golos

8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Среда, 30 Октябрь 2019 15:03

Методические рекомендации по проведению городской недели профилактики экстремизма «Единство многообразия»

Автор-составитель: Губанова Елена Александровна, методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ

Пояснительная записка

Экстремизм как одна из социально-политических проблем ведёт к нарушению гражданского мира и согласия, подрывает общественную безопасность, создаёт реальную угрозу сохранению основ конституционного строя, межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия.

Профилактика экстремизма в образовательной среде является одним из важнейших направлений профилактической работы, основная цель которой – формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей, а также их защита от негативных проявлений экстремизма, социальной и межнациональной розни.

Профилактика экстремизма в образовательной организации представляет собой систему, включающую несколько уровней:

1. Все обучающиеся. На этом уровне необходимо осуществление общепрофилактических мероприятий, ориентированных на повышение жизненных возможностей обучающихся, снижение чувства незащищенности, невостребованности, создание условий для их полноценной самореализации и жизнедеятельности.

2. Обучающиеся, находящиеся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности:

а) дети из неблагополучных, социально дезориентированных семей, с низким социально-экономическим статусом;

б) молодежь и подростки:

- склонные к экстремальному досугу и рассматривающие участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровождения;
- имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;
- носители молодёжных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний;

Для повышения эффективности работы в вопросах профилактики экстремизма в образовательной организации, необходимо руководствоваться ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Данная работа строится на следующих принципах:

• признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
• приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;
• сотрудничество государства с общественными и иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;
• неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Профилактическую работу в школе необходимо выстраивать, учитывая возрастные особенности обучающихся.

Наиболее принятыми формами реализации мероприятий по профилактике экстремизма в образовательных организациях являются:

- организация и проведение мероприятий по профилактике противоправного поведения детей и подростков;
- организация досуга детей, подростков, молодёжи, семейного досуга, создание условий для реализации творческого и спортивного потенциала обучающихся;
- проведение в образовательных организациях занятий по воспитанию патриотизма, культуры мирного поведения, межнациональной и межконфессиональной дружбы, по обучению навыкам бесконфликтного общения, а также умению отстаивать собственное мнение, противодействовать социально опасному поведению, в том числе вовлечению в экстремистскую деятельность;
- включение в образовательную деятельность тем, направленных на воспитание традиционных для российской культуры ценностей;
- повышение профессионального уровня педагогических работников, разработка и внедрение новых педагогических методик, направленных на противодействие экстремизму.

Основные подходы в организации недели профилактики экстремизма «Единство многообразия» для обучающихся, педагогов, родителей

Одним из видов профилактической работы в школе может выступать неделя профилактики экстремизма «Единство многообразия».

Неделя профилактики экстремизма «Единство многообразия» приурочена к Международному дню толерантности (терпимости), ежегодно отмечающегося 16 ноября. В этот день во многих станах проводятся мероприятия, направленные на уважение и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, признание универсальных прав и основных свобод человека.

Участвовать в неделе могут как обучающиеся 5–11-х классов, студенты колледжей в возрасте до 18 лет из образовательных организаций города Москвы, так и педагоги, и родители.

Цель профилактической недели: формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей и толерантного отношения в социуме.

Задачи проведения профилактической недели:

- формирование у подростков и молодёжи адекватной самооценки, представлений о том, что они являются частью многонационального общества, где все представители имеют равные права;
- формирование отрицательного отношения к экстремистским проявлениям;
- развитие навыков общения, проявления силы воли и принятия собственных решений (собственного выбора).

Основными условиями при проведении профилактической недели являются:

- интеграция – через реализацию целей и задач профилактической недели в процессе формирования у подростков и молодёжи знаний, умений и навыков, имеющих для них актуальное значение и востребованных в их повседневной жизни;

- целостность – через привлечение к участию в профилактической неделе всех основных механизмов социализации несовершеннолетних и молодёжи (школы, семьи, ближайшего окружения), привлечение к организации и проведению мероприятий недели классных руководителей и других педагогов, выбор «ученического актива», участвующего в подготовке и проведении недели, привлечение к участию в неделе обучающихся всей школы, проведение мероприятий для родителей;

- комплексность – через формирование единого профилактического пространства с целью негативного отношения к проявлениям экстремизма у несовершеннолетних обучающихся;

- безопасность – через тщательный отбор информации и форм воздействия на учащегося с целью предотвращения провоцирования интереса к экстремистской деятельности;

- возрастная особенность учащихся при организации профилактической недели;

- разнообразие технологий и форм организации мероприятий через ежедневное проведение различных мероприятий.

Примерный сценарий недели профилактики экстремизма:

  1. Чтение лекций, просмотр видеофильмов соответствующей тематики, проведение круглых столов, тренингов как с подростками и молодёжью, так и с педагогами и родителями;
  2. Освещение позитивного опыта совместного проживания многонационального населения (истории многонациональных семей), знакомство с культурами народов, историю конкретного города, региона.
  3. Проведение цикла тематических занятий (классных часов) по информированию обучающихся о безопасном поведении в экстремальных ситуациях, а также материалов, нацеленных на развитие межнациональных отношений.
  4. Проведение работы по развитию в школе школьного самоуправления, волонтёрских (добровольческих) объединений, спортивных творческих союзов и объединений.
  5. Проведение мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитание, физическое развитие, формирование здорового образа жизни детей и молодежи, в наибольшей степени влияющих на формирование толерантного сознания молодёжи, профилактику экстремизма и ксенофобии;
  6. Организация встреч с представителями старшего поколения, представителями поисковых отрядов.

Примерный сценарий проведения недели профилактики экстремизма «Единство многообразия»

Нормативно-правовые документы, регламентирующие проведение профилактической недели

- Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Федеральный государственный образовательный стандарт

- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

- Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (с изменениями на 1 мая 2019 года)

- Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями и дополнениями)

Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753)

Закон города Москвы от 19.03.2008 №14 «О единой системе профилактики правонарушений в городе Москве»

Литература

1. Кубякин Е. О. Проблема профилактики экстремизма в молодёжной среде. Общество: политика, экономика, право, 2015.

2. Профилактика экстремизма, национализма и укрепление межнациональных и межкультурных отношений в условиях работы образовательных организаций общего образования: метод. рек. [Электронный ресурс] / [сост. Т.А. Ичеткина]; Мин-во образования, Республика Коми, 2015.

Методические разработки с использованием электронных ресурсов ГМЦ

https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/profilaktika-negativnykh-proyavlenij/metodicheskie-materialy.html

http://life.mosmetod.ru/                    

https://uchebnik.mos.ru/catalogue

http://academy.mosmetod.ru/

Ответственный за информацию: Зубков В. Г., методист ГМЦ ДОгМ.
Электронная почта: zubkovvg@mosmetod.ru
Контактный телефон: 8 (499) 763-67-57, добавочный 194.