8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Четверг, 26 Сентябрь 2013 09:59

«Огненная дуга». Методические рекомендации для проведения занятий в 1-4 классах

С.И. Сабельникова,

зам. директора Городского методического центра

Департамента образования города Москвы

 

Л.Г. Ульяхина,

методист Городского методического центра

Департамента образования города Москвы

 

Идея занятия: Подвиг Советского народа на Огненной дуге принадлежит не только прошлому. Он живет в настоящем, в его уроках, доставшимся наследникам Великой Победы. Знание о подвиге на Курской дуге, память об этом событии — это основа патриотического воспитания младших школьников.

Примерное оборудование урока: Презентация, проектные работы учащихся «Поклонимся великим тем годам...» (фотоколлаж, стенгазета, макет...), музыкальное сопровождение (песни времен Великой Отечественной войны).

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Новые понятия: Огненная дуга, Курская битва, Курская дуга, линия фронта, цитадель.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Краткие методические рекомендации

II. Комментарии к слайдам презентации и примерный ход занятия

III. Приложение 1. Музеи и мемориальные комплексы Курской дуги

IV.  Приложение 2.  Презентация для проведения занятия


 I. КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ

Методическая разработка к проведению урока носит рекомендательный характер. Учитель может смоделировать занятие, руководствуясь уровнем подготовленности и возрастными особенностями детей.
Особенность данного занятия состоит в том, чтобы познакомить детей с ключевыми событиями Великой Отечественной войны, продемонстрировать значимость Курской битвы как переломного момента в ходе Великой Отечественной войны. Детей младшего школьного возраста не следует перегружать информацией: цифрами, датами, фамилиями. В ходе организованной учителем деятельности по изучению того или иного тематического блока важно донести до детей, что война – это противоестественное состояние. Война —это трагедия, которая никогда не должна повториться. Победа в Великой Отечественной войне и в Курском сражении не была стихийной. Победа в Курском сражении была частью стратегического плана и тщательно подготовлена. Подготовка длилась 3 месяца и включала в себя не только разработку наступательных операций «Кутузов» и «Полководец Румянцев» в районе Орла и Белгорода, но и:

- переформирование структуры Советской Армии;

- создание танковых армий с новой структурой вместо традиционных кавалерийских и стрелковых частей;

- создание с целью усиления боеспособности Центрального фронта (Советское командование предполагало, что главный удар немецкой армии будет направлен с двух сторон от выступа Орёл-Белгород с целью прорыва линии фронта и соединения в районе  г. Курска);

- проведение разведки с использованием авиации;

- организацию взаимодействия с партизанскими отрядами;

- организацию обучения на фронтах и в тылу;

- производство военной техники и вооружения и бесперебойную доставку их в действующую армию;

- укрепление тыла путём создания Степного фронта с маневренными боеспособными частями;

- создание по всей линии фронта целой системы оборонительных и противотанковых сооружений, что затруднило, в частности, деятельность радиоуправляемых танкеток, предназначенных для подрыва танковой техники.

     Данному мероприятию или уроку может предшествовать предварительная работа учащихся, например, «Война, далёкая и близкая», «Моя семья в Книге Памяти моей страны» и т.п. Задания, которые можно предложить выполнить учащимся:

1. узнать, были ли среди родственников участники Великой Отечественной войны, участники Курской битвы;

2. найти в домашних архивах фотографии, письма, документы, награды времен Великой Отечественной войны, сделать копии с них, подготовить рассказ о своих родственниках – участниках ВОВ или Курского сражения.

3. сделать коллаж (стенгазету, макет и др.) посвященный Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Предварительная работа может быть организована с привязкой к тематическим блокам, например:
•  Ордена и медали за Курскую битву: «Орден Кутузова I степени», «Орден Суворова I степени», «Орден Красного Знамени», медаль «За отвагу» звание «Герой Советского Союза» (история создания ордена или медали, официальная формулировка., описание внешнего вида и, количество награждений за годы Великой Отечественной войны и т.д.)1 ;
•  Модуль «Техника и вооружение» может конкретизировать  этап подготовки к сражению на Курской дуге двух противоборствующих сторон .
•  «Генералы и маршалы Огненной дуги» или «Генералы Огненной дуги»3 .
•  «Планирование Курского сражения».
В помощь учителю предлагается презентация, содержащая фотографии времён Великой Отечественной войны, репродукции художественных произведений, фотографии музейных экспонатов и экспозиций под открытым небом, карты и выдержки из различных документов и воспоминаний военачальников. К каждому слайду презентации даны подробные методические рекомендации. Презентация управляется активными элементами (флажками и гиперссылками) и кнопками «вверх, вниз»на клавиатуре. 


1 Примечание 1. Эта подготовка поможет при работе с тематическими слайдами, когда речь пойдёт о конкретном военачальнике, конкретном событии или о боевых подвигах лётчика-аса Великой Отечественной войны И.Н.Кожедуба, дети смогут рассказать о наградах «со знанием дела», таким образом, становясь не пассивными созерцателями и слушателями, а активными участниками.

 2 Примечание 2. Важно подчеркнуть противостояние боевой мощи двух армий (виды вооружения, тяжёлая самоходная техника, авиация, количество, модификации, созданные при подготовке к Курской битве с учётом боевого опыта предыдущих сражений и тд., словом, всё для победы над фашистской Германией и во имя освобождения Родины).

Примечание 3. Тема может ограничиться именами командующих фронтами и представителей Ставки Верховного Главнокомандования, представленными в презентации. Но в связи с тем, что военные историки немалое значение придают танковому сражению под Прохоровкой и роли авиации в прикрытии танков с воздуха, возможно включить в исследование имена командующих танковыми и воздушными армиями и продемонстрировать на карте сражения расположение их вдоль линии фронта и глубокое эшелонирование, которое было использовано впервые при разработке оборонительной части курского сражения. Главное – не вдаваясь в частности и мелкие подробности, акцентировать на тщательности и многоуровневости подготовки сражения. 


II. КОММЕНТАРИИ К СЛАЙДАМ ПРЕЗЕНТАЦИИ И ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ

Слайд 1

На слайде: В правом нижнем углу — название Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России». № 32-ФЗ от 13 марта 1995 г.

В центре — слова 23 августа. День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год).

На фоне живописного полотна — тема занятия «ОГНЕННАЯ ДУГА» 


1. Учитель предлагает рассмотреть фотографии и картину, изображённые на Слайде №  1 и ответить на вопрос, о каком событии они сегодня будут говорить. (о войне, о Великой Отечественной войне, о каком-то сражении и т.д.)  

Слайд 2

2. При нажатии image001 на клавиатуре, на слайде появляется название Федерального закона. Детям 4 класса можно сообщить о том, что в 1995 году Дума приняла закон «О днях воинской славы и памятных датах   России», в 1-й статье которого указан список Дней воинской славы России.

3. image001  на слайде появляется надпись 23 августа. Если была предварительная подготовка, дети могут сказать, что речь пойдёт о Курской битве. Если предварительной работы не было, то учитель нажимает на кнопку и появляется название дня воинской славы, учреждённого в России, и год, в который произошло великое сражение, ставшее одним из переломных сражений в ходе Великой Отечественной войны.

4. image001 на слайде исчезает название дня воинской славы России и появляются слова «Огненная дуга». Учитель обращается к детям с вопросом, могут ли они объяснить, почему Курская битва называется ещё и битвой на Курской дуге. Дети, принимавшие участие в подготовке, могут указать на изогнутую линию фронта, сложившуюся к лету 1943 года в результате сражений.

5. Независимо от ответов детей учитель предлагает перейти к следующему слайду. 


Слайд 3

На слайде: Карта с изображением линии фронта летом 1943 года.

В правом верхнем углу — красной звёздочкой отмечена столица Советского Союза — город Москва.

Сплошной жирной чёрной линией отмечена линия фронта.

Слева от линии фронта расположены фотографии городов, находящихся в оккупации 1941-1943. Справка для учителя: на фотографии г.Брест — советские пограничники, первыми принявшие на себя удар фашистской армии. На остальных фотографиях — солдаты и бронетехника Вермахта на улицах советских городов.

Справа от линии фронта красными флажками отмечены фронты. Справка для учителя: Центральный и Степной фронты были созданы непосредственно в процессе подготовки Курского сражения в целях усиления предполагаемых направлений ударов противника.


1. Учитель просит детей рассмотреть карту. Обращает внимание детей на Москву в правом верхнем углу, отмеченную красной звёздочкой, и линию фронта, проходящую очень близко от Москвы. Справка для учителя: Город Москва — это место, где находится Ставка Верховного Главнокомандования (ВГК). Ставка не эвакуировалась даже тогда, когда враг стоял на подступах к Москве. Именно отсюда идёт координация действиями на всех фронтах. Здесь разрабатываются планы крупных сражений. Но сегодня мы будем говорить только о планировании, подготовке и проведении Курской битвы.

2. Можно вернуться к вопросу о названии «Курская дуга» и обратить внимание детей на форму линии фронта в районе Орёл-Курск-Белгород.

Слайд 4

3. Территория слева от линии фронта оккупирована вражескими войсками.

4. image001 на слайде около названий фронтов появляются красные флажки. Все флажки, кроме Юго-Западного иБрянского фронтов, активны. При наведении курсора нафлажок онактивируется, при нажатии на любой из активных флажков можно перейти на страницу Командующего фронта. Можно использовать эти активные флажки, если была предварительная подготовка модуля «Генералы Огненной дуги». Чтобы вернуться на страницу с картой надо нажать на красный флажок в правом нижнем углу страницы командующего фронтом.  

5. image001 на слайде последовательно появляются фотографии времён Великой Отечественной войны: Брест — 1941, Минск — 1941, Киев — 1941, Смоленск — 1941, Брянск — 1943, Орёл — 1943, Белгород — 1943, Днепропетровск — 1943, Харьков — 1943.


 Слайд 5

На слайде: Слова Гитлера, обращённые к командующим Вермахта о значимости операции для победы над Советским Союзом.

Слева представлено подробное описание состава войск Вермахта (Ве́рмахт (нем. Wehrmacht— Силы обороны).

В центре — фотографии командующих армий «Центр» (генерал-фельдмаршал Гюнтер Ханс фон Клюге) и группы армий «Юг» (Генерал-фельдмаршал Эрих фон Манштейн).

В нижней части слайда — фотографии танков «Тигр» и «Пантера», САУ «Фердинад», радиоуправляемой танкетки. 

Над картой военных действий написано немецкое название битвы под Курском «Цитадель».


 1. Работу можно начать со значения слова «цитадель». Учитель обращается к детям с вопросом о том, знают ли они, что значит слово «цитадель». Если дети не знают значения слова, учитель может воспользоваться активной ссылкой  «Цитадель» (см. Слайд №  18). Если дети отвечают на вопрос, то можно не обращаться за помощью к энциклопедической справке. 

2. После работы со значением слова учитель подводит итог. Итак, с точки зрения немецкого командования выступ на линии фронта Орёл-Курск-Белгород выглядит как последний опорный пункт, последняя крепость.

3. Учитель обращает внимание на выдержку из приказа А.Гитлера — Директива №  6, кодовое название «Цитадель»: «Этому наступлению придаётся решающее значение... На направлении главных ударов должны быть использованы лучшие соединения, лучшие армии, лучшие командиры, лучшее снаряжение».

NB. Учитель должен сам прочитать только часть обращения: Целиком выдержку читать не следует, чтобы не отвлекать внимание детей, не затягивать элемент урока и правильно ставить акценты. Личность Гитлера не должна ставиться во главу угла. Задача учителя — создать образ сильного, подготовленного противника, не собиравшегося проигрывать сражение.

4. Карта на немецком языке, расположенная на слайде, достоверно отражает обстановку на фронтах от 4 июля 1943 года (т.е. перед самым началом битвы). Учитель может предложить детям поработать с картой, например, дети могут высказать предположение, что означают синие стрелками, куда они направлены и т.д.

5. Можно обратить внимание на символ танки Вермахта (при наведении курсора на элемент появляется ладошка)  , которым обозначены танковые армии. Учитель может сказать о том, что в районе посёлка Поныри, который 6 июля 1943 года первым принял удар немецкой армии со стороны Орловского плацдарма, командование Вермахта использовало тяжёлую бронетехнику. В ознаменование 70-летия Курского сражения в посёлке Поныри открыли Мемориал павшим в годы Великой Отечественной войны1.

6. Таким же символом обозначена 4-я танковая армия Вермахта на Белгородском плацдарме. Учитель может сообщить детям о том, что в начале июля 1943 года в районе д. Прохоровка произошло танковое сражение. В настоящее время в п. Прохоровка Белгородской области открыт государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле». Если была подготовка модуля «Музеи и мемориальные комплексы Курской дуги», можно воспользоваться активным элементом  танки Вермахта на Белгородском плацдарме карты. Чтобы вернуться со страницы музея «Прохоровское поле» следует воспользоваться активной кнопкой   цитадель   в правом нижнем углу. 

7. После работы с картой учитель может обратить внимание детей на «Состав войск вермахта», чтобы дать общее представление о количестве техники, задействованной в сражении с немецкой стороны.

Если дети готовили материалы по тяжёлой бронетехнике иавиации фашистской Германии, можно использовать ихсообщения вэтой части урока. Представляя вооружение немецкой армии, неследует акцентировать внимание детей натехническом превосходстве, алишь обратить внимание натщательность подготовки «решающего сражения» (см. обращение А.Гитлера).

1. На усмотрение учителя. Можно не касаться темы музеев или перейти к музеям и мемориалам со страницы «Содержание».


Слайд 6

На слайде: Карта, отражающая ситуацию, сложившуюся на фронтах к июлю 1943 года с линией фронта, обозначенной сплошной жирной линией.

Справа на тёмно-зелёном фоне цитата из книги К.К.Рокоссовского «Солдатский долг»: «Отсутствие в глубине нашей обороны оперативных резервов позволяло противнику после прорыва фронта на узких участках безнаказанно идти на глубокое окружение советских войск, а окружив, беспрепятственно уничтожить их...»

Слева от линии фронта в районе Орла — Группа армий «Центр» и фотография генерал-фельдмаршала Гюнтера Ханса фон Клюге,

Слева от линии фронта в районе Харькова — Группа армий «Юг» и фотография генерал-фельдмаршала Эриха фон Манштейна.

Зелёный значок  Танк зел_1указывает на сосредоточение танковых армий Вермахта.

Зелёный значок  Самолет зел   указывает на сосредоточение армий Люфтваффе (Воздушных армий) Вермахта.

Справа вверху красной звёздочкой обозначена столица СССР — Москва.

Красный значок  Танк кр_1  указывает на сосредоточение танковых армий и корпусов Красной Армии.

Красный значок Самолет круказывает на сосредоточение военно-воздушных сил Красной Армии.

Справа от линии фронта красными флажками отмечены фронты. Справка для учителя: Центральный и Степной фронты были созданы непосредственно в процессе подготовки Курского сражения в целях усиления предполагаемых направлений ударов противника.

В верхней части слайда — портреты маршалов, представителей Ставки Верховного Главнокомандования, Г.К. Жукова и А.М. Василевского.

В правом верхнем углу схемой обозначены этапы Курского сражения: оборонительный и наступательный. А также схематически обозначены наиболее важныемоменты подготовки:

— перевооружение армии (золотыми буквами на чёрном фоне, что тематически связано с расположенными ниже петличными шевронами родов войск, принимавших участие в Курском сражении; количество личного состава армий и единиц вооружения к началу сражения приведён примерный).

Фотографии командующих фронтами интерактивны и связаны со страницами, посвящёнными каждому из них.

— подготовка командующего состава (об этом пункте можно только упомянуть, не вдаваясь в подробности, на усмотрение учителя);

— усовершенствование структуры действующей армии (обозначено цветом, что тематически связано со схемой «Структура фронтов», расположенной в центре слайда).

В дополнение схем на слайде даны фотографии бронетехники (КВ-1, Т-70, Т-34, СУ-152), авиации (ИЛ-2, ЛА-5), артиллерии (БМ-8, ЗИС-3).


 1. При переходе к слайду учитель напоминает детям о значимости сражения для нашей страны.

2. image001 Учитель предлагает детям вернуться к ситуации, сложившейся к июлю 1943 года на фронтах и поработать с картой. Красной звёздочкой обозначена столица нашей Родины — город Москва. Слева дети могут сами показать линию фронта, обозначенную жирной непрерывной линией сверху вниз. Изгиб линии фронта в районе Орёл-Курск-Белгород — это место, где летом 1943 года произошло одно из крупнейших сражений Великой Отечественной войны. Дети, рассматривая карту, могут показать расположение групп армий «Центр» и «Юг». Пользуясь условными обозначениями и , они могут вспомнить об усиленной подготовке немецкой стороной операции «Цитадель». Важно не затягивать повторение, а посвятить время исследованию этапов подготовки сражения советской стороной.

Слайд 7 

3. image001 Учитель читает слова К.К.Рокоссовского из книги воспоминаний «Солдатский долг», в которой он анализирует результаты поражений на фронтах до Курской битвы. Можно предложить детям выстроить свою версию, каким образом должна быть выстроена оборона, чтобы во время Курского сражения не повторились ошибки прошлых сражений (например, укрепить оборону в глубину на много километров, усилить армии тяжёлой техникой и новым вооружением, обучить бойцов, командиров и т.д.)

4. image001 Верховный Главнокомандующий И.В.Сталин поручает разработку будущего сражения Маршалам Александру Михайловичу Василевскому и Георгию Константиновичу Жукову. За подготовку Курского сражения и руководство войсками Г.К.Жуков был награждён image001 Орденом Суворова I степени 28.07.1943. Можно отметить, что операция разрабатывалась не в Москве, а непосредственно на фронтах, базируясь на разведданных, источником которых были партизанские отряды, «языки», авиация. Маршалы в течение 3 месяцев лично контролировали деятельность на фронтах и в тылу и проверяли готовность войск.

Слайд 8

5. Учитель сообщает детям, что к началу лета 1943 года линия обороны на отрезке Орёл-Курск-Белгород представлена фронтами: image001 Западным, image001 Брянским, image001 Воронежским. Дети могут попробовать ответить на вопрос, почему на карте он не отметил 2 других фронта (Центральный и Степной). (Они были созданы непосредственно во время разработки Курского сражения). Пусть дети попробуют предположить, с какой целью были созданы 2 дополнительных фронта. (При рассуждениях они могут опираться на высказывание К.К.Рокоссовского). Итак, линия обороны усилена image001 Центральным и image001 Степным фронтами.

Командующими фронтами назначены: image001 Западный фронт — генерал-полковник Соколовский Василий Данилович, image001 Брянский фронт— генерал армии Попов Маркиан Михайлович (флажок неактивен), image001 Воронежский фронт — генерал армии Ватутин Николай Фёдорович, image001 Центральный фронт— генерал армии Рокоссовский Константин Константинович, image001 Степной фронт— генерал-полковник Конев Иван Степанович. Если дети готовили модуль «Генералы имаршалы Огненной дуги» или «Генералы Огненной дуги», можно воспользоваться активными элементами. При нажатии на фотографии командующих армии происходит переход на страницу, посвящённую этому военачальнику. Чтобы вернуться со страницы командующего фронтом на страницу «Подготовка Курского сражения советским командованием» следует нажать на активный значок Танк активный  в правом нижнем углу слайда.

6. Можно переходить непосредственно к планированию сражения. (Если кто-то из детей готовил модуль «Планирование Курского сражения», можно воспользоваться схемами). Г.К.Жуков считал нецелесообразным наступление нашей армии в силу различных обстоятельств и предложил непривычную схему сражения, состоящую из двух этапов image001 1. Оборонительный этап, 2. Наступательный этап (операция «Кутузов» по освобождению г. Орла, операция «Полководец Румянцев» по освобождению гг. Белгорода и Харькова).

7. Г.К.Жуков предложил реорганизовать армию и создать новую структуру фронтов. image001 (появляется схема структуры фронтов). Можно вернуться к работе с картой и попросить детей ответить на вопрос, какие значки (условные обозначения) должны появиться около названий фронтов (танки и самолёты) вдоль всей линии фронта. . (У учителя есть пауза, пока танки и самолёты встают вдоль всей линии фронта).

8. Учитель может напомнить детям о том, что Гитлер очень тщательно готовит войска к операции, в том числе на фронты поступает новая техника. Советская сторона извлекла опыт из ошибок предыдущих сражений. Как видим из схемы процесс подготовки Курского сражения включал в себя не только реорганизацию армии, но и перевооружение. image001 Можно рассмотреть петличные эмблемы родов войск (не все эмблемы приведены на схеме): Войска связи и связисты всех родов войск, автомобильные, автобронетанковые войска, авиация, артиллерия, военные медики. Ниже приведена статистика (общее количество личного состава фронтов, техники и орудий). Справка для учителя: не надо заострять внимание детей на численном превосходстве Красной Армии в людях и технике. Это вопрос не для уроков в начальной школе.

9. Если дети подготовили модуль «Техника и вооружение», можно воспользоваться image001  фотографиями бронетехники (КВ-1, Т-70, Т-34, СУ-152) авиации (ИЛ-2, ЛА-5), артиллерии (БМ-8, ЗИС-3).

10. Можно в заключение поговорить о том, что всю названную технику можно увидеть отреставрированную в экспозициях под открытым небом в различных музеях и мемориальных комплексах Курской дуги. К страницам музеев можно перейти со страницы «Содержание».

11. На усмотрение учителя или в зависимости от подготовленности детей можно рассказать о лётчике-асе И.Н.Кожедубе, самолёт которого Ла-7 находится в музее г. Монино Московской области (Слайд №  18). Фотография Ла-5 активная, при нажатии на фотографию самолёта можно перейти на страницу, посвящённую жизни и подвигам И.Н.Кожедуба.


Слайд 9

На слайде: Портреты Маршалов Г.К.Жукова и А.М.Василевского и командующих фронтами. Справка для учителя: фотографии командующих фронтами активны. При нажатии на фотографию происходит переход настраницу, посвящённую этому командующему. Чтобы вернуться на страницу «Маршалы и командующие фронтами», следует нажать на фотографию командующего. 

  


 

Слайд 10

На слайде: Заголовок — Командующий Центральным фронтом генерал армии Константин Константинович Рокоссовский. В этом звании К.К.Рокоссовский командует Центральным фронтом во время Курского сражения.

 Слева вверху фотография Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского.

Справа в верхнем углу — Орден Кутузова I степени и дата награждения 27.08.43 (время завершения наступательной части Курского сражения).

Фотографии Центрального фронта. Впервые по инициативе К.К.Рокоссовского на Курской дуге были использованы БМ-8 («Катюши») против танков. Фотография блиндажа Командующего фронтом активная. При нажатии на фотографию происходит переход на страницу Историко-Мемориального музея «Командный пункт Центрального фронта». На страницу «Маршалы и Командующие фронтами» или на страницу Командующего Центральным фронтом можно вернуться при помощи активной кнопки  содержание кнопка.

Учитель может на своё усмотрение использовать материал слайда. Говоря об укреплении оборонительной линии Центрального фронта (июль 1943г.), можно вспомнить слова изкниги К.К.Рокоссовского «Солдатский долг»: «Отсутствие в глубине нашей обороны оперативных резервов позволяло противнику после прорыва фронта на узких участках безнаказанно идти на глубокое окружение советских войск, а окружив, беспрепятственно уничтожить их...»  


 Слайд 11

На слайде: Заголовок — Командующий Степным фронтом генерал-полковник Иван Степанович Конев. В этом звании И.С.Конев командует Степным фронтом во время Курского сражения.

Слева вверху фотография Маршала Советского Союза И.С.Конева.

Справа в верхнем углу — Орден Кутузова I степени и дата награждения 28.07.43 (время завершения оборонительной части Курского сражения), Орден Суворова I степени и дата награждения 27.08.43 (время завершения Курского сражения).

Особенности И.С.Конева как полководца:

— не раз умело использовал боязнь немцев оказаться в окружении;

— стремился не ввязываться в затяжные бои в больших городах, обходными маневрами вынуждал противника покинуть город, что давало возможность уменьшить свои потери, не допустить больших разрушений и жертв среди мирного населения;

— обходными маневрами вынуждал противника покинуть город;

— умело сочетал мощь артиллерии и авиации с быстротой, натиском и внезапностью удара;

— обладал хорошей интуицией, умело сочетал мощь артиллерии и авиации с быстротой, натиском и внезапностью удара.

— стремился увидеть поле боя собственными глазами

— тщательно готовил каждую операцию.

 Конев И.С. «Записки Командующего фронтом» М., Воениздат. 1972.

«Записки командующего фронтом» посвящены крупным операциям Советской Армии, проводившимся в 1943-1945 гг. В настоящее издание книги дополнительно включены малоизвестные материалы из архива автора, повествующие о его участии в гражданской войне, службе в мирное время. В суровые 1941- 1942 гг. И.С.Конев командовал войсками 19-й армии, Западного, Калининского и Северо-Западного фронтов.

Справка для учителя. В 1987 г. Краков. был торжественно открыт памятник Коневу (скульптор Антон Хайдецкий). Однако после событий «бархатной» революции 1989-1990 гг. в Польше памятник был демонтирован. Памятник из Кракова было решено перевезти на «малую» родину И.С.Конева в город Киров. Местные власти и Министерство обороны предприняли много усилий, чтобы отреставрировать памятник, а затем в 1995 г. — в канун 50-летия победы памятник был торжественно открыт на одной из площадей города.

 Конев И.С. «Сорок пятый». М.: Воениздат, 1970. Книга охватывает небольшой, всего в несколько месяцев, но чрезвычайно насыщенный событиями исторический период. Речь в ней идет о последних, завершающих операциях Великой Отечественной войны. Автор в то время командовал 1-м Украинским фронтом. Ярко и увлекательно он рисует грандиозный размах наступления советских войск, всесторонне анализирует стратегическую и оперативную обстановку тех дней, дает меткие характеристики военачальникам. С особой теплотой автор пишет о маршале бронетанковых войск П.С.Рыбалко, генерале Д.Н.Гусеве и других соратниках.

Конев И.С. Начало Московской битвы. Сб. Битва за Москву. М., 1966. 


 Слайд 12

На слайде: Заголовок — Командующий Западным фронтом генерал-полковник Василий Данилович Соколовский. В этом звании В.Д.Соколовский командует Западным фронтом во время Курского сражения. Слева вверху фотография Маршала Советского Союза В.Д.Соколовского. Справа в верхнем углу — Орден Суворова I степени и дата награждения 09.04.43г.(подготовка Курского сражения), Орден Кутузова I степени и дата награждения 27.08.43 (время завершения Курского сражения).

  


 Слайд 13

На слайде: Заголовок — Командующий Воронежским фронтом генерал-полковник Николай Фёдорович Ватутин. В этом звании Н.Ф.Ватутин командует Воронежским фронтом во время Курского сражения. Слева вверху фотография Маршала Советского Союза Н.Ф.Ватутина. Справа в верхнем углу — Орден Кутузова I степени и дата награждения 27.08.43 (время завершения Курского сражения). Фотография блиндажа Командующего Воронежским фронтом — активная. При нажатии на фотографию происходит переход на страницу Историко-мемориального музея «Командный пункт Воронежского фронта». Вернуться на страницу Командующего фронтом можно при помощи активной кнопки  содержание кнопка .

М.Г.Брагин Ватутин (путь генерала). 1901–1944. — М.: Молодая Гвардия, 1954 (Жизнь замечательных людей)  


 Слайд 14

На слайде:  Активные фотографии мемориалов Курской дуги. При нажатии на фотографию происходит переход на страницу музея.Назад на страницу «Музеи и мемориальные комплексы» можно вернуться при помощи активного элемента в нижнем правом углу слайдов, посвящённых музеям. Учитель обращает внимание детей на то, что по всей линии фронта в городах и селах находятся мемориальные памятники в память о тех, кто положил свои жизни на ратном поле. Можно обратить внимание на надписи на памятниках, на сами изображения, на месторасположения мемориалов. Важно проговорить детьми об уважительном отношении к памяти погибших, о заботливом отношении к ветеранам и старикам.

 

 


Слайд 15

На слайде: Фотографии Историко-Мемориального музея «Командный пункт Центрального фронта»: экспозиции под открытым небом и залов музея.

Справа под фотографией стелы «Боевой состав Центрального фронта», на которой перечислены 7 армий, входивших в 1943 г. в его состав, дана таблица с указанием армий, принимавших участие в боях, фамилии и звания командующих. Учитель может напомнить детям, что состав соответствует той структуре, которая была создана по инициативе Г.К.Жукова во время подготовки к сражению (5 общевойсковых, 1 танковая, 1 воздушная). Подробнее о музее можно узнать на сайте музея

 


 Слайд 16

На слайде: Фотографии экспозиции под открытым небом Историко-мемориального музея «Командный пункт Воронежского фронта» и залов музея. Подробнее о музее можно узнать  на сайте музея.

 

 

 

 


Слайд 17

На слайде: Фотографии экспозиции под открытым небом Музея-диорамы «Орловская наступательная операция» и диорамы «Прорыв немецкой обороны у д.Малое Измайлово 12 июня 1943 года». Автор — народный художник СССР, лауреат Государственной премии им. И. Е. Репина, профессор А. И. Курнаков. Подробнее о музее можно узнать на сайте музея.

 

 

 


 Слайд 18

На слайде: План экспозиции под открытым небом Государственного военно-исторического музея-заповедника «Прохоровское поле» и интерьер Музея Третьего Ратного поля России. Подробнее о музее можно узнать на сайте музея (см. Приложение 1)  на сайте музея

 

 

 

 


 Слайд 19

На слайде: Фотографии бронетехники и артиллерийских орудий экспозиции под открытым небом и Музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление», залов музея и фрагментов диорамы. Подробнее о музее можно узнать   на сайте музея.

 

 

 

  


 Слайд 20

На слайде: Фотографии из Народного музея Московского метрополитена бронепоезд «Московский метрополитен» и живописное полотно «Последний бой бронепоезда». Подробнее о музее можно узнать     на сайте музея (см. Приложение 1)

 

 

 

 


Слайд 21

На слайде: Фотография И.Н.Кожедуба времён Великой Отечественной войны. Краткие биографические сведения, связанные непосредственно с участием в боях на Курской дуге. Справа Орден Красного Знамени. Внизу фотографии Ла-7 (бортовой № 27). Музей ВВС, г. Монино. Учитель может порекомендовать детям прочитать книгу И.Н.Кожедуба «Три сражения», одна из глав которой посвящена Курской дуге» Книгу можно прочитать на сайте

 

 

 


 Слайд 22

На слайде: Словарная статья из Толкового словаря живого великорусского языка В.И.Даля.

Слово цитадель на разных языках: по-английски: citadel, по-немецки: Zitadelle, по-французски: citadelle, по-итальянски: cittadella. Слева изображение цитадели в Мюнстере на карте местности 1680 года.

Внизу «Исторический вид на город Мюнстер». Справа дано определение из Википедии.


 

1. Учитель может прочитать слово цитадель на разных языках и обратить внимание детей, что на всех языках это слово звучит одинаково.

2. Учитель предлагает детям рассмотреть схему и изображение города Мюнстера и попробовать объяснить, на что похожа средневековая цитадель (крепость, укрепление, форт, кремль и т.д.)

3. image001 Заглянем в Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля и найдём ответ: ЦИТАДЕЛЬ ж. крепость, крепостца, кремль. (словарная статья из Толкового словаря Даля появляется по щелчку левой кнопкой мыши)

4. image001 Толкование значения слова из Википедии дети могут прочитать вслух или про себя (статья появляется по щелчку левой кнопкой мыши).

После работы со значением слова «цитадель» вернёмся к слайду № 3, на котором представлена карта наступательных военных действий Вермахта. (Переход к предыдущему слайду № 3 с картой происходит по активной ссылке «Цитадель» )   


 Слайд 23На слайде: Активные ссылки на все слайды презентации.

 

 

 

 

   


Приложение 1. МУЗЕИ И МЕМОРИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ

 Центральный музей Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г.

image035

Телефон: (499) 142-41-85.

Адрес: г. Москва, площадь Победы, д. 3.

Проезд: м. «Парк Победы» или наземным транспортом до остановки «Поклонная Гора».

Сайт: http://www.poklonnayagora.ru/

В честь Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. 9 мая 1995 г. в Москве на Поклонной горе в Парке Победы открыт Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., ставший центром Мемориального комплекса Победы.

Музей состоит из военно-исторической экспозиции, запечатлевшей хронику военного лихолетья, и художественной. Гордостью музея являются 6 диорам, посвященных важнейшим сражениям войны. Особенность экспозиции — аудиовизуальные комплексы, демонстрирующие подлинную кинохронику военных лет, редкие фото, картографические и архивные материалы. Музей оборудован автоматизированной системой поиска сведений о павших в годы Великой Отечественной войны — «Книга Памяти».

Музейная экспозиция также продолжается в Парке Победы, где расположена выставка военной техники и инженерно-фортификационных сооружений Великой Отечественной и Второй мировой войны. Представлены редкие экземпляры трофейной техники.

Масштабность охвата исторического периода, многоплановость и техническая оснащенность экспозиции, разнообразие коллекций, богатая научная библиотека позволяют музею занять особое место среди подобных ему военно-исторических музейных центров России. 


Музейный комплекс «История танка Т-34» 

image036

Телефон: (495) 577-74-01, 577-71-94.
Адрес: Московская область, Мытищинский район, п/о Марфино, деревня Шолохово, дом 89 А.

Проезд: Электричкой — от Савеловского вокзала до станции Луговая, далее 15 мин. пешком в сторону Дмитровского шоссе; пригородным автобусом — от станции метро «Алтуфьево» автобусом №  519 до остановки «Деревня Шолохово — танковый музей».

Сайт:http://www.museum-t-34.ru/

В музее отражен процесс создания среднего танка Т-34, представлены люди, долгие годы бывшие засекреченными. Представлены герои-танкисты и история их подвигов в годы Великой Отечественной и Второй мировой войн. Впервые освещена тема тактической и стратегической роли танка Т-34 в битве на Курской дуге, показаны сравнительные характеристики средних танков разных стран, подробно прослеживается «родословная» танка Т-34 и его «география». Собраны многочисленные высказывания о танке Т-34 и его роли в Великой Отечественной войне. 


Центральный музей Вооружённых Сил 

image037

Телефон: (495) 681-48-77, (495) 681-18-80.

Адрес: г. Москва, ул. Советской Армии, д. 2, а/я 125.

Проезд: От ст. м. «Новослободская», далее трол. 69 или м. «Цветной бульвар», трол. 13, 69.

Сайт: http://www.cmaf.ru

Музей представляет военно-историческую тематику. В его фондах и экспозиции насчитывается около 800 тысяч единиц хранения. Это боевые и трофейные знамена периода гражданской и Второй мировой войн, документы, предметы живописи, фотонегативная коллекция, оружие, награды, личные вещи представителей вооруженных сил России. На открытой площадке музея экспонируются около 150 единиц боевой артиллерийской, бронетанковой, ракетной, авиационной, военно-морской техники и вооружения, от орудий и танков гражданской войны до современных оперативно-тактических и стратегических ракет, ракетоносной авиации и средств ПВО. Центральный музей Вооруженных Сил — один из крупнейших военно-исторических музеев мира. Он основан в декабре 1919 года. Экспозиция музея размещается в 24 залах и на открытой площадке. Она отражает историю Вооруженных Сил Отечества от момента их зарождения на регулярной основе до настоящего времени. Центральный музей Вооруженных Сил является членом Союза музеев России, коллективным членом Международного Совета музеев (ИКОМ) и Международного комитета музеев и коллекций оружия и военной истории (ИКОМАМ).

Коллекция насчитывает более 800 тысяч музейных предметов, среди которых:

— реликвии, связанные с жизнью и деятельностью героев Отечественной истории, как рядовых, так и известных военачальников и государственных деятелей;

— знамена, награды, вооружение и техника, предметы обмундирования и снаряжения Отечественных Вооруженных сил и армий других государств, в том числе трофейные.

На открытой смотровой площадке представлено более 150 образцов боевой техники и вооружения Советской армии и Вооруженных Сил Российской Федерации: от артиллерийских орудий времен Гражданской войны 1918-1922 гг. — до современных баллистических ракет. Центральный музей Вооруженных Сил регулярно организует и проводит выставки, как на своей территории, так и на территории музеев и выставочных комплексов Москвы и других регионов России.

Филиал Центрального музея Вооруженных Сил — Мемориальный кабинет-музей Маршала Советского Союза Г.К. Жукова работает в здании Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. В киосках музея можно приобрести масштабные модели-копии боевой техники, произведения военно-исторической миниатюры, литературу и сувениры.

Зал №  13 Битва на Курской дуге

В центральной части зала расположена фотокомпозиция «Бой на Курской дуге». На переднем плане находятся образцы оружия, в том числе советская 57-мм противотанковая пушка ЗИС-2 и кусок бортовой брони немецкого танка Т-VI «Тигр», пробитый снарядом такой пушки.

В экспозиции представлены материалы по темам:

— введение новых знаков различия и отличия;

— подготовка советских войск к сражению;

— бронетанковые войска РККА;

— бронетанковые войска Германии;

— освобождение Орла и Белгорода и первый салют 5 августа 1943 г. в Москве;

— герои боев на южном и северном фасах Курской дуги.

 


Историко-мемориальный музей «Командный пункт Воронежского фронта» 

image041

Адрес: Курская область, Пристенский район, пос. Кировский, ул. Ватутина, 28.

Телефон:8 (471 34) 3-11-43.

Проезд: г. Курск — п. Кировский.

ж/д. транспорт: электричка Курск — Белгород до Ржавы далее автобус (Пристень — Политотдел остановка конечная)

Маршрутное такси: Курск — Солнцево — Пристень до остановки Политотдел отправка с ж.-д. вокзала.

Cайт: http://kursk-museum.ru/

В период подготовки и в ходе исторической Курской битвы с 20 мая по 1 августа 1943 года на территории поселка Кировский Курской области, в балке лесного массива, располагался штаб Воронежского фронта, которым руководил генерал армии Н. Ф. Ватутин. Именно в этих местах сегодня и расположился музей «Командный пункт Воронежского фронта».

  • В музейных фондах собраны более 2500 единиц хранения.
  • В экспозиции музея размещены предметы, рассказывающие о советском и немецком солдатах, о вооружении образца 1943 года.
  • Один из залов музея украшает диорама Прохоровского танкового сражения и блиндаж командующего фронтом Н. Ф. Ватутина.
  • На территории музея можно познакомиться со знаменитым танком Т-34, зенитной пушкой АЗП 37-1, противотанковой пушкой, минометом БМ-37,82 мм.  

Музей-диорама «Орловская наступательная операция» 

image042

Телефон: (48622) 9-1794, 9-1645, 5-6791.

Адрес: 302026, Орловская область, г. Орел, ул. Нормандия-Неман, 1.

Проезд: Авт. №  1, 2, 5, 6, 18, 7, 4; тролл. №  1, 4, 6.

Сайт: http://www.art.oryol.ru/

Описание: Музей-диорама «Орловская наступательная операция» был открыт 5 августа 1983 г. в день 40-летия освобождения г. Орла от немецко-фашистских захватчиков. В музее представлены материалы, раскрывающие тему ликвидации «кинжала, направленного в сердце России», в период с 12.07.43 по 18.08.43. Основу музейной экспозиции составляют подлинные документы, фотографии, материалы прессы, вещи участников освобождения Орловской области, а также минометно-артиллерийское и стрелковое оружие периода ВеликойОтечественной войны. У входа в музей установлены 122-мм гаубица и танк Т-70. Диорама «Прорыв немецкой обороны у д. Малое Измайлово 12 июня 1943 года» посвящена первому дню наступления частей Красной Армии на Орловском плацдарме. Автор — народный художник СССР, лауреат Государственной премии им. И.Е.Репина, академик А.И.Курнаков.

Музей открыт 5 августа 1983 года. Экспозиция музея-диорамы посвящена Орловской наступательной операции, которую провели войска левого крыла Западного фронта, а также Брянского и Центрального фронтов в период с 12 июля по 18 августа 1943 г. В результате осуществления операции была освобождена орловская область в ее современных границах, ликвидирован «кинжал», направленный в сердце России.

Сюжетная композиция диорамы с исторической достоверностью воссоздает эпизод начала прорыва вражеской обороны 12 июля 1943 г. на рубеже реки Зуши у деревни Малое Измайлово.

Автор — народный художник СССР, лауреат Государственной премии им. И. Е. Репина, профессор А. И. Курнаков. Размеры полотна диорамы 9×33 м, предметный план — 180 кв. м.

Основу коллекции составляют подлинные документы, письма, фотографии, личные вещи и награды участников боев по освобождению Орловской области. 


Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле» 

image043

Адрес: Белгородская обл., п. Прохоровка, ул. Парковая, 47.

Телефон: 8(47242) 2-19-99.

Сайт: www.prohorovskoe-pole.ru

Культурно-исторический центр музея-заповедника является одним из лучших в регионе. В нем находятся гостиница на 50 мест с одно- и двухместными номерами, концертный зал на 120 мест и зал переговоров на 20 мест, бар, трапезная и банкетный зал. Здесь организуются выставки, фольклорные праздники, проводятся литературно-патриотические чтения «Прохоровское поле», презентации, конференции. В здании центра размещается библиотека Н.И.Рыжкова. Рядом с Центром находится скульптурная композиция «Воинам, павшим на Прохоровском поле» (автор Ф.Согоян).

Сегодня музей-заповедник «Прохоровское поле» — это крупный, динамично развивающийся музейный центр нашей страны. Ежегодно его посещают около ста тысяч человек, чтобы соприкоснуться с живой историей и поклониться могилам отцов, дедов и прадедов, спасших наше Отечество и весь мир от фашизма. 

Интерактивная карта музея "Прохоровское поле"


Музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление» 

image044

Адрес: г. Белгород, ул. Попова,2.

Телефон: (4722) 32-96-89, научно-экспозиционный отдел: (4722) 58-98-55.

Электронная почта: muzdiorama@rambler.ru

Адрес: Маршрутное такси 22, 22-а ост. по требованию «Диорама», тролл. 4, 13, 14 до ост. «Госбанк»; тролл. 7, 8, 9, 10, 15, 16 и авт. 1, 1а, 2, 3,7, 8, 13, 13к, 15, 17, до ост. «Свято-Троицкий бульвар».

Сайт: http://www.31md.ru/

Большую часть памятников истории на территории области и города Белгорода составляют воинские захоронения и памятники воинской славы. В июле 1943 г. на территории области шли ожесточённые бои одной из крупнейших танковых битв периода ВеликойОтечественной войны — Курской битвы. В бронзе, граните, мраморе увековечена память обо всех, кто самоотверженно защищал свое Отечество, а также о тех сражениях, в которых российские воины покрыли себя неувядаемой славой, снискали почёт и уважение современников и благодарную память потомков. В музее представлена крупнейшая в Европе диорама «Огненная дуга», посвященная Прохоровскому танковому сражению (12 июля 1943 г.). Создание живописного полотна было поручено единственной в стране орденов Трудового Красного Знамени и Красной Звезды Студии военных художников им. М.Б. Грекова. Творческую группу возглавил народный художник России Лауреат Государственной премии УССР им. Т.Г. Шевченко Николай Бут. Научным консультантом был назначен старший научный сотрудник Института военной истории МО СССР, кандидат исторических наук, участник Курской битвы полковник Г.А. Колтунов. Эта картина стала самым масштабным художественным произведением, посвященным ВеликойОтечественной войне, и запечатлела переломный момент в боях на белгородско-харьковском направлении Курской дуги в районе малоизвестной железнодорожной станции Прохоровка. 4 августа 1987 года — состоялось торжественное открытие диорамы.


Курская дуга»— именной поезд Московского метрополитена 

image045

«Курская дуга» — именной поезд Московского метрополитена, работающий на Сокольнической линии.

Запущен 8 мая 2003 года в честь 60-летия Курской битвы. Был обновлён 8 мая 2010 года к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Состоит из 7 вагонов 81-717.5М/714.5М.

На каждом вагоне снаружи нанесены георгиевские ленты и красные знамёна с надписью «Курская дуга», а также красные пятиконечные звёзды. В головных вагонах присутствуют памятные металлические таблички. В салонах вагонов размещены плакаты с материалами об истории бронепоезда «Московский метрополитен».

Появление этого поезда связано с участием в боях на Курской дуге бронепоезда «Московский метрополитен». Бронепоезд был построен на пожертвования работников метрополитена, его экипаж также составляли работники метро. 5–7 июля 1943 года экипаж бронепоезда вёл тяжёлые оборонительные бои, что дало возможность перебросить из района Воронежа в район Курской битвы стратегический резерв войск, который во многом и решил исход сражения. Бронепоезд был уничтожен на станции Сажное Юго-Восточной железной дороги.

Одновременно с запуском поезда в дар Московскому метрополитену была передана обнаруженная в Белгородской области картина «Последний бой бронепоезда „Московский метрополитен“».

Бронепоезд «Московский метрополитен» участвовал в оборонительных боях на Курской дуге, где в течение трех суток 5 — 7 июля 1943 года отражал попытки противника перерезать железнодорожную линию Белгород — Курск в районе станций «Сажное», «Беленихино», «Беломестное». Фактически экипаж бронепоезда прикрывал 20-километровый участок обороны. Как следует из экспозиции музея «Курская битва. Белгородское направление» других регулярных частей Красной армии в этом районе не было. При этом участок железнодорожной линии Белгород — Курск, где сражался бронепоезд, остался чуть ли не единственным не перерезанным наступающими немецкими войсками, что дало возможность перебросить из района Воронежа в район Курской битвы стратегический резерв, который во многом и решил исход сражения, которое в свою очередь во многом определило результаты Великой Отечественной и Второй мировой войн.

В память о боях, которые вел в этом районе бронепоезд «Московский метрополитен» на станции «Сажное» установлена мемориальная табличка.

К 65-летию Великой Победы на Сокольническую линию вышел обновленный поезд «Курская дуга». Теперь семивагонный состав оформлен в едином стиле. А на каждом вагоне кроме названия «Курская дуга» и Георгиевской ленточки появились красные звезды и знамёна с именем поезда доблести.



Фотоматериалы взяты из открытого ресурса сайтов и с официальных сайтов музеев: 

http://kursk-museum.ru/index.php/komandny.html

http://konkurs.vorle.ru 

http://autotravel.ru/

http://www.museum.ru

http://www.bronnitsy.ru

http://foto-planeta.com

http://pristen.rkursk.ru 

http://lemur59.ru/node/9 

http://www.prohorovskoe-pole.ru 

http://www.31md.ru/

http://www.comgun.ru 

http://mosmetro.ru/

http://wiki.nashtransport.ru/

http://www.bronnitsy.ru/articles/znakomye-lica/bronepoezd-moskovskiy-metropoliten

http://www.warheroes.ru

http://ru-aviation.livejournal.com/1509789.html 

http://topwar.ru/440-tank-pantera.html

http://stomaster.livejournal.com/2215772.html 

http://www.vyazma.name/f152/adol-f-gitler-v-smolenske-4628.html

http://rad-udelis.livejournal.com/15074.html

http://militera.lib.ru/memo/russian/rudenko/index.html

http://milday.ru

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D1%81%D0%BE%D1%82%D0%B0_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B0

Литературные источники:

1418 дней войны: Из воспоминаний о Великой Отечественной. Сост. Е.Н.Цветаев, В.С.Яровиков . Москва, «Политиздат», 1990.

Конев И.С. «Сорок пятый». М.: Воениздат, 1970.

Конев И.С. «Записки Командующего фронтом» М., Воениздат. 1972.

Руденко С.И. Крылья Победы — Военная Литература.

Г.К.Жуков. Воспоминания и размышления.

Стратегические и фронтовые операции Красной Армии. — Военно-исторический журнал, 1998, №  2.