап. Сроки проведения: декабрь 2016 года.
На данном этапе соревнуются классные хоры внутри образовательной организации. Образовательная организация (комплекс) имеет право выставить на следующий этап конкурса не более двух коллективов (участников) в каждой номинации.
Победителям школьного этапа конкурса необходимо пройти электронную регистрацию в период с 16 по 31 января 2017 года по адресу, который будет указан на методическом пространстве «Музыка» сайта ГБОУ ГМЦ ДОгМ. В заявке обязательно перечисляются все коллективы, принявшие участие в школьном этапе конкурса, с указанием их положения в школьном конкурсном рейтинге (победитель, призёр, участник).
Образец заявки для электронной регистрации представлен в Приложении 2.
На всех этапах Конкурса не подлежат рассмотрению заявки / работы, поданные с нарушением сроков представления или требований к их оформлению.
4.1.2. Межрайонный этап (отборочный тур). Сроки проведения: февраль-март 2017 года.
Сроки проведения и графики конкурсных выступлений межрайонного этапа определяются учредителем Конкурса с учётом возрастных групп и ступеней образования по истечении 14 дней после завершения приёма заявок и размещаются на сайте ГБОУ ГМЦ ДОгМ.
Для участников Конкурса в номинации «Музыка слова» данный этап проводится заочно. При онлайн-регистрации конкурсанты прикрепляют текст работы, соответствующий требованиям. В финале конкурсных испытаний все авторы получат возможность очного устного представления собственных произведений членам жюри.
К участию в финальном этапе Конкурса допускаются участники, занявшие первые строчки в рейтинговых позициях межрайонного этапа (не более 20% от общего количества участников).
4.1.3. Городской этап (финал). Сроки проведения: апрель 2017 года.
Сроки проведения и графики конкурсных выступлений финального этапа Конкурса определяются учредителем с учётом возрастных групп, ступеней образования и номинаций в течение 14 дней после завершения конкурсных испытаний отборочного этапа.
Победителями каждой номинации являются три коллектива (участника), занявшие первые строки в рейтинговых позициях городского этапа. Призёрами каждой номинации считаются три коллектива, занявшие следующие три строки рейтинга за победителями.
4.2. Гала-концерт победителей конкурса состоится в апреле 2017 года.
Участниками концерта являются победители и призёры всех номинаций конкурса. Участники городского этапа конкурса приглашаются на данный концерт в составе сводного хора.
5. Требования к конкурсному репертуару
5.1. К участию в конкурсе допускаются коллективы с репертуаром, соответствующим теме конкурса. Тема конкурса изменяется ежегодно. Тема 2016–2017 учебного года – «Классика в потоке времени».
5.2. Репертуар должен соответствовать возрасту участников коллектива и ступени образования.
5.2.1. Номинация «Каждый класс – хор!»
5.2.1.1. Для хоров 1-й ступени репертуар состоит из двух разнохарактерных произведений:
- классическое произведение русского (зарубежного) композитора в переложении для детского / юношеского хора;
- произведение зарубежного (русского) композитора XX–XXI в. в переложении для детского / юношеского хора.
5.2.1.2. Хоры 2-й ступени исполняют три произведения:
- классическое произведение русского (зарубежного) композитора в переложении для детского / юношеского хора;
- произведение зарубежного (русского) композитора XX–XXI вв. в переложении для детского / юношеского хора;
- песня о Москве.
5.2.1.3. Хоровые коллективы – победители в данной номинации приглашаются к участию в XV Московском международном детско-юношеском хоровом фестивале «Звучит Москва», посвящённом 870-летию Москвы.
В репертуаре хоровых коллективов 1-й ступени изменяется одно произведение из представленных ранее. Также можно дополнить программу третьим произведением – песней о Москве.
Репертуар хоровых коллективов 2-й ступени состоит из двух произведений, представленных ранее (одно из которых о Москве), и одного нового.
Конкурсные мероприятия будут проходить в мае 2017 года.
5.2.2. Номинация «В кругу фольклора»
5.2.2.1. Коллективы 1-й ступени исполняют два народных произведения разного характера и жанра:
- традиционная народная песня, исполняемая без инструментального сопровождения или с сопровождением народных (шумовых и мелодических) инструментов. В роли аккомпаниатора выступает педагог и/или учащиеся;
- народная песня в обработке (аранжировке) любого стиля. Исполняется с любым инструментальным сопровождением (фонограмма не допускается).
5.2.2.2. Коллективы 2-й ступени исполняют два традиционных народных произведения разного характера и жанра. Песни исполняются без инструментального сопровождения или с сопровождением народных (шумовых и мелодических) инструментов. В роли аккомпаниатора выступает педагог, концертмейстер и/или учащиеся.
5.2.2.3. Третье произведение, обязательное для исполнения коллективами 2-й ступени в 2016–2017 учебном году, – народная песня о Москве.
5.2.2.4. Фольклорные коллективы – победители в данной номинации приглашаются к участию в XV Московском международном детско-юношеском хоровом фестивале «Звучит Москва», посвящённом 870-летию Москвы.
Конкурсные мероприятия будут проходить в мае 2017 года.
5.2.3. Номинация «Свирель поёт»
5.2.3.1. Участники данной номинации исполняют два разнохарактерных произведения:
- народная песня в переложении для детского/юношеского хора и/или ансамбля свирелей с сопровождением или без сопровождения;
- произведение зарубежного (русского) композитора XX–XXI в. в переложении для детского/юношеского хора и/или ансамбля свирелей с сопровождением или без сопровождения.
5.2.3.2. На школьном и межрайонном этапах произведения исполняются только с инструментальным сопровождением учителя. Коллективы, принимающие участие в городском этапе Конкурса, одно из произведений могут исполнить под фонограмму. Фонограммы в формате mp3 высылаются Учредителю Конкурса сразу после объявления результатов отборочного этапа, не позднее, чем за 3 дня до проведения финала.
5.2.3.3. Третье произведение, общее для всех коллективов, – песня В. Соловьёва-Седого на слова М. Матусовского «Подмосковные вечера». Исполняется участниками городского этапа Конкурса и сводным составом на Гала-концерте победителей и призёров Конкурса.
5.2.3.4. Ансамбли свирелей – победители в данной номинации могут быть приглашены к участию в XVМосковском международном детско-юношеском хоровом фестивале «Звучит Москва», посвящённом 870-летию Москвы.
Конкурсные мероприятия будут проходить в мае 2017 года.
5.2.4. Номинация «Поют кадеты»
5.2.4.1. Участники данной номинации исполняют два разнохарактерных произведения:
- классическое или народное произведение в переложении для детского/юношеского хора;
- строевая песня класса.
5.2.4.2. Одно произведение исполняется с инструментальным сопровождением учителя или собственным аккомпанементом на мелодических и/или шумовых музыкальных инструментах, второе – a’capella.
5.2.4.3. Одно произведение исполняется статично, второе – с фигурным перестроением на сцене, демонстрируя навыки строевой подготовки.
5.2.4.4. Третье произведение, общее для всех коллективов, – русская народная песня на слова Н. Шатрова «Грянул внезапно гром над Москвою». Исполняется участниками городского этапа Конкурса и сводным составом на Гала-концерте победителей и призёров Конкурса.
5.2.4.5. Хоры кадетов – победители в данной номинации могут быть приглашены к участию в XV Московском международном детско-юношеском хоровом фестивале «Звучит Москва», посвящённом 870-летию Москвы.
Конкурсные мероприятия будут проходить в мае 2017 года.
5.2.5. Номинация «Музыка слова»
5.2.5.1. Тема конкурсных работ 2016–2017 учебного года, посвящённых музыкальным страницам истории Москвы «И льётся музыкою слово».
5.2.5.2. Текст конкурсной работы представляется в прозаической или поэтической формах. Выбор жанра конкурсной работы участник Конкурса осуществляет самостоятельно.
5.2.5.3. Требования к оформлению письменной работы:
- чёрный цвет шрифта;
- текст набран 14 кеглем шрифта Times New Roman;
- междустрочный интервал 1,15;
- выравнивание по ширине (за исключением заголовка текста и стихотворных работ). Стихотворный текст набирается с выравниванием по левому краю;
- поля: верхнее, нижнее, левое – 2 см, правое – 1,5 см;
- оформленная работа должна содержать данные автора (Ф.И.О., класс, ОО, Ф.И.О. учителя), название и собственно авторский текст. Образец оформления работы представлен в Приложении 3.
5.2.5.4. Объём конкурсных работ:
1–4-й класс – 1 страницы прозаического текста или 3 строфы поэтического текста;
5–9-й класс – 1–2 страницы прозаического текста или 4 строфы поэтического текста;
10–11-й класс и обучающиеся организаций среднего профессионального образования – 2 страницы прозаического текста или 5–6 строф поэтического текста.
5.2.5.5. Победители заочного (отборочного) этапа приглашаются к выступлению на очном (финальном) этапе Конкурса.
В рамках финального этапа участник представляет свою работу декламационно. Текст работы представляется наизусть. Приветствуется использование музыкального сопровождения.
В качестве музыкального сопровождения выступления оратора могут быть использованы: исполнение музыкальных произведений самим участником, исполнение музыкального сопровождения учителем музыки (концертмейстером), фонограмма.
Фонограммы в формате mp3 высылаются Учредителю Конкурса сразу после объявления результатов отборочного этапа, не позднее чем за 3 дня до проведения финала.
5.2.5.6. Устное выступление участника финального этапа не должно превышать трёх минут для 1-й возрастной группы, шести минут – для 2-й и 3-й возрастных групп.
5.2.5.7. Победители в данной номинации могут быть приглашены к участию в XV Московском международном детско-юношеском хоровом фестивале «Звучит Москва», посвящённом 870-летию Москвы.
Конкурсные мероприятия будут проходить в мае 2017 года.
6. Критерии оценивания конкурсных выступлений
6.1. Оценивание конкурсных выступлений в номинации «Каждый класс – хор!» осуществляется по следующим критериям:
- соответствие исполняемого репертуара теме конкурса и возрасту участников хора;
- художественные достоинства представленной конкурсной программы;
- интонационная осмысленность и выразительность исполнения;
- чистота строя, ансамбль, владение дыханием, единой манерой звукообразования, навыками двухголосного пения (коллективы 1-й ступени – со второго года обучения, коллективы 2-й ступени – с первого года обучения) и трёхголосного пения (коллективы 2-й ступени – со второй возрастной группы);
- соблюдение жанровых и стилевых особенностей произведения;
- артистизм и оригинальность исполнения конкурсной программы;
- внешний вид исполнителей.
6.2. Оценивание конкурсных выступлений в номинации «В кругу фольклора» осуществляется по следующим критериям:
- соответствие исполняемого репертуара направлению конкурса и возрасту участников хора;
- художественные достоинства представленной конкурсной программы;
- техника, интонационная осмысленность и выразительность исполнения;
- чистота строя, ансамбль, владение дыханием, единой манерой звукообразования, навыками двухголосного пения (коллективы 1-й ступени – со второго года обучения, коллективы 2-й ступени – с первого года обучения) и трёхголосного пения (коллективы 2-й ступени – со второй возрастной группы);
- соблюдение жанровых и стилевых особенностей произведения;
- артистизм и оригинальность исполнения конкурсной программы;
- внешний вид исполнителей (коллективы 1-й ступени должны иметь элементы народного костюма, коллективы 2-й ступени должны иметь народные костюмы и обувь (этнографические или их сценические копии), соответствующие исполняемому репертуару);
- раскрытие песенно-танцевальных традиций конкретного региона РФ или народа мира, воспроизведение диалектных и музыкально-стилевых особенностей, дающих представление о богатстве и самобытности традиций народной культуры избранного народа (региона).
6.3. Оценивание конкурсных выступлений в номинации «Свирель поёт» осуществляется по следующим критериям:
- соответствие репертуара возрасту и уровню готовности учащихся, тематике и требованиям конкурса;
- интонационная чистота строя и ансамблевость инструментального и хорового звучания;
- соблюдение жанровых особенностей произведения;
- оригинальность трактовки произведения, яркость и артистизм исполнения композиции;
- внешний вид исполнителей;
- раскрытие песенных традиций конкретного региона РФ или народа мира, воспроизведение музыкально-стилевых особенностей, дающих представление о традициях музыкальной культуры избранного народа (региона).
6.4. Оценивание конкурсных выступлений в номинации «Поют кадеты» осуществляется по критериям, предъявляемым к хоровому пению и к исполнению строевой песни при проведении строевых смотров:
- соответствие исполняемого репертуара теме конкурса и возрасту участников;
- художественные достоинства представленной конкурсной программы;
- ратная направленность содержания песни, наличие в ней идеи защиты Отечества, любви к военной службе, гордости принадлежностью к Вооруженным силам Российской Федерации, верности их славным боевым традициям;
- интонационная осмысленность и выразительность исполнения;
- уровень исполнения (знание личным составом текста песни, правильность мелодии, слитность звучания, отчётливость дикции, подготовленность запевал);
- соблюдение жанровых и стилевых особенностей произведения;
- соблюдение равнения, темпа движения и дисциплины строя, артистизм и оригинальность исполнения конкурсной программы;
- внешний вид исполнителей.
6.5.Оценивание конкурсных выступлений в номинации «Музыка слова» осуществляется по следующим критериям:
- соответствие содержания работы теме конкурса;
- формулировка темы работы и её раскрытие автором;
- соблюдение орфографических, грамматических, жанровых и стилистических норм русского языка на протяжении всей работы;
- композиция сочинения;
- авторское восприятие тематики и проблематики работы;
- артистизм исполнения и ораторские навыки чтеца;
- художественное и смысловое значения выбранного музыкального сопровождения (при его наличии);
- качество музыкального сопровождения;
- внешний вид исполнителей.
7. Подведение итогов Конкурса
7.1. Итоги межрайонного и городского этапов Конкурса подводятся Оргкомитетом на основании протоколов заседания Жюри. Оргкомитет не комментирует и не изменяет решение Жюри.
7.2. Итоги каждого этапа размещаются на сайте Городского методического центра в разделе «Конкурсы» методического пространства «Музыка» через 14 дней после завершения всех конкурсных прослушиваний каждого этапа.
7.3. Победителями Конкурса признаются участники, набравшие наибольшее количество баллов в каждой номинации.
7.4. В соответствии с решением Жюри победителям городского этапа Конкурса могут быть присвоены звания:
- лауреат I степени, лауреат II степени, лауреат III степени;
- дипломант I степени, дипломант II степени, дипломант III степени.
7.5. По итогам Конкурса Оргкомитет оставляет за собой право опубликовать лучшие работы участников, в том числе в сети Интернет.
Приложение 1
Состав Оргкомитета Конкурса
Председатели Оргкомитета Конкурса:
Лебедева Марианна Владимировна – директор ГБОУ ГМЦ ДОгМ;
Жданова Татьяна Арамовна – директор ГБОУ ДО ЦТР и МЭО «Радость».
Члены Оргкомитета Конкурса:
Аннушкин Владимир Иванович – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина;
Богдан Ирина Николаевна – учитель музыки Гимназии № 2200, художественный руководитель детского образцового коллектива фольклорного ансамбля «Крупица», почётный работник общего образования РФ – 2011 г., победитель конкурса «Грант Москвы» 2008, 2014 гг., обладатель Гран-при городского конкурса педагогов «Признание» 2012 г.;
Гвайта Татьяна Александровна – заслуженный учитель РФ, победитель конкурса «Грант Москвы», лауреат всероссийских и международных конкурсов, художественный руководитель детского образцового фольклорного ансамбля «Игранчики»;
Герасимов Александр Петрович – начальник Московского военно-музыкального училища, заслуженный артист РФ, кандидат педагогических наук, полковник;
Жаров Александр Михайлович – заслуженный работник культуры РФ, лауреат международных и всероссийских конкурсов, член Союза композиторов РФ, композитор;
Кузнецова Елена Валерьевна – заместитель директора ГБОУ ГМЦ ДОгМ;
Маркова Екатерина Николаевна – директор ГБОУ Гимназия № 2200;
Хлад Юрита Игоревна – лектор-методист авторской методики игры на свирели Э. Смеловой;
Царегородцева Лидия Ивановна – лауреат всероссийских и международных конкурсов, хормейстер ансамбля «Звонница» ВГТРК «России»;
Чуракова Лариса Геннадьевна – методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ.
Приложение 2
Таблица регистрации участников школьного этапа
Московского городского конкурса музыкального и речевого исполнительского творчества учащихся «Фейерверк созвучий»
Номинация «______________________________»
«Каждый класс – хор!», «В кругу фольклора», «Свирель поёт», «Поют кадеты»
Школа |
Округ |
Название коллектива |
Класс |
Ф.И.О. учителя |
Контакты |
Ф.И.О. концертмейстера |
Репертуар |
Результат школьного этапа |
Для участников 2-й ступени |
Номер телефона, адрес эл. почты |
Для участников 2-й ступени |
Автор, название |
Победитель Призёр Участник |
||||
Автор, название |
Пример
Номинация «Каждый класс – хор!»
«Каждый класс – хор!», «В кругу фольклора», «Свирель поёт», «Поют кадеты»
Школа |
Округ |
Название коллектива |
Класс |
Ф.И.О. учителя |
Контакты |
Ф.И.О. концертмейстера |
Репертуар |
Результат школьного этапа |
ГБОУ Школа № 111 |
ВАО |
- |
2 кл. |
Иванов Василий Иванович |
+79251234567 ivanov@mail.ru |
- |
В. Моцарт. Весна |
Победитель |
Ф. Лоу. Вальс |
||||||||
ГБОУ Школа № 111 |
ВАО |
- |
1 кл. |
Иванов Василий Иванович |
+79251234567 ivanov@mail.ru |
- |
В. Моцарт. Весна |
Призёр |
Ф. Лоу. Вальс |
||||||||
ГБОУ Школа № 111 |
ВАО |
- |
5 кл. |
Иванов Василий Иванович |
+79251234567 ivanov@mail.ru |
- |
В. Моцарт. Весна |
Участник |
Ф. Лоу. Вальс |
Номинация «Музыка слова»
Школа |
Округ |
Ф.И.О. учащегося |
Класс |
Ф.И.О. учителя |
Контакты |
Название работы |
Музыкальное сопровождение |
Результат школьного этапа |
Если есть |
Победитель Призёр Участник |
Приложение 3
Иванов Александр Иванович
3 «Б» класс
ГБОУ Школа № 4444
Учитель музыки: Васильева Марина Николаевна
Песнь веков на улицах Москвы
Ответственный за размещение информации: Чуракова Л. Г., методист ГМЦ ДОгМ.
Электронная почта: churakovalg@mosmetod.ru.