8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Среда, 11 Ноябрь 2020 17:31

Методические рекомендации к проведению мероприятий, приуроченных к Всероссийскому дню правовой помощи детям (20 ноября)

Авторы-составители: Губанова Е.А., Зубков В.Г., методисты ГБОУ ГМЦ ДОНМ

Пояснительная записка

Права ребёнка – это свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребенка, которые нашли свое отражение и в нормативных правовых актах Российской Федерации. Российская Федерация признает, что детство является важным этапом жизни человека, интересы детей являются одним из важнейших приоритетов государственной политики.

Декларация прав ребёнка принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года, в которой содержатся десять основных принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление прав детей (https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml).

Через 30 лет, именно 20 ноября 1989 года, была принята Конвенция о правах ребёнка.

Международная Декларация по правам детей – это официальный документ, принятый международным сообществом, в котором прописаны обязанности взрослого перед ребенком. Декларация предусматривает одинаковые для всех несовершеннолетних права при воспитании, образовании, физическом и духовном развитии, при этом неважно, какая раса у ребёнка, на каком языке он говорит, какую религию исповедует и т. д. Конвенция определяет волю несовершеннолетних на получение образования, на проведение отдыха и досуга, на пользование другими услугами государств, входящих в ООН и подписавших этот документ. Конвенция – это первый и основной международно-правовой документ, определяющий права несовершеннолетних.

Официальные документы ООН рекомендуют всем странам ввести в практику празднование 20 ноября Всемирного дня ребёнка как дня мирового братства и взаимопонимания детей, посвящённого деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире. В рамках этого дня проводятся мероприятия, посвящённые детям (открытые уроки, просветительные занятия, семинары, конференции, лекции, акций, демонстрации и флешмобы, сбор пожертвований детским домам и малоимущим семьям благотворительными фондами). Основная цель этого дня – привлечь внимание общественности к законодательным нормам, обеспечивающим благоприятное развитие и становление личности несовершеннолетних членов социума.

В соответствии с решением Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» с 2013 года ежегодно в Российской Федерации проводится Всероссийский день правовой помощи детям, приуроченный к Всемирному дню ребёнка.

Основная задача проведения Всероссийского дня правовой помощи детям – правовая помощь детям-сиротам и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также широкое информирование граждан о возможностях системы бесплатной юридической помощи. В этот день во всех субъектах Российской Федерации организуются пункты бесплатных юридических консультаций по вопросам прав детей, опеки, попечительства и детско-родительских отношений. Помимо оказания бесплатной юридической помощи, в этот день будут проводиться дополнительные мероприятия по правовому консультированию детей и их родителей в образовательных организациях, а также на базе общественных приёмных, центров бесплатной юридической помощи во всех регионах России.

Основные подходы в организации проведения мероприятий, приуроченных к Всероссийскому дню правовой помощи детям,
в образовательных организациях

Профилактическая работа в образовательной организации по правовому просвещению и воспитанию обучающихся является средством профилактики правонарушений и борьбы с негативными проявлениями в подростковой и молодёжной среде. Воспитание целостной личности, сочетающей в себе следование принципам морали, духовное и культурное богатство, законопослушность невозможно без правового просвещения и правового воспитания обучающегося.

Целью правового просвещения в образовательной организации является формирование правовой культуры, правовых знаний.

В Всероссийский день правовой помощи детям в образовательных организациях рекомендуется провести занятия правовой грамотности, направленные на:

  • акцентирование внимания учащихся, их родителей и педагогов в вопросах прав и свобод ребёнка как полноценного участника правовых отношений;
  • способствование развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношения к праву как общественной ценности;
  • оказание помощи школьникам в определении собственных представлений о современных правовых и моральных ценностях общества.

Занятия правовой грамотности могут быть организованы в рамках учебной деятельности:

- изучение основ правовых знаний на уроках предмета «Окружающий мир» в начальной школе;
- разъяснение административного и уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних за совершение правонарушений на уроках предметов «Обществознание», «Право», «ОБЖ»;
- изучение становления и развития права в рамках предмета «История».

Во внеурочной работе, при проведении внеклассных мероприятий, мероприятия по правовому просвещению могут носить разнообразный характер:

  1. Беседы, лекции для обучающихся на правовую тематику с привлечением к проведению мероприятий общественных организаций, представителей правоохранительных органов, преподавателей и студентов юридических факультетов высших учебных заведений в качестве лекторов, а также родительской общественности.
  2. Мероприятия с использованием интерактивных методов, обеспечивающие личное участие обучающихся в предлагаемой деятельности, вовлечение всех участников в обсуждение поставленных проблем, что будет способствовать выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретённые навыки и накопленный опыт.
  3. Мероприятия с использованием игровых форм – ролевые и деловые игры, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, взятых из реальной жизни или художественных источников, инсценировки судебных процессов, жизненных правовых ситуаций. Использование инсценировок и ролевых игр при проведении таких мероприятий позволяет разнообразить процесс обучения, мотивировать обучающихся к самостоятельному поиску информации, формировать ответственное отношение к выполняемому делу, учит работать в коллективе, выражать и грамотно отстаивать своё мнение.
  4. Социально значимые проекты, конкурсы, акции, направленные на формирование гражданско-правового сознания (подготовка творческого задания, презентации, создание видеоролика, проведение исследований и т. д.).
  5. Электронная форма правового просвещения – организация видеолекций, конференций, использование информационных материалов и различных электронных ресурсов, в том числе МЭШ, для организации и проведения классных часов, внеклассных мероприятий и др.
  6. Совместная продуктивная деятельность – изготовление учащимися информационно-дидактических материалов: буклетов, брошюр, справочных материалов по изучаемым правовым темам.
  7. Проведение собраний по правовому консультированию родителей (законных представителей) по вопросам прав детей с привлечением представителей школьных служб примирения, социальных служб, правоохранительных органов, юристов, а также индивидуальное консультирование в области юридических аспектов опеки и детско-родительских отношений для родителей учащихся, попавших в трудную жизненную ситуацию, опекунов (приёмных родителей), законных представителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
  8. Размещение на публичном пространстве образовательной организации информации, посвящённой аспектам гражданско-правовой культуры.

Проведение таких мероприятий не только повысит правовую культуру всех участников образовательных отношений, но и сформирует у них активную гражданскую позицию.

При организации мероприятий по правовому просвещению важно исходить не только из уровня знаний обучающихся в вопросах права, но и с учётом возраста детей. Так, например, на уровне начального общего образования проведение занятий основывается на игровых формах работы: викторины, игры, конкурсы рисунков, плакатов и т. д.; на уровне основного общего образования при обучении правам ребенка выбор необходимо отдать комплексу познавательных и практических заданий, который учитывает интересы и жизненный опыт учащихся; на уровне среднего общего образования лучше избрать поисково-исследовательской метод и деятельностную практику. 

Нормативно-правовые акты, регламентирующие права детей:

  1. Декларация прав ребёнка.
  2. Конвенция о правах ребёнка.
  3. Конституция РФ.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  5. Семейный кодекс Российской Федерации.
  6. Трудовой кодекс Российской Федерации.
  7. Федеральный закон от 20.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  9. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  10. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
  11. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Методические материалы, рекомендуемые для проведения мероприятий Всероссийского дня правовой помощи детям:

- http://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/konstitutsiya-osnovnoj-zakon-gosudarstva;
- http://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/pravovaya-norma;
- http://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/pravomernoe-povedenie-pravonarushenie;
- http://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/sistema-prava-i-sistema-zakonodatelstva-rossijskoj-federatsii;
- http://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/administrativnaya-otvetstvennost-nesovershennoletnikh;
-http://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/khuliganstvo-i-vandalizm-ot-prostupka-do-prestupleniya-chast-2;
- http://life.mosmetod.ru/index.php/category/pravovye-situacii;
- http://life.mosmetod.ru/index.php/category/pravo;
- https://mosmetod.ru/centr/proekty/urok-v-moskve/obshchestvoznanie/ugolovnoe-pravo.html;
- https://mosmetod.ru/centr/proekty/urok-v-moskve/obshchestvoznanie/konstitutsii-rf-osnovy-konstitutsionnogo-stroya-rossii.html;
- https://mosmetod.ru/centr/proekty/urok-v-moskve/obshchestvoznanie/mezhdunarodnaya-zashchita-prav-cheloveka.html;
- https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/profilaktika-negativnykh-proyavlenij/metodicheskie-materialy/klassnyj-chas-na-temu-umej-skazat-net.html;
- https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/profilaktika-negativnykh-proyavlenij/metodicheskie-materialy/klassnyj-chas-po-profilaktike-pravonarushenij-sredi-nesovershennoletnikh-vysokaya-otvetstvennost.html;
- https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/profilaktika-negativnykh-proyavlenij/metodicheskie-materialy/metodicheskie-rekomendatsii-k-klassnomu-chasu-put-k-uspekhu.html;
- https://konkurs.mosmetod.ru/index.php?el=2&id=3189 (Онлайн-викторина «Права ребёнка». Дата проведения мероприятия: 20 ноября 2020 года. Участники: обучающиеся 8–11-х классов).