8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Вторник, 05 Ноябрь 2013 20:27

«Москва вчера, сегодня, завтра» (методические рекомендации для проведения уроков в 1 кл.)

С.И. Сабельникова,

зам. директора Городского методического центра

Департамента образования города Москвы 

Л.Г. Ульяхина,

методист Городского методического центра

Департамента образования города Москвы 

Идея урока: каждый житель столицы, любящий свой родной город, должен принимать активное участие в жизни города. Учитель организует деятельность детей по развитию у них гражданской инициативы.

Оборудование урока:

презентация, листы плотной бумаги формата А3  (для 1 класса–лист формата А1) или альбом для рисования, фотоматериалы, распечатанные на цветном принтере (см. Приложение 3), клей, ножницы с тупыми концами (для работы в группах), фломастеры или цветные карандаши.

Формы работы:

- фронтальная (в начале урока);

- коллективная (при выполнении практического задания).

Новые понятия:

- Правительство Москвы;

- Общественная Палата города Москвы;

- портал «Наш город»;

- административно-территориальное устройство;

- мегаполис.

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА

ПРИМЕРНЫЙ ХОД УРОКА для учащихся 1 кл. с комментариями к слайдам презентации

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. 

Приложение 1. Инструкция и темы для учащихся 2 класса.

Приложение 3. Фотоматериалы к уроку. 

Приложение 4. Примерный макет выполненной практической работы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА

Методические рекомендации к проведению урока носят рекомендательный характер. Учитель может смоделировать урок на своё усмотрение, руководствуясь уровнем подготовленности детей.

Презентация содержит активные кнопки. Учителю предоставляется возможность выбрать вариант урока для 1, 2 или 3-4 классов.

Первая часть урока с презентацией подразумевает очень динамичную форму работы с детьми, она занимает минимальное количество времени (около 5-7 минут). Основное время урока отводится практической деятельности детей (работа с инструкцией, организация групп, выполнение практической работы).

Из списка тем дети выбирают только те темы, которые значимы для них. Учитель не должен навязывать собственную точку зрения с целью охватить все 7 приоритетных направлений Программы развития города Москвы. Интересна точка зрения детей. Такая форма работы способствует развитию у детей активной жизненной позиции. 

ПРИМЕРНЫЙ ХОД УРОКА

Слайд 1

– Ребята, сегодня мы поговорим о городе, в котором живем. Как называется наш город? Почему этот город называют самым главным в нашей стране?

– Сейчас прозвучит гимн нашего города. Когда исполняют гимн, все должны встать. Если вы знаете этой песни, вы можете петь вместе с исполнителями.

Звучит гимн[1] Москвы. Дети и учитель поют слова песни.

на слайдах – виды Москвы.

По окончании песни на слайде высвечивается текст второго куплета гимна*

Я люблю подмосковные рощи

И мосты над твоею рекой,

Я люблю твою Красную площадь

И кремлевских курантов бой.

В городах и далеких станицах

О тебе не умолкнет молва,

Дорогая моя столица,

Золотая моя Москва!

 

 

 

 

(Авторы слов – Марк Лисянский и Сергей Агранян, композитор – Исаак Дунаевский)

– Сейчас я вам прочитаю строки из песни, а вы подумайте, почему именно эта песня стала гимном нашего города.

Учитель выразительно читает строки второго куплета гимна. Дети отвечают на поставленный вопрос.
*Презентация управляется клавишами  ↑ ↓   При нажатии на клавишу ↓   звучит гимн Москвы. Учитель останавливает гимн после второго куплета нажатием клавиши  ↓ . На слайде появляется текст 2-го куплета. Если учителю необходимо вернуться к исполнению гимна, не выходя из демонстрационного режима, следует использовать клавиши в указанной последовательности: ↑↑↓.


[1]  Текст гимна города Москвы Текст и музыка песни как гимна города Москвы утверждены 5 июля 1995 года 

Слайд 2

На слайде фотографии крупнейших городов мира (мегаполисов): 

  • столица Аргентины Буэнос-Айрес с населением более 12 млн. человек;
  • Бомбей – один из крупнейших городов Индии (немногим более 12 млн. жителей); столица Южной Кореи Сеул с населением 11 153 200 человек;
  • столица Индонезии Джакарта (количество жителей приближается к11 млн.);
  • столица Российской Федерации Москва (более 12 млн. человек[1]). 

– На слайде изображены самые большие города мира. Такие города называются мегаполисами. Найдите изображение нашего города. Как вы догадались? (Ответы детей).

– Вы согласны с утверждением, что Москва – один из самых больших городов мира? Почему вы так думаете? (Ответы детей).


[1] Статистические данные представлены в тексте Проекта Программы развития Москвы «Москва – город, удобный для жизни» от 03.06.2013 г.

Слайд 3

На слайде:

  • герб г.Москвы;
  • схема территориального устройства города;
  • виды Москвы.

Можно организовать беседу с использованием схемы административно-территориального устройства:

– За последний год Москва стала еще больше. Раньше она была ограничена такой территорией (учитель показывает на карте) и состояла из 10 округов. Какие округа вы знаете?  (Ответы детей).

– А сейчас Москва увеличилась более чем в 2 раза. К ней присоединились новые территории. (учитель показывает на карте).

NB. Не следует акцентировать внимание детей на оценке события, а только на факте расширения границ.

– Давайте проверим, знаете ли вы Москву? Назовите объекты, которые вы видите на слайде (Ответы детей).

Слайд 4

На слайде: виды Москвы.

Работа с объектами города Москвы продолжается на слайде № 4.

– Какая Москва вам больше всего нравится? В какое время года Москва самая красивая? Какое время суток в Москве самое любимое? В каких местах города вы любите бывать с родителями? (Ответы детей).

 

Слайд 5

На слайде:

  • фотография Сергея Семёновича Собянина (2010–2013 гг – Мэр города Москвы, глава правительства г. Москвы; с 5 июня 2013 г. – временно исполняющий обязанности Мэра города Москвы);
  • фотография из репортажа о заседании Общественной палаты г.Москвы;
  • титульный лист проекта Программы развития Москвы «Москва – город, удобный для жизни»;
  • Приоритеты развития Москвы (из Программы);
  • ссылка на сайт http://gorod.mos.ru.

– Какими видами общественного транспорта вы пользуетесь? (метрополитен, автобусы, маршрутные такси, троллейбусы, трамваи, поезда, электрички, такси, самолёты)

– Заметили ли вы, какие изменения произошли последнее время на дорогах и улицах нашего города? (выделена специальная полоса для автобусов, ограничено движение грузового транспорта по территории Москвы, появилось много новых станций метро, на некоторых линиях метрополитена появились новые современные поезда и т.д.)

– Бываете ли вы в поликлиниках? Как сейчас записываются на прием к врачу?  (терминал, интернет). Удобно ли это? 

– Когда ваши родители учились в школах, то у них не было компьютеров и компьютерных классов, проекторов, интерактивных досок, Интернета. Москва может гордиться тем, что сейчас в каждой школе созданы все условия для того, чтобы вы хорошо учились, чтобы вам нравилось в школе*.

 *Появились персональные компьютеры не только в кабинетах информатики, но и в кабинетах начальной школы, каждый ученик на любом уроке может при необходимости воспользоваться компьютером и доступом в сеть Интернет; интерактивные доски теперь есть почти в каждом кабинете школы; в кабинетах устанавливаются видеокамеры, чтобы учащиеся, которые не могут присутствовать на уроке, могли видеть урок; школы оборудованы пандусами, а в новых школах есть даже лифты, чтобы детям-инвалидам можно было учиться вместе с другими детьми и т.д.).

– Вы видите мэра города Москвы, который предложил Программу развития города и обратился к каждому жителю города принять участие в этой работе.

Слайд 6

На слайде:

  • ссылка на сайт "Наш город";
  • скриншоты главной страницы сайта;
  • кнопки перехода: к Слайду № 9 (для учащихся 1-х классов), к Слайду № 7 (для учащихся 2-х классов), к Слайду № 8 (для учащихся 3-4-х классов).

– Вы видите главную страницу портала «Наш город». В левом верхнем углу написано: Москва. Наш город. Управляем вместе!. Как вы думаете, к кому обращены эти слова? (ко всем жителям города) Кто мог обратиться к жителям города с таким призывом? (Правительство Москвы) Что означают эти слова?

– Давайте покажем, каким мы хотим видеть наш любимый город.  

На столе лежат подготовленные к работе фотоматериалы (распечатанный на цветном принтере и разрезанный фотоматериал из Приложения 3)

– Выберите только те фотографии, которые вам нравятся.

Далее учитель организует работу по созданию коллажа «Наша Москва»* (дети наклеивают фотографии на лист бумаги А1)

*Учитель заранее пишет заголовок «Наша Москва» на листе формата А1.

На слайде № 5 кнопка «переход к последнему слайду» позволит учителю перейти  к нужному слайду, не перелистывая остальные страницы.

Слайд 1

По окончании работы учитель вместе с детьми рассматривает коллаж.

– Ребята, понравилось ли вам выполнять такую работу? Насколько сложной она вам показалась? Что именно понравилось, было сложным? Что вы расскажете о сегодняшней работе дома, родителям, чем бы вам хотелось с ними поделиться?

– Всем большое спасибо за работу. Надеемся, что   наш город будет таким, каким мы хотим его видеть.