8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Понедельник, 09 Декабрь 2019 17:45

Методические рекомендации по проведению городской недели правовых знаний «Равноправие»

Автор-составитель: Губанова Елена Александровна, методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ

Пояснительная записка

Ежегодно 12 декабря в нашей стране отмечается День Конституции. Это одна из значимых памятных дат Российского государства.

Организация правового просвещения граждан является одной из приоритетных задач государственной политики. Повышение правовой культуры общества и личности, а также просвещение и воспитание подрастающего поколения регламентированы таким документом, как «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», утверждённым Президентом РФ от 28.04.2011 № Пр-1168.

Целью правового просвещения в образовательной организации является формирование правовой культуры, правовых знаний, включая позитивные правовые убеждения и ценности всех участников образовательных отношений.

Задачи просветительской работы в этом направлении следующие:
- создание условий для раскрытия и развития гражданского самоопределения и самореализации в интеллектуальном, нравственном, культурном и физическом развитии;
- формирование гражданской ответственности и правового самосознания;
- формирование высокой нравственной культуры;
- формирование активной гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры;
- профилактика правонарушений.

Основными направлениями работы по формированию правовой культуры и профилактике правонарушений среди обучающихся в образовательной организации выступают:

  1. Изучение основ правовых знаний в рамках основных учебных предметов (обществознание, право, ОБЖ) с разъяснением административного и уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних за совершение правонарушений.
  2. Включение в учебный план образовательной организации внеурочных программ по правовому воспитанию.
  3. Использование педагогами образовательной организации современных педагогических технологий правового обучения и воспитания – тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности.
  4. Организация участия обучающихся в социально значимых проектах, конкурсах, акциях, направленных на формирование гражданско-правового сознания.
  5. Привлечение общественных организаций, учреждений культуры, науки, спорта, здравоохранения, а также родительской общественности для проведения мероприятий по профилактике правонарушений несовершеннолетних.
  6. Использование информационных материалов и различных электронных ресурсов, в том числе МЭШ, для организации и проведения классных часов, внеклассных мероприятий, декад правовой культуры и др.
  7. Размещение на публичном пространстве образовательной организации информации, посвящённой аспектам гражданско-правовой культуры.
  8. Использование школьных служб примирения в вопросах правового просвещения обучающихся, родительской общественности и педагогических работников.

Основные подходы в организации недели правовых знаний «Равноправие» для обучающихся, родителей и педагогов

Одним из видов профилактической работы может стать проведение Недели правовых знаний «Равноправие» в рамках такого проекта, как «Москва – позитивное пространство!».

Неделя правовых знаний «Равноправие» приурочена ко Дню Конституции (12 декабря).

В неделе могут принимать участие обучающиеся 1–11-х классов, студенты колледжей в возрасте до 18 лет, родители и педагоги образовательных организаций города Москвы.

Цель профилактической недели: формирование правовой культуры и профилактика правонарушений среди обучающихся.

Задачи:

- повышение уровня информированности всех участников образовательных отношений об основных правовых аспектах современного общества;
- развитие правового самосознания и правовой культуры обучающихся;
- создание условий для обеспечения защиты прав несовершеннолетних.

Основными условиями при проведении профилактической недели правовых знаний «Равноправие» являются:

- привлечение к организации и проведению мероприятий профилактической недели всех участников образовательных отношений (обучающихся, родителей, педагогов);
- тщательный отбор информации и форм воздействия на учащегося с целью предотвращения провоцирования интереса к негативным воздействиям макро- и микросреды;
- возрастная особенность учащихся при организации профилактической недели.

Примерный регламент недели правовых знаний

1. Знакомство учащихся с нормативными правовыми документами.

Конвенция о правах ребёнка, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», локальные нормативные документы образовательной организации, регламентирующие правила поведения учащихся, правила внутреннего трудового распорядка.

2. Беседы, лекции на правовую тематику с привлечением работников правоохранительных органов.

3. Творческие формы (представление проектов, проведение конкурсов). Проектная форма деятельности предусматривает подготовку творческого задания, презентации, проведение социологических исследований и обязательное представление материала. Форма представления результатов может быть различной (изделие, макет, презентация, видеофильм и т. д.). Индивидуальная работа каждого обучающегося при такой форме становится частью коллективной работы.

4. Интерактивные методы – это методы, обеспечивающие личное участие, непосредственную включенность обучающихся в предлагаемую деятельность.

Например, дискуссия (диспут) – одна из наиболее интересных форм повышения правовой культуры. Она позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретённые навыки и накопленный опыт.

5. Игровые формы – ролевые и деловые игры, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, взятых из реальной жизни или художественных источников, инсценировки судебных процессов, жизненных правовых ситуаций. Методика игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры.

Использование инсценировок и ролевых игр позволяет разнообразить процесс обучения, мотивировать обучающихся к самостоятельному поиску информации, формировать ответственное отношение к выполняемому делу, учит работать в коллективе, выражать и грамотно отстаивать своё мнение.

6. Информационно-дидактические материалы – буклеты, брошюры, справочные материалы по изучаемым правовым темам, подготовленные самими учащимся.

7. Электронная форма правового просвещения.

Интернет предоставляет огромный разнообразный материал для работы с учащимися в области права. Прежде всего, это источник официальной правовой информации pravo.gov.ru. И конечно, это многочисленные правовые порталы, сайты юридической направленности, где размещены тексты учебников, учебных пособий, монографий, представлены памятники правовой культуры, справочные правовые издания.

Примерный сценарий проведения Недели правовых знаний «Равноправие»

Нормативно-правовые документы, регламентирующие проведение профилактической недели

1. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный государственный образовательный стандарт.
4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
5. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (с изменениями на 1 мая 2019 года).
6. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».
7. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168).

Литература:

1. Право знать право: методические рекомендации по организации правового просвещения участников образовательного процесса / Авторы-сост. Э. И. Атагимова, Е. В. Горбачева. – М.: ФБУ НЦПИ при Минюсте России. – 2016. – Серия «Правовое просвещение населения».
2. Официальный источник правовой информации: pravo.gov.ru.

Методические разработки с использованием электронных ресурсов:

https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/profilaktika-negativnykh-proyavlenij/metodicheskie-materialy.html
http://life.mosmetod.ru/
https://uchebnik.mos.ru/catalogue
http://academy.mosmetod.ru/index.php?option=com_k2&view=itemlist&task=category&id=84:pravo&Itemid=102
https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/pravo/urok-v-moskve.html.
http://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/pravovye-voprosy-organizatsii-shkolnykh-sluzhb-primireniya-lektsiya-4.