8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Четверг, 16 Июнь 2016 17:25

Методические материалы к учебному курсу «Истоки» для 5–9-го классов А. В. Камкина, И. А. Кузьмина

Учебный курс «Истоки» (авторы – А. В. Камкин, И. А. Кузьмин) представляет собой интегративный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. В центре его – феноменология российской цивилизации, общий контекст её основополагающих ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики.

Целью курса является освоение школьником системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и «смыслам» отечественной культуры. Курс направлен на развитие внутреннего духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения социокультурного опыта Отечества.

Курс призван приблизить детей к вечным истинам через самые простые понятия – имя, род, семья, слово, книга, храм, вера, честь, надежда, терпение, любовь, покаяние, истина и т. д. «Истоки» открывают детям в обычном необычное, помогают в давно известном раскрыть новые смыслы, духовное наполнение, расчистить истоки вечных ценностей. В системе духовно-нравственных ценностей курса выделяется главная ценность – жизнь.

В плане личностного развития курс «Истоки» призван определить собственное воззрение учащихся на служение Отечеству, воспитывать качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые духовно-нравственные ценности российской культуры.

В плане социализации курс «Истоки» призван содействовать формированию у учащихся гражданской и культурной идентичности. Воспитывая в учащихся достойных представителей своей культуры, знающих, чувствующих и принимающих её идеалы и ценности, курс в то же время создаёт условия для формирования у них навыков сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества.

В плане подготовки к профессиональной деятельности курс «Истоки» призван привести учащихся к пониманию духовно-нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности (труд, предпринимательство, служение, творчество и др.), расширить их культурологическую компетентность, формировать добросовестное отношение к труду.

В основной школе открывается второй концентр в познании социокультурных истоков: учащиеся присоединяются к тем устойчивым идеалам, формам и нормам социокультурной практики, которые веками придавали российской цивилизации стабильность, преемственность, уникальность и самобытность.

В 5-м классе эта задача решается посредством цикла «Память и мудрость Отечества», в рамках которого идет знакомство с семью выдающимися памятниками отечественной культуры и образа жизни, в каждом из которых прочитывается тот или иной основополагающий идеал (лад, мерность, преображение, соборность, согласие, державность и т. д.).

В 6-м классе (цикл «Слово и Образ Отечества») учащиеся уясняют «код» пространства (края и земли, рубежи и пределы, образы территорий, памятные и приметные места и т. п.) и «ритмы» времени (календарные системы, годичный, жизненный цикл, духовное и метафорическое прочтение времени) как важнейшие цивилизационные ценности, учится видеть диалектику священного и мирского, религиозного и светского.

В 7-м классе (цикл «Дело и подвиг Отечества») учащимся предлагается осознать истоки мастерства и предназначения дела (земледелие, ремесло, ратное дело, священство, управление), а также смысл подвига в его традиционном прочтении.

В 8-м классе (цикл «Истоки творчества») учащиеся осваивают важнейшие проявления творческой деятельности человека и её плоды (литература, искусство, музыка, иконопись, зодчество и др.), учится прочитывать язык знака – символа – образа в отечественной культуре и искусстве, осознавать культуру как текст, понимать её духовные, эстетические и этические идеалы.

В 9-м классе (цикл «В поисках истины») учащиеся знакомятся с путями к истине, которыми веками шел русский человек, осознают роль и место мифа, религии, научного знания, подводятся к пониманию социокультурных смыслов науки, уяснению смысла религии и науки в ценностном ядре цивилизации.

В основе преподавания учебного курса «Истоки» лежит идея активного воспитания, воплощаемая на практике с помощью активных форм обучения. Главными целями системы активных форм обучения является развитие у учащихся духовно-нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение социально и личностно значимых результатов.

Скачать Программу учебного курса «Истоки» для 5–11-х классов

Скачать Рабочую программу учебного курса «Истоки» для 5–9-х классов

Скачать Тематическое планирование учебного курса «Истоки-5»

Скачать Тематическое планирование учебного курса «Истоки-6»