8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Четверг, 27 Февраль 2020 15:31

Методические рекомендации по организации профилактической работы по предупреждению употребления психоактивных веществ

Авторы-составители: Губанова Елена Александровна, Зубков Вадим Геннадьевич, Чечерина Ольга Николаевна – методисты ГБОУ ГМЦ ДОгМ

Пояснительная записка

В связи с распространенностью употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди несовершеннолетних и молодёжи в настоящее время перед обществом стоит задача, направленная на организацию активного противодействия социальным опасностям, связанным с употреблением веществ, разрушающих организм человека и приводящих к зависимости.

Профилактическая работа, направленная на ограничение употребления психоактивных веществ в молодёжной среде, является одним из приоритетных направлений в комплексе мероприятий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (Указ Президента Российской Федерации от 23.02.2018 г. № 85 «О внесении изменений в Стратегию государственной антинаркотической политики Российской Федерации»).

В соответствии с требованиями Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» профилактическая деятельность должна ориентироваться на реализацию задач первичной профилактики, основанной главным образом на развитии культуры здорового образа жизни и других социально значимых ценностях – созидании, творчестве, духовном и нравственном совершенствовании человека.

Система российского образования выступает активным участником реализации задач первичной профилактики ПАВ. Существенный вклад в формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения можно осуществить за счет комплексной системной профилактической работы с несовершеннолетними и молодёжью, используя профессиональный, организационный ресурсы системы образования.

Основные подходы по профилактике употребления ПАВ среди несовершеннолетних и молодёжи

Профилактика в образовательной среде является компонентом общей системы предупреждения употребления ПАВ несовершеннолетними и молодёжью, направленным на формирование здорового образа жизни.

Основополагающим документом по организации профилактической работы в школе по предупреждению употребления ПАВ несовершеннолетними и молодёжью выступает «Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде», утверждённая Министерством образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2011 г. и рекомендованная Государственным антинаркотическим комитетом (протокол № 13 от 28 сентября 2011 г.).

Главная цель профилактической деятельности направлена на минимизацию условий, способствующих распространению и употреблению ПАВ в образовательной среде для достижения конечного результата – исключения ПАВ из жизни несовершеннолетних.

Основным структурным и содержательным компонентом системы профилактики употребления ПАВ в образовательной организации является комплексная система организации образовательной деятельности. Комплексная система профилактики направлена на обучение и воспитание детей и молодёжи, снижение риска употребления ПАВ за счёт расширения социальных компетенций, формирования личностных качеств, повышающих устойчивость к негативным влияниям среды на подростков.

Целевыми группами (субъектами) в профилактической работе школы являются: обучающиеся, родители (законные представители), педагогические работники, сотрудники территориальных органов ФСКН России, сотрудники органов внутренних дел, представители общественных объединений и организаций, которые способны оказывать влияние на формирование здорового образа жизни в среде несовершеннолетних и молодёжи.

Реализация профилактической деятельности в школе может осуществляться за счет:

- формирования у обучающихся негативного отношения ко всем формам употребления ПАВ как опасным для здоровья;

- формирования универсальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность самореализации с учётом личностных ресурсов.

Деятельность педагогов, школьных психологов по профилактике употребления ПАВ, должна быть направлена на разные адресные группы. В первую очередь это:

- группы несовершеннолетних с высоким риском вовлечения в употребление ПАВ, дети и подростки, испытывающие трудности социальной адаптации,

- подростки с отклоняющимся поведением,

- родители (законные представители),

- другие участники образовательной деятельности.

Федеральные государственные образовательные стандарты на разных уровнях образования определяют основные направления работы по организации профилактики употребления ПАВ в школе:

- интеграцию профилактического содержания в базовые учебные программы через систему уроков в начальной школе («Окружающий мир», «Физическая культура»), в основной и старшей школе через метапредметную связь («Биология», «ОБЖ», «Физическая культура», «Обществознание»);

- воспитательную работу в рамках внеурочной деятельности (тематические занятия, тренинги, ролевые игры, дискуссии) и дополнительное образование (спортивные кружки, секции, занятия в творческих коллективах, студиях и клубах);

- индивидуальную работу с обучающимися, направленную на выявление тех или иных факторов риска формирования зависимости от ПАВ, повышение мотивации на здоровый образ жизни.

Педагогические работники в рамках урочной и внеурочной деятельности могут проводить мероприятия первичной профилактики, направленные на формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а также на развитие ресурсов личности обучающихся.

Сотрудники правоохранительных органов во время занятий в образовательных организациях акцентируют внимание учащихся на правовые аспекты потребления наркотиков, ПАВ, включая вопросы наказания за их распространение.

Медицинские работники и другие специалисты, работающие в сфере здравоохранения, рассматривают с учащимися проблемы негативного влияния употребления наркотиков и ПАВ на здоровье.

Организационные составляющие и условия проведения Недели профилактики употребления психоактивных веществ «Независимое детство»

Одной из форм работы по профилактике употребления психоактивных веществ среди обучающихся в образовательной организации может стать профилактическая неделя «Независимое детство».

Профилактическая неделя «Независимое детство» приурочена к «Всемирному дню борьбы с наркотиками и наркобизнесом» (1 марта), дню, когда населения всех стран объединяется для борьбы с болезнью 21-го века.

В образовательных организациях неделю профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) «Независимое детство» целесообразно провести в период со второго по шестое марта 2020 года.

Мероприятия недели должны быть направлены на формирование у обучающихся представлений и норм поведения, снижающих риск приобщения к ПАВ, развитие личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию. В профилактической неделе «Независимое детство» должны учувствовать не только педагогические работники, обучающиеся 5–11-х классов и студенты колледжей образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, но и родители (законные представители) обучающихся.

Цель профилактической недели: формирование у обучающихся ценностных ориентаций, нравственных представлений и форм поведения.

Задачи недели:

- снижение рисков возможного интереса у обучающихся к употреблению ПАВ через расширение социальных компетенций, приобщение к спорту и здоровому образу жизни;

- формирование личностных качеств несовершеннолетних, повышающих их устойчивость к негативным психосоциальным воздействиям;

- развитие и поддержка позитивно ориентированных интересов, досуга и здоровья обучающихся.

Основными принципами профилактической недели выступают:

- принцип системности (организационно-методическое взаимодействие, межпрофессиональное взаимодействие);

- стратегической целостности (единая стратегия профилактической деятельности, включая основные направления, методические подходы);

- многоаспектности (комплексное использование социальных, психологических и личностно ориентированных направлений и форм профилактической деятельности);

- ситуационной адекватности (соответствие содержания и организации профилактики реалиям экономической и социальной жизни);

- динамичности (подвижность и гибкость связей между структурами и компонентами профилактической системы);

- эффективного использования ресурсов участников профилактики (основная часть задач профилактики реализуется за счет имеющихся у социальных институтов содержательных, методических, профессиональных ресурсов);

- легитимности (соответствие любых форм профилактической деятельности в образовательной среде законодательству).

Условия проведения недели профилактики употребления психоактивных веществ «Независимое детство»:

1. Привлечение к организации и проведению мероприятий профилактической недели всех участников образовательных отношений (обучающихся, родителей, педагогов).

2. Тщательный отбор информации и форм воздействия на обучающихся.

3. Учет возрастных особенностей обучающихся.

4. Взаимодействие с родительской общественностью.

5. Межведомственное взаимодействие в сфере профилактики зависимого поведения с правоохранительными органами, центрами профилактики зависимого поведения и первичной профилактики наркологии, комиссиями по делам несовершеннолетних и т. д.

В ходе проведения профилактической недели необходимо использовать дифференцируемые подходы к обучающимся с учетом уровней общего образования, установленных в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

На уровне дошкольного образования профилактическая работа направлена на формирование представления о здоровье, его значении, об основах здорового образа жизни; освоение навыков безопасного поведения, развитие навыков самоконтроля.

На уровне начального общего образования профилактическая работа направлена на формирование комплексного представления о здоровье, расширение знаний о негативном воздействии ПАВ на организм человека, формирование устойчивости к негативному давлению среды.

На уровне основного общего образования профилактическая работа направлена на выработку навыков высокой самооценки себя как личности (необходимо заложить установку «не делай, как другие» по отношению к ПАВ).

На уровне среднего общего образования профилактическая работа направлена на освоение навыков отказа («умей сказать «НЕТ!»), умения найти выход в конфликтной ситуации, помочь определить свои ценности и в соответствии с ними выстраивать жизненные цели.

Исходя из требований Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» необходимо придерживаться чётко сформулированных позиций по отношению к неэффективным средствам профилактики. При подготовке недели профилактики употребления ПАВ в работе не должны использоваться:

- установка на страх зависимости от ПАВ;

- изображения или описания алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий, включая конкурсы плакатов с использованием тем ПАВ;

- предоставление учащимся информации о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах, об опасных последствиях их потребления, о действии психоактивных веществ, способах приготовления или приобретения ПАВ;

- использование специфического сленга;

- проведение театрализованные «антирекламных» акций с использованием атрибутики ПАВ.

Не рекомендуется в каких-либо «воспитательных» целях использовать психотравмирующую информацию. Необходимо помнить об этической и нравственной стороне предоставляемой информации!

В организации профилактической работы с обучающимися по профилактике употребления психоактивных веществ наибольшую эффективность имеют не дидактические информационно-образовательные методы, а интерактивные формы работы (моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, тренинги, диспуты и т. д.), позволяющие сформировать активную личностную позицию по отношению к употреблению психоактивных веществ, повысить мотивацию обучающихся на здоровый и безопасный образ жизни.

Примерный сценарий проведения недели профилактики употребления психоактивных веществ «Независимое детство»

Нормативно-правовые документы, регламентирующие проведение профилактической недели

1. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Федеральный государственный образовательный стандарт.

4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

5. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (с изменениями на 1 мая 2019 года).

6. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изменениями и дополнениями).

7. Указ Президента Российской Федерации от 23.02.2018 г. № 85 «О внесении изменений в Стратегию государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690»

8. Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (письмо Минобрнауки России № МД-1197/06 от 5 сентября 2011 г.).

9. Закон города Москвы № 6 от 28 февраля 2007 г. «О профилактике наркомании и незаконного оборота наркотических веществ в городе Москве».

10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 2 от 19.01.2005 г. «Об усилении надзора за напитками, содержащими тонизирующие компоненты»

11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 9 апреля 2009 г. № 23 «Об усилении надзора за реализацией курительных смесей»

12. Приказ Минобранауки РФ от 12 апреля 2011 года № 1474 «О психологическом тестировании обучающихся образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ»

Литература

1. Зайцева Н.Г., Коноплева С.Ю., Матвеева Т.Ю., Сорокина Л.А., Скорадешкина О.В., Смирнова М.В., Шиголина Т.Н., Щепоткина С.А. Методические рекомендации по проведению в образовательных организациях уроков профилактики употребления психоактивных веществ с несовершеннолетними // Нижний Новгород, 2016.

2. Материалы Центра экстренной психологической помощи ГБОУ ВПО МГППУ.

3. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?». Психологические игры и упражнения. – М.: Издательство «Генезис», 2015.